Папки-передвижки

Конспект «Хвойные деревья Урала» познавательного цикла для детей подготовительной группы с ОВЗ

Татьяна Цыбулько
Конспект «Хвойные деревья Урала» познавательного цикла для детей подготовительной группы с ОВЗ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 98»

города Магнитогорска

КОНСПЕКТ

педагогического мероприятия

познавательно-речевого цикла

(формирование целостной картины мира)

в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ.

Тема «Хвойные деревья Урала»

Разработала:

Цыбулько Т. Д. – учитель - дефектолог

МДОУ «ЦРР – д/с № 98»

г. Магнитогорск

2018г

Цель:

Публикация «Конспект „Хвойные деревья Урала“ познавательного цикла для детей подготовительной группы с ОВЗ» размещена в разделах

Познакомить детей с представителями хвойных деревьев Урала.

Задачи: 1. Расширение, уточнение и систематизация представлений детей о хвойных деревьях

Урала.

2. Развивать мыслительные операции: умение сравнивать деревья на основе выделения существенных признаков;

3. Упражнение в различении хвойных деревьев по коре, расположение веток, хвое,

шишкам.

4. Обучение детей через практическую деятельность определять возраст дерева по

количеству годичных колец. 5. Развивать мышление при отгадывании загадок. 6. Активизация словаря детей по теме “ Хвойные деревья” (годичные кольца, спил). 7. Воспитание у детей интереса, бережного и созидательного отношения к природе родного края.

Оборудование и материалы:

- иллюстрации хвойных деревьев;

- части хвойных деревьев : шишки, хвоя, веточки, семена;

- схема “Жизнь дерева”;

- спилы сосны на всех детей;

- символы – напоминалочки;

- баночки с землей, палочки, семена ели.

Предварительная работа:

- чтение познавательной литературы по теме;

- рассматривание картин русских художников на тему “Лес”;

- просмотр видеофильмов “Тайга”, “Седой Урал”;

- экскурсии и прогулки в лес;

- дидактические игры “Найди дерево”, “Определи дерево по описанию”.

Ход занятия и методические приемы:

I. Вводная часть:

- Ребята, как называется край, в котором мы живем? (Мы живем на Урале)

- А сейчас послушайте стихотворение.

Художественное слово:

Мы живем на Урале,

Где тайга без конца.

Где высокие сосны

Тянутся в небеса.

Где дремучие ели

Словно стражи стоят,

Где красивые пихты

В глушь лесную манят.

Где могучие кедры-богатыри

Простирают над нами ветви свои.

- Названия, каких деревьев вы услышали в стихотворении? (Сосна, ель, пихта, кедр.)

- Что общего у всех названных деревьев? (У всех этих деревьев есть хвоя. Это хвойные деревья.)

II. Основная часть:

Целевая установка и мотивация:

- Сегодня мы с вами будем беседовать о хвойных деревьях нашего края. Научимся различать все хвойные деревья Урала, определять возраст дерева по годичным кольцам и можете рассказать об этом своим родителям и друзьям.

Ребята, именно от вашей любви и бережного отношения к природе, будет зависеть и красота нашего края в будущем.

Беседа по иллюстрациям (хвойные деревья) :

- Какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом? (Ель) Почему? (Из этого дерева изготавливают хорошие музыкальные инструменты).

Рассматривание иллюстрации с изображением ели и пихты.

- Какие деревья чаще всего соседствуют с елью? (С елью соседствует пихта)

- Кажется, что эти деревья похожи, но все-таки у ели и пихты есть отличия, назовите их.

(Хвоя у пихты мягкая, плоская, а у ели хвоя колючая, четырехгранная. У ели шишки свисают вниз, а у пихты сидят на веточках, как свечки. У пихты кора гладкая, светло-серая, а у ели темно-коричневая с трещинками)

- Вы молодцы, я думаю, что теперь в лесу вы сможете отличить ель от пихты.

- Отгадайте, что за дерево?

Пусть жара или метель,

Но, такая же, как ель,

Зелена, хоть не весна

Стройна высится …. (сосна)

- Какому хвойному дереву требуется больше всего солнечного света? (Сосне)

Рассматривание иллюстрации с изображением сосны и кедра.

- А какое дерево чаще всего соседствует с сосной? (Кедр)

- Кедр очень похож на сосну, но в чем же их отличие? (У кедра хвоя длиннее и темнее, чем у сосны; хвоинки у кедра сидят пучками по 5 штук, а у сосны растут парами из одной почки. Кедровая шишка по размерам больше сосновой, внутри кедровой шишки находятся орехи и их можно есть, спелая сосновая шишка раскрывается в виде цветка, семена сосны мелкие, не съедобные. У сосны кора внизу грубая с трещинами, а вверху нежная, слоистая, светло-коричневого, золотистого цвета, а у кедра кора грубая темно-коричневого цвета)

- Вы молодцы, знаете очень много о хвойных деревьях нашего края.

- Но есть еще интересное хвойное дерево, которое часто встречается в уральском лесу, это лиственница. Об этом дереве нам расскажет Иван. (Рассказ ребенка)

Рассматривание иллюстрации с изображением лиственницы летом, осенью и зимой.

Лиственница – это хвойное дерево. Ствол у лиственницы ровный, кора – внизу грубая, с множеством трещин темно-коричневого цвета, с оттенком серого. Ветви расположены в сторону-вниз (показывает на иллюстрации). Хвоинки растут пучками из одной почки. Хвоя остается мягкой и нежной, независимо от возраста. Цвет её меняется от нежно-зеленого весной до зеленого летом и желтого осенью. Поздней осенью хвоя у лиственницы опадает, а весной снова появляется из почек. Шишки у лиственницы нежные, мягкие, мелкие, овальные. Цвет серовато-коричневый.

- Ребята, какой ответ вы можете дать на уже знакомую вам загадку “Зимой и летом одним цветом”? (Ель)

- Только ли ель? (Сосна, кедр, пихта)

- А почему мы не можем назвать лиственницу? (Потому, что поздней осенью хвоя у лиственницы желтеет и опадает)

- Молодцы ребята, вы теперь сможете рассказать об этом необычном хвойном дереве родителям.

Физминутка:

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру “Определи с какого дерева детка”.

У вас на подносах различные части хвойных деревьев, их “детки”. Нужно определить от какого дерева “детки” и поместить их на поднос рядом с изображением дерева. (Дети подходят к специально подготовленным столам, на которых расположены иллюстрации с изображением хвойных деревьев и раскладывают “деток”). Во время выполнения задания педагог просит объяснить детей свой выбор (индивидуально).

- Молодцы, вы справились с этим заданием и правильно определили “родителей” у всех “деток”.

- Скажите, пожалуйста, деревья относятся к живой или неживой природе? (К живой природе)

- Почему? (Дерево – живой организм, оно питается и растет на протяжении всей жизни; дерево дышит, поглощая углекислый газ и выделяя кислород и т. д.)

- А как вы думаете, как появляются новые, молодые деревья? (Рассуждения детей) Рассматривание иллюстрации – схемы “Жизнь дерева”

Рассказ педагога:

У взрослого дерева шишки весной начинают цвести, семена созревают и осыпаются на землю. Семечко попадает в землю, начинает прорастать, но не обязательно рядом со взрослым деревом, их может отнести ветром, птицы и мелкие животные тоже разносят семена по лесу. И через некоторое время то тут, то там появляются молодые деревья. И чтобы стать “лесным великаном”, дереву нужно расти много-много лет. И потом все начинается сначала.

-Как вы думаете, можно ли определить возраст дерева? Как? (Рассуждение детей)

-Дерево растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги, от чего крона становится выше и шире. И каждый год под корой образуется новый слой древесины, делая ствол и ветки толще.

Если вам встретится дерево, которое упало от ветра, посмотрите на узор колец на пне. Эти кольца могут рассказать всю историю дерева, ведь каждое кольцо – это слой древесины, сформировавшийся за один год жизни дерева. Чтобы узнать возраст дерева, нужно сосчитать кольца: эти кольца – называют годичные.

Рассматривание иллюстрации спила дерева, где видны годичные кольца.

- Широкие кольца (показ) – это годы, когда было много тепла и дождей и дерево росло особенно быстро. Узкие кольца (показ) – память о засушливых, холодных годах, когда рост дерева тормозится.

Практическая деятельность:

- Давайте рассмотрим спил сосны. На спиле очень хорошо видны годичные кольца. Сколько колец, столько лет сосне. Давайте посчитаем, сколько годичных колец? (Дети определяют количество колец и устанавливают возраст дерева)

- Посмотрите, каких колец больше узких или широких? Какой вывод можно сделать? (Дети делают вывод о том, в каких климатических условиях росло дерево)

- Теперь вы сами умеете определить возраст дерева по годичным кольцам и можете рассказать об этом своим родителям.

- Почему так говорят “Человеку лес – самый щедрый друг”? (Лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает бревна для строительства, доски для мебели, дрова для печки, бумагу, спички, из пихты делают пихтовое масло, кедровые орехи используют для изготовления лекарства, и т. д.)

- Мы с вами уже знаем о том, что лес не может быстро восстанавливаться, дереву нужно много лет, чтобы стать лесным великаном. Что человек может сделать для того, чтобы сохранить лес? (Проводит чистку леса, садит молодые деревья, охраняет лес и т. д.)

- Придя в лес, мы должны соблюдать правила, давайте их вспомним.

Символы-напоминалочки, дети называют правила.

• Нельзя ломать ветки деревьев.

• Нельзя рубить здоровые крепкие деревья для костра

• Нельзя оставлять не затушенным костер

• Не оставлять после себя мусор

• Нельзя вырывать растения с корнем

• Нельзя мусорить в лесу

• Нельзя разрушать птичьи гнезда

• Нельзя разрушать муравейники

- Молодцы, вы знаете все правила, и я думаю, что вы будете их всегда соблюдать. Лес это дом для растений и животных, а человек в нем гость, а гость должен быть чутким, внимательным и не мешать хозяевам.

- Люди сложили много пословиц о лесе, давайте их вспомним. (Дети называют)

• Лес – богатство и краса, береги свои леса.

• Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.

• Лес и вода – брат и сестра.

• По лесу иди – под ноги гляди.

• Не высок лесок, а от жары спасает.

- А еще в народе говорят, что каждый человек должен посадить дерево.

И сегодня, я предлагаю вам каждому посадить собственное дерево. Мы сегодня попробуем посадить еловые семена, может быть, через много лет из них вырастут лесные великаны.

Практическая деятельность (посадка семян ели) :

- У вас на столах баночки с землей, на подносе лежат семена. Сделайте палочкой ямку, положите туда семечко и присыпьте землей. Если земля влажная, то можно не поливать. Накройте банку сверху полиэтиленом, чтобы сохранялась влага и тепло. Теперь будем ждать, когда появятся всходы. Вы будете заботиться о молодых росточках: поливать, беречь их от сквозняков, а когда саженец будет достаточно большим, можно будет пересадить его на улицу. Пройдет много лет прежде, чем вырастет красивое дерево. Вам задание на дом: поговорите с родителями о лесах Южного Урала.

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как ветер с лугом.

Как парус с морями, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте, люди, любить планету.

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она?

(И. Мазин)

III. Заключительная часть:

- Сегодня на занятии мы беседовали о богатстве Урала – его хвойных лесах.

- Что нового вы узнали на занятии? Что вам показалось наиболее интересным?

- Спасибо вам, мне было очень приятно с вами беседовать. Мы с вами жители Урала, и именно от нас с вами зависит, каким будет наш край в будущем. Любите и берегите свой край – Урал!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия воспитателя и логопеда для детей подготовительной группы с ОВЗ «Воспоминания о лете» Воспоминания о лете Задачи: Закреплять представления о характерных особенностях лета; деятельности людей летом. Формировать навык нетрадиционной.

Конспект НОД по природному миру в подготовительной группе «Хвойные деревья нашего леса» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области познавательное развитие.

Конспект НОД по экологии в средней группе «Хвойные деревья»Конспект НОД по экологии в средней группе «Хвойные деревья» Занятие по экологии в средней группе «Хвойные деревья». Цель: закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных.

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы «В стране Здоровья» Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы «В стране Здоровья».Тема: «В стране Здоровья»Цель:Формировать навыки.

Конспект прогулки в подготовительной группе на тему «Хвойные и лиственные деревья» Цель: формировать знания о деревьях (что у них общего и чем отличаются) Задачи. Наблюдение. – расширить представления детей о деревьях,.

План работы по лексической теме «Хвойные деревья» .

«Музей кубанского быта». НОД познавательного цикла и художественного рукоделия с детьми подготовительной к школе группы«Музей кубанского быта». НОД познавательного цикла и художественного рукоделия с детьми подготовительной к школе группы Программные задачи: Продолжать знакомить детей с историей кубанской вышивки и характерными особенностями орнаментов из растительных, животных.

План-конспект занятия познавательного цикла «Пресмыкающиеся животные» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Углублять у детей знания о пресмыкающихся животных. 2. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать.

Познавательный проект на тему «Хвойные деревья» Участники проекта: воспитатель, дети 5-6 лет, родители. Сроки: с 14 -18 декабря 2017 г. Цель: сформировать у детей представление о хвойных.

Конспект занятия познавательного цикла в старшей группе по системе Глена Домана «Посуда» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Солнышко» п Красногвардейское Красногвардейского района Республики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект «Хвойные деревья Урала» познавательного цикла для детей подготовительной группы с ОВЗ
Опубликовано: 22 мая 2018 в 09:30
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД