Фронтальная коррекционно-развивающая деятельность в подготовительной группе для детей с нарушениями речи «Свойства мела»

Наталья Канищева
Фронтальная коррекционно-развивающая деятельность в подготовительной группе для детей с нарушениями речи «Свойства мела»

Автор: Канищева Наталья Владимировна, учитель-логопед МБДОУ детский сад N15 "Дружная семейка" города Белгорода.

Цель: расширять представления детей об окружающем мире.

Задачи:

1. Коррекционно – образовательные :

- познакомить детей со свойствами мела;

- познакомить с флагом Белгородской области;

- познакомить с этимологией слова «Белгород»;

- дать детям представление о том, как добывают мел, и как мел используются человеком.

1. Коррекционно – развивающие :

- закреплять умение детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности;

- развивать речь детей (обогащать словарь качественными прилагательными);

- развивать умение работать со схемами;

- развивать зрительную и двигательную память, внимание, способность устанавливать связи между реальными предметами, их символами и имитационными движениями.

- развивать сенсорные ощущения детей;

- закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением.

1. Воспитательные:

- поддерживать интерес детей к опытнической работе;

- воспитывать интерес к явлениям неживой природы;

- воспитывать умение работать в паре.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, магнитная доска, мольберт, 10 подносов, 5 комплектов раздаточного материала (стакан, деревянная ложка, несколько кусочков мела, лупа, цветной картон, влажная салфетка, большой кусок мела, стакан с уксусом, ракушки, 10 наборов цветных мелков.

Ход занятия.

(1 слайд с песней)

В момент входа детей в группу звучит песня «Белый город».

I Орг. момент

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на присутствующих в группе гостей и поздороваемся с ними. Больше внимания на них мы обращать не будем.

Дети стоят полукругом вокруг воспитателя.

В.: Ребята, нам пришло видеописьмо. Давайте посмотрим и узнаем, от кого оно?

Видео: «Здравствуйте, ребята! Я Хозяйка волшебной горы, а вот какой именно, попробуйте догадаться:

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки.

Растворяется легко, опустить комочек в речку –

Утечет как молоко»

Дети: Мел.

Видео: «Молодцы, ребята! Я Хозяйка – Меловой горы. Мне очень одиноко в своих владениях и поэтому я решила пригласить всех вас к себе в

II Основной этап

В.: Ребята, а как вы думаете, почему Хозяйка Меловой горы решила открыть свои тайны именно вам.

Предположения детей.

В.: Как называется город, в котором мы живем?

Д.: Белгород.

В.: А знаете, почему он так называется наш город.

Д.: У нас в городе есть меловые горы.

Правильно, ребята, даже на флаге Белгородской области, посмотрите (демонстрирует детям стенд с флагом Белгородской области) белый прямоугольник обозначает меловые залежи.

Видео: «Друзья, я поняла, вы очень много знаете, и поэтому отправила вам посылку со своими сокровищами. Желаю удачи!»

В.: Ребята, давайте присядем за столы.

Дети рассаживаются на свои места.

В.: Нам на занятии нужны будут ваши зоркие глазки, давайте сделаем для них гимнастику.

(2 слайд) III Зрительная гимнастика (презентация)

Ребята, вам нужно будет внимательно следить за движением объектов глазками, при мигании объектов - вы будете моргать глазками.

(3 слайд пустой, белый)

В.: Откроем посылку и посмотрим, что прислала нам хозяйка Меловой горы.

Воспитатель достает из посылки кусочек мела.

В.: Хозяйка Меловой горы каждому из вас прислала по маленькому кусочку мела. Возьмите мел в руки и внимательно его рассмотрите.

Дети берут мел из приготовленных на столах тарелочек.

В.: Что мы можем сказать о его внешнем виде? Какого он цвета?

Д.: Мел белого цвета. (Дети отвечают индивидуально и полным предложением)

В.: А какой он: твердый или мягкий?

Д.: Мел твердый.

В.: А еще давайте попробуем провести черту мелом на картоне.

Д.: Мел оставляет след.

В.: Значит мел какой?

Д.: Хрупкий.

В.: Тяжелый или легкий?

Д.: (сомневаются)

В.: А как мы можем это проверить? Посмотрите, у вас на столах есть стаканы с водой, опустите мел в воду. Что произошло?

Д.: Мел опустился на дно стакана. Он тяжелый.

В.: Ребята, а теперь возьмите деревянные ложечки и размешайте воду в стакане. Что произошло с водой, она помутнела?

Д.: Немного.

В.: Мел растворяется в воде?

Д.: Плохо.

В.: Попробуем растворить мел в другой жидкости? У меня в стакане уксусная кислота. Она очень опасна, поэтому этот опыт проведу я, а вы понаблюдаете.

Воспитатель опускает кусочек мела в стакан с уксусной кислотой. Уксус в стакане начинает бурлить от огромного количества пузырьков газа, выходящих их мела. Постепенно отваливаются мелкие кусочки, и в конце концов он полностью распадается.

В.: Дети, что произошло с жидкостью. Откуда пузырьки?

Дети: Из мела выходит воздух.

В.: Что происходит с мелом?

Дети: Мел растворяется.

В.: А знаете ли вы, ребята, что мел не сразу стал таким белым и красивым. Возьмите со своих подносов камешек желтого цвета. Давайте рассмотрим его под лупой, что вы видите?

Ответы детей.

В.: Мел – это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, кораллов (воспитатель по ходу своего рассказа демонстрирует детям ракушки, морскую звезду и т. п.)

IV Физкультминутка «Постройка» (с опорой на схемотаблицу)

В.: Ребята, встаньте со стульчиков и задвиньте их под стол.

Мы построим за часок:

Стенки, (махи руками)

пол, (наклоны)

и потолок, (тянемся вверх)

Крышу прочную прибьем, (имитация)

Лишний мусор подметем. (имитация)

Мы в постройке знаем толк,

Нам не страшен серый волк! (мимическое изображение)

В.: Размялись немного, присаживаемся.

Дети, как вы думаете. В чем польза мела?

Ответы детей.

(4 слайд) В.: Правильно. Мел необходим нам для формирования наших костей. Знаете, как он попадает в наш организм?

Ответы детей.

(5 слайд) В.: Да, вы правы: с помощью продуктов питания. А давайте вспомним, какие продукты содержат кальций.

Д.: Творог, молоко, рыба и т. п.

(6 слайд) В.: Молодцы, ребята. Еще мел используется в медицине. Из него изготавливаются таблетки, витамины, зубные пасты. Еще мел используется в строительстве. Как вы думаете, что из него делают?

Д.: Кирпич, цемент, побелка и т. п.

(7 слайд) В.: Молодцы, а еще мел используется в сельском хозяйстве. Может кто-нибудь скажет для чего?

Д.: Корм для животных, удобрение для растений и т. п.

(8 слайд) В.: И в косметической промышленности, для изготовления косметики: пудры, теней. Вот сколько пользы приносит мел!

(9 слайд, на котором помещены все картинки)

А сейчас, ребята, давайте по цепочке мы расскажем все, что сегодня узнали о меле (для подсказки на доске находится схема).

V Итог занятия

В.: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили, почему наш город называется Белгородом, назвали свойства мела и отметили, какую пользу он приносит.

Видео: «Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. И теперь вы знаете, почему наш город называется Белый. Летом я вас жду к себе в гости. А пока я хочу одарить вас небольшими сувенирами».

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород Новикова Наталья Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Фронтальная коррекционно-развивающая деятельность в подготовительной группе для детей с нарушениями речи «Свойства мела»
Опубликовано: 2 апреля 2013 в 17:20
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....