Получи документы

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматического строя в старшей логопедической группе «Овощи и фрукты»

люция хасанзянова
Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматического строя в старшей логопедической группе «Овощи и фрукты»

Конспект фронтального занятия по формированию

лексико - грамматического строя речи (старшая группа)

Тема: «Овощи и фрукты»

Цели:

Образовательные;

- закрепление умение детей различать «Овощи» и «Фрукты»

- расширение словарного запаса по данной теме

Публикация «Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматического строя в старшей логопедической группе „Овощи и фрукты“» размещена в разделах

- закрепление в речи детей существительные с уменшительно-ласкательными суффиксами

Коррекционно-развивающие:

- развитие памяти

- развитие мышления

- развитие внимания

- развитие мелкой моторики

- развитие общей моторики

- развитие связной речи Воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе

- упражнять в выполнении действий по словесному указанию логопеда

- воспитывать чувство взаимопомощи

Оборудование:

- муляжи фруктов и овощей

- карточки с изображение фруктов и овощей

- игрушка

- рабочая тетрадь

- карандаши

- опорная схема для составления предложений

План занятия : Организационный момент

Взаимное приветствие Введение в тему

I. Актуализация знаний, умений, навыков

Введение в тему. Отгадывание загадок.

II. Формирование новых понятий

1) Игра «Повтори, не ошибись»

2) Обоснование темы

3) Игра «Чего не хватает в корзине»

4) Пальчиковая гимнастика

5) Игра «Ласковые слова»

III. Формирование и применение умений и навыков

1) Игра«1 -3-5»

2) Физкультминутка

3) Работа по тетрадям. Игра «Назови сок, варенье»

4) Игра «Четвертый лишний»

5) Рассказ - описания по опорной схеме

6) Обобщение по занятию Подведение итогов

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте, дети!

- Сейчас сядет тот, кто вспомнит и назовет фрукт или овощ? Лилия: Лимон

- Молодец, садись Эвелина: Апельсин

- Молодец, садись Булат: Капуста и др.

I. Актуализация знаний, умений и навыков

Введение в тему

- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Ёжик и принес загадки, которые он сам не смог отгадать. Давайте мы все вместе ему поможем? Мы же все любим, отгадывать загадки, да?

Дети: Да!

Я рос на грядке, Само с кулачок

Характер мой гадкий: Круглый бочок

Куда ни приду, Тронешь пальцем гладко

Всех до слёз доведу. (Лук) А откусишь - сладко. (Яблоко)

Что готовить надо маме

И хранить это в яме,

Мы ж к вареной - тянем ложку?

Очень вкусная. (Картошка)

Важен он, как господин, Этот сочный. (Апельсин)

Летом в огороде - свежие, зеленые. А зимою в бочке - желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?. (Огурцы)

Этот плод продолговатый. Витаминами богатый. Его варят его сушат -Называется он. (Еруша)

- Молодцы, ребята! Вы помогли Ёжику отгадать загадки. Он говорит вам спасибо и сейчас он всем нам споёт свою песенку. (Игрушка - Ёжик музыкальный, логопед нажимает на кнопку, игрушка начинает петь). Ребята всем понравилась песенка Ёжика?

Дети: Да!

- А сейчас пусть Ёжик посидит у нас на занятие и посмотрит как мы с вами занимаемся.

II. Формирование новых понятий

1)- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Повтори, не ошибись». Я сначала вам скажу несколько слов, а потом вы повторите, хорошо? Дети: Да! Апельсин - яблоко - груша (Дети повторяют, логопед показывает картинки)

- Ребята, а скажите мне, как можно сказать одним словом все это? Дети: Фрукты. Молодцы!

- Ребята, а скажите мне, где у нас растут фрукты? Дети: В саду

Морковь - капуста- огурец (Дети повторяют)

- А эти слова как можно назвать одним словом? Дети: Овощи.

- Правильно овощи, молодцы!

- А где растут овощи?

Дети: Овощи растут в огороде

- Правильно. Молодцы!

2) - Ребята, а теперь мы с вами поиграем в интересную игру «Чего не хватает в корзине?» Посмотрите-ка, что у нас лежит на корзине?

Дети: В корзине лежит яблоко, лимон, морковь, лук, огурец, свекла, груша, капуста, персик, баклажан.

- Все запомнили какие фрукты и овощи лежат у нас в корзинке. Дети: Да!

- Хорошо, теперь я хлопну в ладоши, а вы закройте глаза. (Дети закрывают глаза, а логопед убирает из корзины 1 овощ и 1 фрукт. Открыв глаза, дети смотрят на корзину и говорят, чего не хватает.)

- Теперь все дружно открыли свои глазки. Посмотрите-ка, ребята чего не хватает в корзине?

Дети: Яблока, капусты.

- Правильно ребята, молодцы!

3) Пальчиковая гимнастика

- А теперь ребята мы с вами поиграем с нашими пальчиками. Все встали, задвинули стульчики, чтобы они нам не мешали.

ЩИ

Чищу овощи для шей, (Дети хлопают в ладоши)

Сколько нужно овощей? (Разводят руки в сторону)

Три картошки, (Загибают три пальца левой руки)

Две морковки (Загибают два пальца на правой руке)

Луку полторы головки, (Загибают три пальца на правой руке)

Да петрушки корешок, (Загибают один палец)

Да капусты (Загибают один палец)

Потеснись-ка ты, капуста. (Ладошками отодвигают «капусту» с сторону)

От тебя в кастрюле густо! (Выставляют большие пальца)

Раз! Два (Выставляют указательные пальцы) Три!

(выставляют средние пальцы)

Огонь зажжен. (Хлопают)

Кочерыжка,

(Правой рукой показывают на центр круга)

Выйди вон! (Правой рукой показывают на дверь).

- Молодцы! Вот мы с вами и отдохнули, а теперь садимся.

4) - Сейчас мы с вами будем играть в игру «Ласковые слова». Я буду говорить слова, а вы должны сказать ласково. (Логопед говорит фрукт или овощ и показывает соответствующий муляж)

- Помидор Лилия: Помидорчик

- Огурец Булат: Огурчик

- Лимон Эвелина: Лимончик

- Апельсин Инсаф: Апельсинчик

- Морковь

Лера: Морковочка

- Ананас Камиль: Ананасик

- Слива Ильяс: Сливка

- Перец Ирик: Перчик -Лук Булат: Лучок

- Яблоко Алмаз: Яблочко

- Молодцы, ребята.

III. Формирование и применение умений и навыков

1)- Теперь мы с вами поиграем в игру «1 - 3 - 5».

(Логопед показывает картинку и спрашивает детей «Что это?»)

- Ребята, посмотрите, это что? Дети: Яблоко

- Правильно, это яблоко. Давайте посчитаем, сколько же у нас всего яблок. Дети: 1 яблоко, 2 яблока, 3 яблока, 4 яблока, 5 яблок

- Молодцы! А теперь мы с вами посчитаем, сколько у нас всего морковок. 1 морковка, 2 морковки, 3 морковки, 4 морковки, 5 морковок

- Хорошо, молодцы! Булат, сколько же у нас всего морковок? Булат: Пять. Молодец.

2) Физкультминутка

- Ребята, давайте мы с вами отдохнем, все дружненко встанем. Сейчас мы посмотрим, что же у нас растет в нашем огороде.

Огород

Повторяй за мной зарядку

(Шаги на месте)

Мы пришли на грядку.

Тыква вот, а вот томат.

(Вытянуть руки влево, вправо)

Здесь - капуста, здесь - салат.

(Наклониться к левой ноге, затем к правой. Выпрямиться)

Тмиы, картошка, артишок

(Руки на пояс, к плечам, вверх)

И петрушки корешок

(Руки опустить)

Все, что вырастили мы,

(Развести руки в стороны)

Будем есть мы до весны.

{ руки вниз, выпрямиться.)

- Молодцы! А теперь мы будем яблонями.

Яблонъка

Веточки на яблоньке

(Руки наверху)

Повисли от печали

(Кисти опущены)

Яблоки на веточках висели и скучали

(Покачали руками)

Девочки и мальчики ветки раскачали

(Качаем руками)

Яблоки о землю тихо застучали

(Присесть и хлопки о пол.)

- Молодцы, ребята садитесь.

3) - Теперь, давайте откроем тетради (Упражнение № 6) и посмотрим из каких фруктов, и что приготовила мама?

- Ребята, мама приготовила нам сок. А какой у нас сок? Эвелина: Яблочный пирог.

- А это, какое варенье? Лилия: Апельсиновое варенье.

- А это какой сок? Булат: Апельсиновый сок.

- А это какой сок? Лера: Лимонный сок.

- А вот этот какой сок? Инсаф: Персиковый сок и т. д.

- Молодцы ребята!

4) Игра «Четвертый лишний»

- А теперь ребята посмотрите на корзинку. Нащ гость ёжик ходил в сад. Ребята, а что у нас собирают в саду? Дети: Фрукты

- Молодцы, правильно фрукты. Посмотрите на эту картинку, (апельсин, груша, капуста, ананас) всё ли правильно собрал в свою корзинку Ёжик? Дети: Нет, капуста лишняя.

- Молодцы, ребята, а почему капуста оказалась лишней? Дети: Потому что капуста - овощ.

- Молодцы! А теперь посмотрите, на вторую корзинку, он собирал овощи. А где у нас собирают овощи?

Дети: В огороде, на грядке.

- Молодцы! Ребята, а Ёжик правильно все собрал? (яблоко, лук, огурец, помидор)

Дети: Нет, яблоко лишние, потому что это фрукт.

- Правильно. Молодцы, вы помогли Ёжику правильно разложить фрукты и овощи в корзинке. А теперь ребята, давайте вспомним, как у нас называется одним словом все, что лежит в этой корзине? (логопед показывает палочкой на корзинку)

Дети: Овощи

- Правильно. А как называется все, что лежит на другой корзинке? Дети: Фрукты

- Молодцы, ребята.

4) Составление рассказа-описания по опорной схеме

(На доске висит схема, по которой дети рассказывают про фрукты и овоши.)

- Ребята, сейчас я вам вот по этой схеме расскажу про свой любимый фрукт. Затем кто то из расскажет про свой любимый фрукт или овощ.

Вот яблоко. Это фрукт. Яблоко красное, круглое. Оно большое и сладкое. Растет яблоко в саду на дереве. Его едят сырым, из него варят варенье, делают джем, готовят вкусный сок.

- Ребята, а теперь кто хочет нам рассказать про свой любимый овощ или фрукт?

Лилия: Персик - это фрукт. Он желтый и круглый. Персик маленький и сладкий. Молодец. - А где персик растет? Персик растет на дереве. Его едят сырым, варят варенье.

Булат: Помидор - это овощ. Он красный и круглый. - А какой он на вкус? Он сладкий и большой. Растет помидор в огороде. Его едят сырым, делают сок, салаты,- Молодцы!

Итог занятия

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Дети: О фруктах и об овощах.

- А теперь девочки скажите, какие фрукты вы знаете? Лилия: Лимон

Эвелина: Апельсин Лера: Персик,

- Молодцы! А теперь мальчики скажите-ка какие овощи вы знаете? Булат: Капуста

Инсаф: Свекла

Камиль: Лук и др.

Затем логопед благодарит всех детей.

- Молодцы! Спасибо ребята. Вы все хорошо позанимались, все сегодня получают пятерки.

Спасибо всем, занятие окончено, до свидания.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Творческий проект «В гостях у сказки» ЦЕЛИ ПРОЕКТА: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путем освоения сложных игровых умений и навыков..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматического строя в старшей логопедической группе «Овощи и фрукты»
Опубликовано: 22 октября 2013 в 20:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД