Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Перелетные птицы» «Путешествие маленьких орнитологов»

Надежда Татаринцева
Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Перелетные птицы» «Путешествие маленьких орнитологов»

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы.

Лексическая тема: «Перелетные птицы»

Тема НОД: «Путешествие маленьких орнитологов»

Подготовила:

Учитель-логопед Татаринцева Н. Г.

Цель: - расширить и активизировать словарь у детей по данной теме.

Задачи: - систематизировать и расширить имеющиеся знания о перелетных птицах;

- закрепить в памяти детей названия птенцов различных птиц;

- продолжать учить образовывать множественное число существительных;

- учить согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных и глаголов в числе;

- продолжать развивать мелкую моторику;

- развивать внимание мышление, память;

- воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Основная часть.

3.1 Игра «Один – много»

3.2 Игра «Кого не стало?»

4. Физ. минутка.

5. Игра «Закончи предложение»

6. Составление описательного рассказа.

7. Игра «4-ый лишний»

8. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: - Ребята, подойдите, пожалуйста, к окну и посмотрите, напомните мне, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Логопед: - Как вы догадались, что весна? Подумайте, а пока подойдите к своим стульчикам, кто правильно ответит, тот присаживается на свое место.

Дети: Стало тепло.

Солнышко греет.

Растаял снег.

Легко стали одеваться.

На деревьях листики появились.

Травка.

Цветы.

Птицы прилетели и т. д.

Логопед: - Спасибо! Теперь я тоже знаю, что к нам пришла весна.

1. Введение в тему.

Логопед: - Ребятки, Егор сказал что в наши края прилетели птицы. Назовите, какие именно?

Дети: Ласточки, скворцы, журавли и т. д.

Логопед: - Сколько вы знаете прилетающих птиц, посмотрите, пожалуйста, на картинки, остались ли тут еще те, про которых вы забыли?

- Кто же из вас самый внимательный и уже догадался, про кого мы с вами сегодня будем говорить?

Дети: Про птиц! Перелетных птиц!

Логопед: - Умницы! Кто-нибудь из вас знает, как называют людей, занимающихся изучением птиц!

Дети: Нет.

Логопед: - Ребята, это ОРНИТОЛОГИ. Повторите все вместе - орнитологи.

- И сейчас, чтобы точно ничего не пропустить интересного и важного, мы превращаемся в орнитологов!

3. Основная часть.

И так, мои маленькие ученые:

1) Почему эти птицы называются – перелетные?

2) Когда они улетают и прилетают?

3) Птицы улетают по одной или группой? (Группой.)

4) Ребята, когда у перелётных птиц появляются птенцы? (Летом.)

- Ребята, какие вы молодцы, все знаете и на все мои вопросы правильно ответили.

3.1 Игра «Один – много»

Логопед, показывая картинки с изображением птиц, предлагает детям изменить слово по образцу: Аист – аисты.

Соловей – соловьи;

жаворонок – жаворонки;

утки – утки;

гусь – гуси;

скворец – скворцы;

ласточка – ласточки;

журавль – журавли;

цапля – цапли и т. д.

3.2 Игра «Кого не стало?»

Логопед: - Ребята сейчас, вы, закрываете глазки, я прячу одну картинку птицами, а вы, открыв глаза, постараетесь вспомнить, кто пропал.

Н – р: Гуси – не стало гусей.

4. Физ. минутка.

Логопед: - Что-то мы с вами совсем засиделись. Сейчас потихоньку встаем и делаем круг.

Цапля ходит по болоту, Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги

Будто ищет там кого-то. Делают вид, что что-то ищут

Ой, боюсь, что эта цапля Подошли все к логопеду

Лягушонка хочет сцапать. Пытаются поймать заводную игрушку-Лягушонка.

(А. Ганиев)

5. Игра «Закончи предложение»

Учитель-логопед, в любом порядке, каждому ребенку бросает мяч и говорит:

- У аиста…. (аистенок)

- У утки…. (утенок)

- У журавля…. (журавленок)

- У кукушки… (кукушонок)

- У журавля…. (журавленок) и т. д.

Логопед: - И с этим заданием вы тоже справились!

6. Составление описательного рассказа.

А сейчас я проверю, настоящие ли вы орнитологи?

Посмотрите внимательно на перелетных птиц. Чем они отличаются?

Дети: Эта большая, а соловей маленький. Длинный клюв. И т. д.

Логопед: - Сравните и назовите отличия между Кукушкой и Соловьем; между Аистом и Грачом и т. п. (Чтобы дети не путались при сравнении и описании птиц, им было предложено рассказывать по порядку – начиная либо с головы, либо, наоборот, - с лапок)

Игра «4-ый лишний»:

Логопед: Я диктую по 4 слова, а вы попробуйте догадаться, кто лишний (если на слух не справляются с заданием, можно предложить эту игру в картинках).

Лебедь, скворец, сорока, грач;

Кукушка, зяблик, соловей, снегирь;

Страус, цапля, журавель, аист;

Сова, соловей, ворона, сорока.

Правильно! Ответьте на вопрос: Кто больше зяблика, но меньше утки?

7. Подведение итогов.

(Играет медленная музыка)

- Ребята, вот и подошла наша экспедиция к концу, пора превращаться нам в ребят. Для этого нам нужно хлопнуть три раза в ладошки, крепко зажмурить глазки и на счет 1, 2, 3 их открыть.

- Напомните мне, кем мы сегодня были?

- Чем занимаются орнитологи?

- Про кого мы сегодня разговаривали?

- Сейчас каждый вспомните по одной перелетной птичке, назовите и подойдите ко мне.

Чтобы вы не забыли про нашу экспедицию, у меня для вас приготовлены интересные загадки, а какие именно вы узнаете уже дома.

Дети по очереди подходят к учителю логопеду, из коробка вытаскивают небольшой свиток, где написана загадка.

Загадки, раздаваемые в конце занятия (домой):

Подумай, о ком можно так сказать:

Серая, умная, громкоголосая —

Пёстрая, хищная, большеглазая —

Шустрая, белобокая, длиннохвостая —

Длинноклювый, пёстрый, красноголовый —

Маленький, красногрудый, черноголовый —

Маленькие, шумные, коричневые —

Желтогрудая, белощёкая, тонкоголосая —

Краснопёрый, чернокрылый, с перекрещивающимся клювом —

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия «Перелетные птицы»Конспект фронтального занятия «Перелетные птицы» .

Лексические темы. Старшая группа месяц Нед. Лексическая тема IX 1 Вот и лето прошло 2 Детский сад. Игрушки. 3 овощи 4 Фрукты. Ягоды. X 1 Осень. Явления живой и неживой природы.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия. Тема: «Перелетные птицы» «Путешествие маленьких орнитологов»
Опубликовано: 30 апреля 2013 в 11:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...
Фотоотчет о прогулке «Осень золотая. Игры с опавшими листьями»
Наступила осень, природа преобразилась, стала еще краше, чем летом. Деревья сменили свои зеленые наряды на яркие, разноцветные и празднуют свой последний...
Коллективная поделка в смешанной технике «Подводное царство»
Не так давно я Вас приглашала в Деревню Лоскутково, ну а сегодня предлагаю окунуться Вам в Подводное царство. Как - то вечером мои ребята решили сделать...