Конспект группового занятия «В поисках солнца»

Ирина Черкашина
Конспект группового занятия «В поисках солнца»

Старшая группа

Цель: развитие речевой активности детей с помощью использования специально подобранных игр и упражнений по общей, мелкой и артикуляционно-лицевой моторике.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.

2. Развивать языковой анализ и синтез, представление.

3. Обогащать и активизировать словарь, учить умению использовать разные грамматические формы.

4. Расширить представление детей о старинных русских народных традициях связанных с приходом весны.

Коррекционные:

1. Развивать мелкую, общую, речевую и мимическую моторику.

2. Развивать речевое дыхание, вырабатывать центральную воздушную струю, длительность выдоха.

3. Профилактика дисграфии.

Воспитательные:

1. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Оборудование: соленое тесто, дощечки, ножи, салфетки влажные; пособие «Лапти»; полотно «Река», штриховка «Мост через реку»; пипетки, миска с водой, листочки; пособие «Цветы»; презентация; музыка «Песня жаворонка», «Звуки весеннего леса».

Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, у нас сегодня гости. Все они такие красивые, с добрыми глазами, пришли посмотреть на нас. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем им приятного просмотра нашего занятия!

- А теперь выполним ритуал приветствия.

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ: встали в круг, взялись за руки.

Логопед: Подарите свою добрую и красивую улыбку друг другу. Повернитесь к гостям и улыбнитесь им.

Пусть этот день подарит нам хорошие воспоминания!

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает

Кто это время года знает?

Логопед: Правильно! Весна! Весной день становиться. короче или длиннее. Воздух становиться холоднее или теплее. Пение птиц становится грустнее или радостнее. На улицах становиться темнее или светлее. Пение птиц становиться тише или громче.

Логопед: Предвестниками весны считали прилет жаворонков, исстари говорили: «Жаворонок весну благословил»

На Руси есть традиция, а какая, нам расскажет …., он с мамой, по моему заданию узнал о ней.

Слайд жаворонка

- Жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, выше всех поднимаются в воздух и ближе всех бывают к солнцу. Своими звонкими трелями возвещают о приходе весны. По народному обычаю весной жаворонков пекли из теста. Печеных птах посылали родным и близким. Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали вверх и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела».

- Я предлагаю вам продолжить народную традицию, слепить из теста жаворонков.

«Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П. И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка».

- Ребята протрите руки салфеткой.

- А жаворонков мы будем делать так: возьмем кусочек теста и раскатаем из него колбаску. Затем готовую колбаску завяжем в узелок. С одной стороны лепим голову, а с другой хвост. Вот так. Глаза сделаем из изюма, а хвост украсим.

Конспект группового занятия «В поисках солнца»

Пальчиковая гимнастика с помощью салфетки.

- Ребята, но ведь жаворонки у нас сырые! Что же делать, что бы они стали съедобными? Правильно испечь.

Логопед: …., пожалуйста, отнесите жаворонков на кухню и попросите повара испечь их.

Логопед: В старину с приходом весны, пели песни – веснянки, которыми благодарили солнце за – тепло.

(на экране солнце)

Ребята, сделаем гимнастику для глаз «Солнышко», поблагодарим его за тепло. Станьте удобно, что бы друг другу не мешать, следим внимательно за рукой.

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

(Потянуться руками вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои,

(Хлопать в ладоши над головой)

Нас покружи, оторви от земли.

(Покружиться, подняв руки вверх)

Солнечный лучик быстро скакал

(Вытянуть вперёд правую руку,

И на плечо он к ребятам упал.

(Медленно прикоснуться указательным пальцем к правому плечу)

Весело лучик песенку пел.

Каждый себе на плечо посмотрел.

(Проследить движение пальцев глазами. Повторить то же самое с левой руки)

Солнечный лучик быстро скакал

И на маленький носик к ребятам попал.

(Вытянуть руки вперёд и коснуться пальцем кончика носа,

Весело лучик песенку пел.

Каждый на носик себе посмотрел.

(Проследить это движение взглядом)

Появление Бабы-Яги.

- Посмотрите, после нашей гимнастики, солнце засияло еще ярче.

Баба-Яга: Ха-Ха-Ха!

Логопед: - Ой, солнце пропало! Кто это! Что будем делать?

- А где живет Баба-Яга?

- Пойдемте солнце выручать.

Логопед: Путь нам предстоит далекий, по лесу, между деревьями. Чтобы не поранить ноги, потуже завяжем шнурки. Работаем по образцу.

Дети делают шнуровку

- Молодцы! Теперь, мы готовы отправляться в путь.

Логопед: Идем дальше!

Звучит шум реки

- Ой, ребята, прислушайтесь…. Что вы слышите?

- Значит река уже близко.

Подходим к ручью.

- А вот и ручей! Он такой широкий, глубокий, что перепрыгнуть невозможно. А как перебраться на другой берег, мы узнаем, если правильно сложим слово из первых звуков моих слов.

- Первый звук, такой же, как в слове мама,

а теперь найдите букву, которая обозначает звук М

Второй – в слове облако,

найдите букву, которая обозначает звук О

Третий – в слове сын,

найдите букву, которая обозначает звук С

Четвертый - в слове туча.

найдите букву, которая обозначает звук Т

Какое слово у вас получилось? Правильно МОСТ.

Логопед: Подойдите к столам. Заштрихуйте реку и мост в том направлении, как указано на рисунке и тогда мы окажемся на другой стороне.

- Теперь, все что нарисовали, построим из пальчиков.

Пальч. гимн. «Мост»

Логопед: Вот мы на другом берегу.

Шум дождя.

- Ой, опять какой-то шум! А, что же это?

- Да! Это дождь! Капельки дождя капают на землю, на цветы, на деревья.

-День, когда идет дождь, какой? -. (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? -.

Дождик, который идет весной, какой? -.

Погода, когда часто идут дожди, какая? -.

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? -.

Погода, которая бывает весной, какая? -.

-Поможем дождику полить?

- Положите на ладонь руки лист, другой рукой возьмите пипетку, наберите воды и капаем на лист.

- Ой! Ребята у каждого из нас, на листике водичка. Блестит, переливается. Подул легкий ветерок. Не забывайте, что вдыхаем носиком, а выдыхаем через рот. Капельки растеклись веселыми ручейками.

Подули.

Логопед: Что остается на земле после дождя?

- Правильно! Лужи. Это большая лужа, а это маленькие….

- А в лужах видно отражение, как в зеркале.

- Выразите радость людей от встречи с весной. Покажите, как вам тепло и приятно.

Представьте себя доброй и ласковой Весной, вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.

Дождик прошел, и вода попала медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

- Ой, как замечательно ребята вы все улыбаетесь.

Мимические упражнения.

Логопед: Ребята, посмотрите, как красиво цветут деревья в лесу.

-У этих цветов, какого цвета лепестки?

- а эти лепестки, каким цветом?

- Что за дерево цветет? Цветы необычные, на что они похожи?

- А это дерево, не цветет. Поможем ему расцвести. Расположитесь кому как удобно. Соберите цветы из лепестков.

- Какого цвета лепесток? Середина?

- Какой формы лепесток? Середина?

- Какой по счету ты крепишь лепесток?

- Сколько у Артема лепестков?

- А сколько лепестков у моего цветка?

- Прикрепите цветы к дереву.

На экране Баба-Яга

Логопед: Ребята, а вот и давайте вежливо попросим Бабу Ягу отдать нам солнце. А это значит, что мы будем произносить вежливые слова.

Б. Я. : Не отдам! Я замерзла, мне холодно. Самой надо. Солнце меня согревает.

Логопед: Как же нам выручить солнышко? Чем же нам её задобрить? Вежливые слова не подействовали, а давайте сделаем каждый солнышко и подарим их Бабе-Яге. А помогут нам в этом наши волшебные прищепки.

- каким цветом у тебя лучики?

- Ребята, позовем Бабу-Ягу ласково, она увидит наши яркие солнышки и вернет нам солнце. Бабулечка, Ягулечка, красотулечка. Забери наши солнышки и верни нам солнце небесное.

Б. Я. : Ой спасибо вам ребятушки, растопили сердце бабушки. Забирайте свое солнце.

Слайд солнце.

Логопед: Как здорово, ребята, что мы вернули солнышко!

РЕФЛЕКСИЯ:

- А для того, что бы вернуть солнце нам пришлось отправиться в путешествие, где мы строили мост через ручей…., а что еще мы делали?

- помогли дереву расцвести, увидели отражение в лужах, произносили вежливые и ласковые слова, выполняли штриховку…

Логопед: А я сегодня порадовалась, что вы все были внимательные, заботливые, дружные.

- Мы с вами так долго выручали солнышко, наверное, наши жаворонки испеклись. А вот и они. Ребята, какие они румяные, аппетитные, ароматные. Возьмите салфетку, на салфетку положите жаворонков и угостите гостей, возьмите себе.

- Скажем «спасибо» нашим гостям за то, что они тоже путешествовали вместе с нами. Пожелаем им - удачного дня! Всего вам доброго!

Публикации по теме:

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Развивающая среда. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время для развития мелкой.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Цветы
  • Космос
Автор публикации:
Конспект группового занятия «В поисках солнца»
Опубликовано: 31 августа 2012 в 23:41
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома»
Детское экспериментирование заключается в познании объекта. Осуществляя практические действия ребенок выполняет познавательную, ориентировочно –...
Музыкальные инструменты и дидактические игры своими руками
Воспитатели: Кутуева Наиля Мазитовна, Киякина Римма Мазитовна. Доброго дня суток, уважаемые коллеги! Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных...
Конспект развлечения для детей 4–6 лет «Уроки Золотой Осени»
Конспект развлечения для детей 4-6 лет по теме «Уроки Золотой Осени». Программное содержание: закрепить представления о приметах осени, влиянии осенней...
Фотоотчёт о туристической прогулке «В гости к Осени»
Вот и пролетело лето ! На смену ему пришла замечательная осенняя пора, пора ярких красок , пора грибов и ягод. В один из солнечных сентябрьских деньков мы с...
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей 5–6 лет
№ Название игры Цель Материал Ход игры 1. «Чьи семена? » Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность,...