Папки-передвижки

Конспект беседы с родителями «Можно ли наказывать ребенка»

Елена Перепечаева
Конспект беседы с родителями «Можно ли наказывать ребенка»

МКДОУ Кантемировский детский сад №1

Конспект беседы с родителями на тему : «Можно ли наказывать ребенка»

Воспитатель: Перепечаева Е. В.

Цель: Обсудить с родителями проблему воспитания детей, предложить им посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их. Обсудить с родителями систему поощрения и наказания ребенка в семье.

Публикация «Конспект беседы с родителями „Можно ли наказывать ребенка“» размещена в разделах

Мы будем говорить сегодня о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, — о целесообразности применения наказаний в форме насилия.

Отношение к наказаниям меняется на протяжении многих лет. Порой мы встречаем в фольклоре русского народа, пословицах и поговорках, необходимость физического наказания. Мы с Вами постараемся найти ответы на вопросы:

- Что наказание дает ребенку?

- Как часто можно наказывать детей?

- Можно ли обойтись без наказания?

- Возможны ли приемлемые наказания?

Если мы с Вами обратимся к конвенции о правах ребенка, то из нее следует, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо: семейное окружение, атмосфера счастья, любви и понимания. Но порой, мы сталкиваемся с нарушением прав маленьких детей, их достоинства.

Недопустимым считается небрежное, грубое обращение или отсутствие заботы. Ударить ребенка – означает нарушить его права.

Итак, давайте спросим у самих себя, можно ли иногда, когда ребенок совершенно невыносим или когда он сделал что-то ужасное, поднять на него руку? Решит ли телесное наказание «ремнем» проблему непослушания лучше, чем слова?

Существуют два ответа на этот вопрос.

Психологи категоричны - нет, никогда. Они считают, что физические наказания должны быть полностью исключены. Таким образом, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти другой способ воздействия на своего ребенка. Иногда, последствиями физических наказаний у ребенка возникает ослабление слуха и нервные заболевания. Физические наказания унижают личность ребенка, порождают озлобление. Ребенок может потерять веру в свои силы и уважение к себе, то есть те качества, которые родители должны в нем воспитывать. У детей формируется не правильное представление о способах решения проблем. Физическое наказание освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что в праве поступать так, как ему вздумается, в связи с этим, может развиться чрезмерное упрямство.

У детей с сильной нервной системой физические наказания вызывают грубость и лживость. Дети со слабой нервной системой могут стать боязливыми, вялыми, нерешительными. В любом случае, следствием физических наказаний является отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают считаться со старшими, испытывают чувство мести, страх.

Основные причины, для отказа от телесных наказаний :

-Признание своей слабости: родитель не смог справиться с ситуацией другим способом, и это роняет его авторитет в глазах ребенка.

- Взрослый дает понять, что наказание «ремнем» – единственное безотказное средство решения конфликта. Ребенок усвоит это правило и, в свою очередь, будет выбирать формы поведения, связанные с насилием. Это делает насилие чем-то обычным.

-Ребенок чувствует себя недостаточно любимым, пытается привлечь к себе внимание всеми, возможными средствами, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую стороны к большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.

-Если ребенок и уступает взрослому в такой ситуации, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях. Он не извлекает из этого никакого урока;

Порой, под влиянием эмоций самый принципиальный родитель может шлепнуть ребенка по попе. Но суть воспитания сегодня – это создание у ребенка сложной системы взаимоотношений и понимания целостности навыков труда, учебной работы, поведения. Полагаться здесь на силовые методы воздействия не только негуманно и несовременно, но и попросту бессмысленно.

Ребенка проще обучить бытовым и трудовым навыкам, мягко поправляя, а не наказывая за ошибки, иначе, боясь наказания, человек чаще всего совершает ошибку. Страх ребенка перед болью хотя и усиливает желание ее избежать, но закономерно мешает деятельности. Болевое воздействие вызывает реакции ярости или страха. Итак, принцип физических наказаний недопустим не только с точки зрения педагогики, но и психофизиологии. Такое «воспитание» противоречит самой природе.

Физическое наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение недопустимости его поведения в конкретной ситуации, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. В крайних случаях, если ребенком совершен поступок, выходящий за рамки приемлемых семейных отношений (кража, разбой и т. п.). Это могут быть единичные случаи. Физическое наказание детей тем действеннее, чем младше ребенок.

При физическом наказании детей преследуется та же цель, что и при любом другом: выработка послушания, через болезненные ощущения. Главный принцип - это выбор меньшего из двух зол, при выборе между наказанием физическим или каким-либо другим. Целью физического наказания детей родителями, как и любого другого наказания, является – «во благо».

К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях:

- Ребенок, зная правила поведения на дороге, назло перебегает улицу перед машинами. Физическое наказание детей оправданно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья.

- Поведение ребенка является угрозой жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми).

- Ребенок целенаправленно и сознательно доводит родителей или других членов семьи, возможно более слабых, не способных постоять за себя (например, младших детей). Подоплекой такого рода действий у детей, является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребенок не может быть уверен, что в более опасной ситуации они смогут защитить и его самого.

Надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. Леви:

- Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Порой результат поступка оказывается тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за кого то и ударил обидчика. В этом случае ребенок хотел помочь, просто в силу недостатка опыта, он не смог решить проблему без физического насилия.

- Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость, сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, и др.

Очень важно, что бы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым и адекватным.

Так как, дети привыкают к наказаниям, они не должны быть слишком частыми, потому что со временем они становятся равнодушными к физическому воздействию родителей.

Необходимо так же учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но, с учетом давности, не дают стать другим.

Основное правило: наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках говорить с ребенком не стоит. Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, перед сном, после сна, во время игры, во время занятий, сразу после физической или душевной травмы. Нельзя наказывать ребенка, когда он старается, но у него что-либо не получается. Когда вы огорчены, расстроены, больны, следует так же отказаться от наказания. Само наказание не должно вредить здоровью ребенка. Смысл наказания, в воздействии на эмоциональную сферу ребенка, постараться вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения и стыда. Нельзя рассматривать наказание, как обязательный метод воздействия. Если взрослый учитывает возрастные особенности ребенка, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям, то в воспитании - можно обойтись и без него.

Рассмотрим еще один метод воздействия, который часто применяют родители в своем воспитании - использование угроз и различных видов запугивания ребенка. Это приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребенок начинает бояться темноты, одиночества, врачей.

К педагогически оправданным наказаниям относятся :

-замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

-выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

-лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись : просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Главное, когда взрослые обучают и воспитывают детей, направлять их развитие без насилия, уважая личность ребенка.

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Однако, следует помнить, что игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Следует учитывать тот факт, что недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Можно использовать наказания как метод «естественных последствий» : насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки – меньше времени останется на занятие любимым делом. Необходимо учитывать и тот факт, что эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток.

Бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Недопустимо злоупотреблять запретами. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя. Поощрение, например, когда ребенка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством.

Жестокое воспитание – наследие многовековой традиции. В настоящее время, на смену принципам подчинения и долга пришли любовь и понимание того, что ребенок – это личность, заслуживающая нашего внимания и уважения. Помните, наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков, а ребенок учится тому, чему его учит жизнь.

Публикации по теме:

Беседа с родителями «Ручной труд в жизни ребенка» Ручной труд всегда заканчивается значимым результатом, а чтобы его достичь, нужно преодолеть определенные трудности. Следовательно, ручной.

Индивидуальная консультация с родителями ребенка с РДА «Трудовое воспитание ребенка с РДА в семье» Цель: повышение компетентности родителей в вопросе трудового воспитания ребенка с РДА Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию.

Конспект беседы о том, где были дети с родителями в городе (младшая группа) Цель: учить детей называть достопримечательности родного города, рассказывать о них. Развивать речь, активизировать словарный запас. Ход.

Конспект беседы с родителями детей четвертого года жизни «Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его?» Цель: привлечь родителей к обмену мнениями, по актуальным для них вопросом взаимоотношений с ребенком. Подготовка к встрече. За несколько.

Консультация для родителей «Наказывать ребенка или нет?» Консультация для родителей «Наказывать ребенка или нет?» Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и родители,.

Работа с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий.

Становление личности ребенка в совместной работе с родителями Не зря психологи утверждают, что если ребенка за день обнять 8 раз он будет чувствовать плечо взрослого, которому можно рассказать, поделиться.

Технология ведения беседы с родителями Технология ведения беседы с родителями. Предварительный этап создание условий для контакта (подумать о месте общения – группа или раздевальная.

Текст беседы с родителями и воспитателями «О заикании детей» Уважаемые родители и педагоги! Мы собрались с вами для того, чтобы ознакомиться с основными моментами в помощи детям. Итак, с чего мы начнем.

Закаливать ребенка можно и продуктами питания! Так вот, быстро повысить сопротивляемость организма помогают некоторые растения – биостимуляторы и адаптогены. Последние приспосабливают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы с родителями «Можно ли наказывать ребенка»
Опубликовано: 15 октября 2017 в 21:17
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД