Конспект фронтально-подгрупповой НОД в старшей группе для детей с ОНР «Весна. Возвращение птиц»

Ирина Костюк
Конспект фронтально-подгрупповой НОД в старшей группе для детей с ОНР «Весна. Возвращение птиц»

Конспект

фронтально-подгрупповой НОД

в старшей группе для детей с ОНР

учителя-логопеда

МДОБУ№21 г. Лабинска

Краснодарского края

Костюк Ирины Анатольевны.

Тема: «Весна. Возвращение птиц». («Сорок-сороков»)

ОО Коммуникация /ОО Познание

Программные задачи:

1. Закреплять и обогащать словаря детей по теме. Познакомить с народной традицией «закликания весны».

2. Согласовывать числительные с существительными.

3. Договаривать предложение, подбирая однородные подлежащие.

4. Употреблять в речи предлог «из».

5. Заканчивать предложение, подбирая антонимы к словам, обозначающим

действия.

6. Образовывать притяжательные прилагательные.

7. Закреплять навыки употребления приставочных глаголов в речи.

8. Объяснить значение выражения «желторотый птенец».

9. Развивать логическое мышление.

10. Развивать мелкую моторику рук

Оборудование: птички жаворонки на палочках по счёту детей, картинки с изображением перелётных птиц, макет гнезда, скворец (сделанный из картона, сюжетные картинки с изображением перелётных птиц, магнитофонная запись птичьих голосов.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Психогимнастика. (Дети выполняют действия по тексту стихотворения).

Логопед: «По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Просыпается медведь

После зимней стужи».

2. Вводная беседа.

Логопед: «Весной 9 (22) марта день с ночью меняются. Зима кончается, весна начинается. Наши предки казаки считали этот день - днём закликания весны и прилёта птиц - Сороки. Считалось, что в этот день из тёплых стран прилетают сорок разных птиц и первая из них - жаворонок.

К этому дню хозяйки пекли изделия в виде птичек - жаворонков. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Жаворонки,

Жаворонки,

Прилетите!

Красну весну

Принесите.

3. Согласование числительных с существительными.

Логопед: «Прилетели жаворонки. Сосчитайте их».

Один жаворонок, два., три., четыре., пять., шесть., семь. и т. д. (Дети считают жаворонков).

4. Отгадывание детьми загадок.

Логопед: «Отгадав загадки, вы узнаете, какие птицы прилетели вместе с жаворонками".

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад, вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица.

(Грач)

Хвост у птички так хорош,

Он на вилочку похож.

Целый день забот полна,

Домик строила она.

Клювом глины зачерпнёт

И под крышу упорхнёт.

(Ласточка.)

На шесте - дворец,

Во дворце певец,

А зовут его…

(Скворец.)

5. Договаривание предложений. Подбор однородных подлежащих.

Логопед: «К нам прилетели разные птицы. К нам прилетели жаворонки,.» (Грачи, овсянки, утки, кукушки, ласточки, журавли, лебеди, стрижи и т. д.)

6. Физкультминутка. Подвижная игра.

Дети становятся в круг, один ребёнок выходит на середину и говорит, поднимая руки вверх, показывая, как летят грачи.

Грачи летят.

Грачи летят,

На всю Русь трубят:

«Гу-гу-гу,

Мы несём весну!»

-Летят, летят! - кричат все дети и поднимают руки.

Журавли летят,

На всю Русь кричат:

«Гу-гу-гу,

Не догнать нас никому!»

-Летят, летят! — повторяют все дети.

Пчёлы летят,

Гудут, бунчат:

«Жу-жу-жу

Медову несём сыту!»

-Летят, летят! - подтверждают стоящие в кругу дети.

Поросята летят,

Полосаты визжат:

«Хрю – хрю – хрю,

Надоело нам в хлеву!»

-Летят, летят! - ошибаются некоторые из детей и поднимают руки. Кто ошибся, тот выходит из круга и больше в игре не участвует. Игра продолжается. Называются другие птицы, насекомые и животные.

7. Употребление в речи предлога «из».

Логопед: «Посмотрите откуда прилетели птицы?»

Ласточка (аист, журавли) прилетели из Африки, тёплых стран.

Утка вышла. (из пруда).

Грач вылетел. (из гнезда).

Кукушка вылетела. (из леса).

Лебеди прилетели (из тёплых краёв)

Овсянка вылетела. (из травы).

8. Антонимы.

Логопед: «Кукушка прилетела к нам, а снегирь. (улетел).

Лебедь сел на воду, а утки. (взлетели).

Скворец подлетел к скворечнику, а кукушка от гнезда (отлетела).

Скворец влетает в скворечник, а скворчиха из гнезда. (вылетает).

Осенью мы прощаемся с журавлями, а весной мы их. (встречаем).

9. Словообразование. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед: «Полюбуйтесь на этих красивых птиц. Какие они красивые».

Длинная красивая шея у лебедя. Длинная шея (чья) лебединая.

Красивые красные лапки у утки. Красные лапки (чьи). (утиные).

Пышный хохолок у журавля. Хохолок (чей). (журавлиный).

Скоро прилетит соловей и запоёт свою песню.

Красивый голос у соловья. Красивый голос (чей). (соловьиный).

Дикий гусь гогочет. Гогот (чей). (гусиный).

Как быстро летает стриж. Полёт (чей). (стрижиный).

10. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: «А вот и ласточка».

(На каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой руке, потом на левой руке.)

Ласточка.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну - красну.

11. Приставочные глаголы.

Логопед: «Прилетел скворец домой, а потом отправился на поиски корма».

Скворец из гнезда (что сделал). (вылетел) и полетел. Скворец на поле (что сделал). полетел, через речку (что сделал). (перелетел). Он на поле сел. Скворец нашёл червяка, и с пашни (что сделал). (взлетел). Он над домом, над деревом (что сделал). (пролетел). Скворец к скворечнику (что сделал). (подлетел).

12. Объяснение выражения логопедом.

Логопед: «Птицы вьют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов. Как вы понимаете выражение «желторотый птенец?».

У птенцов, которые появляются на свет, рты жёлтые. Птенцы беспомощные, не умеющие летать, не умеющие самостоятельно добывать себе пищу. «Желторотыми птенцами» называют не только птенцов, но и маленьких детей, таких же беспомощных, как и птенцы,

13. Итог.

Логопед: «Прилетели птицы, защебетали, запели, свили гнёзда, выводят птенцов».

Назовите птиц, которые прилетают весной. (Ответы детей.)

На улице птичий гомон и на душе радостно. Весна пришла! Послушаем птичье пение. (Дети слушают магнитофонную запись птичьих голосов.)

Публикации по теме:

Детские поделки к 9 Мая Вашему вниманию представлены фотоработы детских поделок, приуроченных к празднованию Дня Победы. В работе использовался различный материал:.

Реализация основных положений ФГТ в коррекционной программе для детей дошкольного возраста с ОНР В настоящее время вся деятельность педагогов определяется в соответствии с ФГТ. Основная деятельность детей - игровая, что необходимо учитывать.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект фронтально-подгрупповой НОД в старшей группе для детей с ОНР «Весна. Возвращение птиц»
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 23:27
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...