Конспект фронтального занятия во 2-м классе по произношению на тему: «Дифференциация Т-Д в слогах, словах»

Лейсан Минуллина
Конспект фронтального занятия во 2-м классе по произношению на тему: «Дифференциация Т-Д в слогах, словах»

Цели:

Обучающие: закрепление звуко- буквенной связи,

расширение словарного запаса,

подбор слов –антонимов,

Коррекционно-развивающие: дифференциация по глухости- звонкости,

развитие фонематических процессов,

развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

развитие непроизвольного внимания,

составление слов,

развитие мелкой моторики,

развитие интонационной выразительности речи,

развитие речи, логического и образного мышление, памяти.

Воспитательные: учить детей работать самостоятельно, учить отвечать на вопросы полным ответом,

развивать самоконтроль и взаимоконтроль речи.

Оборудование: доска, карточки с буквами Д и Т (18 штук, карточки со слогами ДА и ТА (16 штук, карточки с пропущенными буквами в словах, сигнальные кружки зеленого и розового цвета (по 8 штук, карточки «найди буквы», кроссворд, картинки предметные: дом, дверь, топор, вертолет, труба, ворота, пирамида, удочка, уточка, аист.

«Дифференциация Т-Д в словах, слогах»

Ход занятия:

1. Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята. Сели девочки, сели мальчики.

2. Введение в тему.

-Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с двумя звуками, но с какими, вы должны догадаться. Отгадайте мои загадки, обращайте внимание на отгадки:

Сто одежек и все без застежек. (капуста)

-Что это? Поднимаем руки.

Сидит на крыше

Всех выше

И дымом дышит. (труба)

Кто на себе свой дом носит? (улитка)

Ночью на небе зажигаются. (звезды)

Через поля,

Через луга

встала нарядная дуга. (радуга)

Что в решете не унесешь? (воду)

Что это у Галочки:

ниточка на палочке,

палочка в руке,

а ниточка в руке? (удочка)

Как называется надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо (адрес)

Четыре братца под одной крышей живут. (стол)

- Молодцы. А сейчас внимательно послушайте слова: капусТа, Труба, улиТка, звезДа, воДа, уДочка, аДрес, сТол. (логопед читает слова, выделяя звуки Т и Д). Какие два звука встречаются чаще всего?

(дети: звуки Т и Д)

3. Характеристика звуков Т и Д

- Правильно! Ребята, я совсем запуталась. Вот кто мне объяснит, что такое звук?

(дети: звук- это то, что мы произносим и слышим.)

- А кто скажет, чем похожи звуки Т и Д? Какие они: гласные, согласные?

(дети: Они согласные)

- Чем еще похожи? Какие они: мягкие или твердые?

(дети отвечают, что оба звука твердые)

- А чем они отличаются?

(логопед несколько раз произносит звуки Т и Д)

(дети: Д- звонкий, а Т- глухой)

-Молодцы! А когда мы произносим эти звуки, что делает наш язычок? Давайте вместе произнесем Т-Т-Т, а теперь Д-Д-Д. Что же делает язычок?

(дети: язычок стучит за верхними зубками.)

- Кто даст полную характеристику звука Т, Д?

(дети отвечают)

-Молодцы!

4. Развитие фонематического слуха

(логопед говорит ряд слогов, а дети по цепочке должны повторить)

да-да-та ада-ата-ада

та-та-да адо-ато-адо

до-до-то ату-аду-ату

то-то-до аты-ады-аты

ду-ду-ту одо-ото-одо

ту-ту-ду ута-уда-ута

ды-ды-ты иды-ыты-ыты

ты-ты-ды

-Молодцы!

5. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

-Теперь я буду говорить слова. А вы должны сказать какой звук в слове Т или Д. Начнем! Слово «дом».

-Какой звук стоит в этом слове Т или Д?

-Где стоит он? (в начале, середине, в конце)

(душ, доска, вата, туча, рот, мост, дача, тапки, нота, удочка, билет, дочка, точка)

-Ребята, вы молодцы! Со звуками мы разобрались, а теперь будем разбираться с буквами. Что такое буква?

(дети: это то, что мы пишем и читаем)

-Посмотрите, ребята, это буква Т, а это Д. скажите, сколько элементов с букве Т? Д?

(дети: в букве Т -2 элемента, а в Д -6.)

6. Развитие фонематических процессов.

(логопед раздает каждому ученику по две карточки с буквами Т и Д).

- У каждого из вас есть по две карточки. Сейчас я буду показывать вам картинки, если в названии этой картинке есть звук Т или Д, то показывайте соответствующую букву.

(дом, удочка, дверь, уточка, светофор, вертолет, топор, пирамида, ворота, труба.)

-молодцы!

-Ребята, кто-то съел части слов из моего учебника, вот я их выписала на доску. Помогите мне понять, что это за слова. Поднимите тот слог, который должен быть в слове.

(логопед раздает карточки со слогами: ДА, ТА)

бе. горо. утя.. бун

коф. воро. приро.. та во. боро. свобо.

ва. гуся. добро.

-Молодцы! Вы мне помогли, спасибо!

7. Физ. минутка

-Встали, ребята! Давайте разомнемся. Я буду ведущим.

(Логопед ведет всех детей на ковер. Дети идут друг за другом по кругу.)

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

За ведущим дружно вместе

Сделаем вот так, вот так,

А потом еще и так (дети повторяют разные движения за логопедом. Затем идут в обратную сторону.)

Дальше мы идем по кругу,

Мы идем за шагом шаг,

За ведущим дружно вместе

Сделаем вот так, вот так.

8. Подбор слов антонимов

-Поиграем, ребята, в игру «наоборот».

Тихий- найти- старый- вредный- трусливый- храбрый-

Темно- завязать- толстый-

Внутри- вместе- вежливый-

Богатство- труд- Твердый- больной-

9. Развитие навыков анализа и синтеза

-Замените в слове звук Т на Д (или наоборот)

например, дом-том.

Там- (дам)

Вода- (вата)

Таня- (Даня)

Трава- (дрова)

Стул- (сдул)

Уточка- (удочка)

-Молодцы, ребята!

10. Развитие оптико- пространственного восприятия букв

-У меня в карточках затерялись буквы Т и Д. Нужно их найти.

(логопед раздает каждому ученику по карточке формата А4, на которых изображены разные пересечения линий, в которых ученики должны найти буквы)

-Кто пойдет первый к доске? (ученики выходят по одному и всем демонстрируют найденные буквы. Логопед помогает ученикам.)

11. Работа со словами

(На доску вывешиваются буквы Д- напротив зеленый кружок, Т- розовый кружок. У логопеда в руках карточка со словом, в котором пропущена буква)

-Ребята, сейчас я буду показывать слова, в которых пропущена буква Т или Д. Нужно подставить правильную букву и назвать ее.

(Логопед вызывает ученика. У него 2 буквы: Т и Д. Остальные ученики проверяют его сигнальными карточками. Если должна стоять буква Т, то розовый кружок, а если Д, то зеленый.)

ВОРО. А ПАР. А БА. ОН

ЛОПА. А БОРО. А С. ЫД

ОГРА. А С. ОПА НИ. КА

КАПУС. А МОС. Ы. УПЛО

МОЛО. ОК С. УЛ

ПОГО. А С. АКАН

12. Разгадайте кроссворд

-Что такое кроссворд?

(дети отвечают. Логопед вывешивает кроссворд форматом А1 на доску)

Вы знаете, что в кроссворде есть слова по горизонтали и вертикали? Что значит по горизонтали? Вертикали? (если дети не знают, то логопед объясняет значения слов.)

Вопросы:

1 В ней пишут новости. Продают ее в киосках. (газета)

2 Кто такой Айболит? (доктор)

3 Перелетная птица, безголосая. (логопед показывает картинку.) (аист)

4. Кто носит дом на себе? (улитка)

5. Растет в пустыне. Оно зеленое, колючее. (кактус)

6. Необходимая вещь для швеи. (нитка)

7. Что перетягивают на сабан туе? (канат)

-Какое слово получилось у нас по вертикале? (градусник)

-Какой вопрос можно придумать на это слово?

(дети перечисляют свои вопросы.)

13. Итоги.

-Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

(дети перечисляют)

-Вы все молодцы! Все старались. До свидания!

Публикации по теме:

Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха для детей 5–7 лет.Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха для детей 5–7 лет. Игры из бросового материала на развитие фонематического слуха. Занимаясь проблемой развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

Презентация опыта работы по коррекции ФФН рЕчи у детей с ОНР. Актуальность выбранной темы. Оснащение ДОУ современным оборудованием. Коррекция фонетико-фонематического слуха у детей с ОНР. Развитие фонематических.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия во 2-м классе по произношению на тему: «Дифференциация Т-Д в слогах, словах»
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 13:03
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...