Конспект группового занятия «В поисках солнца»

Ирина Черкашина
Конспект группового занятия «В поисках солнца»

Старшая группа

Цель: развитие речевой активности детей с помощью использования специально подобранных игр и упражнений по общей, мелкой и артикуляционно-лицевой моторике.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.

2. Развивать языковой анализ и синтез, представление.

3. Обогащать и активизировать словарь, учить умению использовать разные грамматические формы.

4. Расширить представление детей о старинных русских народных традициях связанных с приходом весны.

Коррекционные:

1. Развивать мелкую, общую, речевую и мимическую моторику.

2. Развивать речевое дыхание, вырабатывать центральную воздушную струю, длительность выдоха.

3. Профилактика дисграфии.

Воспитательные:

1. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Оборудование: соленое тесто, дощечки, ножи, салфетки влажные; пособие «Лапти»; полотно «Река», штриховка «Мост через реку»; пипетки, миска с водой, листочки; пособие «Цветы»; презентация; музыка «Песня жаворонка», «Звуки весеннего леса».

Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Все они такие красивые, с добрыми глазами, пришли посмотреть на нас. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем им приятного просмотра нашего занятия!

- А теперь выполним ритуал приветствия.

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ: встали в круг, взялись за руки.

Логопед: Подарите свою добрую и красивую улыбку друг другу. Повернитесь к гостям и улыбнитесь им.

Пусть этот день подарит нам хорошие воспоминания!

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает

Кто это время года знает?

Логопед: Правильно! Весна! Весной день становиться. короче или длиннее. Воздух становиться холоднее или теплее. Пение птиц становится грустнее или радостнее. На улицах становиться темнее или светлее. Пение птиц становиться тише или громче.

Логопед: Предвестниками весны считали прилет жаворонков, исстари говорили: «Жаворонок весну благословил»

На Руси есть традиция, а какая, нам расскажет …., он с мамой, по моему заданию узнал о ней.

Слайд жаворонка

- Жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, выше всех поднимаются в воздух и ближе всех бывают к солнцу. Своими звонкими трелями возвещают о приходе весны. По народному обычаю весной жаворонков пекли из теста. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела».

- Я предлагаю вам продолжить народную традицию, слепить из теста жаворонков.

«Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П. И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка».

- Ребята протрите руки салфеткой.

- А жаворонков мы будем делать так: возьмем кусочек теста и раскатаем из него колбаску. Затем готовую колбаску завяжем в узелок. С одной стороны лепим голову, а с другой хвост. Вот так. Глаза сделаем из изюма, а хвост украсим.

Конспект группового занятия «В поисках солнца»

Пальчиковая гимнастика с помощью салфетки.

- Ребята, но ведь жаворонки у нас сырые! Что же делать, что бы они стали съедобными? Правильно испечь.

Логопед: …., пожалуйста, отнесите жаворонков на кухню и попросите повара испечь их.

Логопед: В старину с приходом весны, пели песни – веснянки, которыми благодарили солнце за – тепло.

(на экране солнце)

Ребята, сделаем гимнастику для глаз «Солнышко», поблагодарим его за тепло. Станьте удобно, что бы друг другу не мешать, следим внимательно за рукой.

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

(Потянуться руками вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои,

(Хлопать в ладоши над головой)

Нас покружи, оторви от земли.

(Покружиться, подняв руки вверх)

Солнечный лучик быстро скакал

(Вытянуть вперёд правую руку,

И на плечо он к ребятам упал.

(Медленно прикоснуться указательным пальцем к правому плечу)

Весело лучик песенку пел.

Каждый себе на плечо посмотрел.

(Проследить движение пальцев глазами. Повторить то же самое с левой руки)

Солнечный лучик быстро скакал

И на маленький носик к ребятам попал.

(Вытянуть руки вперёд и коснуться пальцем кончика носа,

Весело лучик песенку пел.

Каждый на носик себе посмотрел.

(Проследить это движение взглядом)

Появление Бабы-Яги.

- Посмотрите, после нашей гимнастики, солнце засияло еще ярче.

Баба-Яга: Ха-Ха-Ха!

Логопед: - Ой, солнце пропало! Кто это! Что будем делать?

- А где живет Баба-Яга?

- Пойдемте солнце выручать.

Логопед: Путь нам предстоит далекий, по лесу, между деревьями. Чтобы не поранить ноги, потуже завяжем шнурки. Работаем по образцу.

Дети делают шнуровку

- Молодцы! Теперь, мы готовы отправляться в путь.

Логопед: Идем дальше!

Звучит шум реки

- Ой, ребята, прислушайтесь…. Что вы слышите?

- Значит река уже близко.

Подходим к ручью.

- А вот и ручей! Он такой широкий, глубокий, что перепрыгнуть невозможно. А как перебраться на другой берег, мы узнаем, если правильно сложим слово из первых звуков моих слов.

- Первый звук, такой же, как в слове мама,

а теперь найдите букву, которая обозначает звук М

Второй – в слове облако,

найдите букву, которая обозначает звук О

Третий – в слове сын,

найдите букву, которая обозначает звук С

Четвертый - в слове туча.

найдите букву, которая обозначает звук Т

Какое слово у вас получилось? Правильно МОСТ.

Логопед: Подойдите к столам. Заштрихуйте реку и мост в том направлении, как указано на рисунке и тогда мы окажемся на другой стороне.

- Теперь, все что нарисовали, построим из пальчиков.

Пальч. гимн. «Мост»

Логопед: Вот мы на другом берегу.

Шум дождя.

- Ой, опять какой-то шум! А, что же это?

- Да! Это дождь! Капельки дождя капают на землю, на цветы, на деревья.

-День, когда идет дождь, какой? -. (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? -.

Дождик, который идет весной, какой? -.

Погода, когда часто идут дожди, какая? -.

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? -.

Погода, которая бывает весной, какая? -.

-Поможем дождику полить?

- Положите на ладонь руки лист, другой рукой возьмите пипетку, наберите воды и капаем на лист.

- Ой! Ребята у каждого из нас, на листике водичка. Блестит, переливается. Подул легкий ветерок. Не забывайте, что вдыхаем носиком, а выдыхаем через рот. Капельки растеклись веселыми ручейками.

Подули.

Логопед: Что остается на земле после дождя?

- Правильно! Лужи. Это большая лужа, а это маленькие….

- А в лужах видно отражение, как в зеркале.

- Выразите радость людей от встречи с весной. Покажите, как вам тепло и приятно.

Представьте себя доброй и ласковой Весной, вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.

Дождик прошел, и вода попала медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

- Ой, как замечательно ребята вы все улыбаетесь.

Мимические упражнения.

Логопед: Ребята, посмотрите, как красиво цветут деревья в лесу.

-У этих цветов, какого цвета лепестки?

- а эти лепестки, каким цветом?

- Что за дерево цветет? Цветы необычные, на что они похожи?

- А это дерево, не цветет. Поможем ему расцвести. Расположитесь кому как удобно. Соберите цветы из лепестков.

- Какого цвета лепесток? Середина?

- Какой формы лепесток? Середина?

- Какой по счету ты крепишь лепесток?

- Сколько у Артема лепестков?

- А сколько лепестков у моего цветка?

- Прикрепите цветы к дереву.

На экране Баба-Яга

Логопед: Ребята, а вот и давайте вежливо попросим Бабу Ягу отдать нам солнце. А это значит, что мы будем произносить вежливые слова.

Б. Я. : Не отдам! Я замерзла, мне холодно. Самой надо. Солнце меня согревает.

Логопед: Как же нам выручить солнышко? Чем же нам её задобрить? Вежливые слова не подействовали, а давайте сделаем каждый солнышко и подарим их Бабе-Яге. А помогут нам в этом наши волшебные прищепки.

- каким цветом у тебя лучики?

- Ребята, позовем Бабу-Ягу ласково, она увидит наши яркие солнышки и вернет нам солнце. Бабулечка, Ягулечка, красотулечка. Забери наши солнышки и верни нам солнце небесное.

Б. Я. : Ой спасибо вам ребятушки, растопили сердце бабушки. Забирайте свое солнце.

Слайд солнце.

Логопед: Как здорово, ребята, что мы вернули солнышко!

РЕФЛЕКСИЯ:

- А для того, что бы вернуть солнце нам пришлось отправиться в путешествие, где мы строили мост через ручей…., а что еще мы делали?

- помогли дереву расцвести, увидели отражение в лужах, произносили вежливые и ласковые слова, выполняли штриховку…

Логопед: А я сегодня порадовалась, что вы все были внимательные, заботливые, дружные.

- Мы с вами так долго выручали солнышко, наверное, наши жаворонки испеклись. А вот и они. Ребята, какие они румяные, аппетитные, ароматные. Возьмите салфетку, на салфетку положите жаворонков и угостите гостей, возьмите себе.

- Скажем «спасибо» нашим гостям за то, что они тоже путешествовали вместе с нами. Пожелаем им - удачного дня! Всего вам доброго!

Публикации по теме:

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Развивающая среда. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время для развития мелкой.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Цветы
  • Космос
Автор публикации:
Конспект группового занятия «В поисках солнца»
Опубликовано: 31 августа 2012 в 23:41
+25
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко».
Мастер-класс по изготовлению панно «Солнышко». Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, МБДОУ №58, г. Апатиты, Мурманской обл. Не так...
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...