Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах»

Мария Артемова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах»

Тема: Автоматизация звука Л в словах.

Цели:

- уточнить представления об артикуляционном укладе звука Л;

- закрепить правильное произношение звука Л в словах;

- развивать фонематическое восприятие, умение дифференцировать звуки Р-Л;

- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук;

- формировать навыки словообразования и словоизменения: закреплять умения образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с количественными числительными;

- обогащать и актуализировать словарный запас;

- закреплять умение проводить слоговой и звуковой анализ слов.

Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики, картонная клавиатура пианино с цветными клавишами, кукла Золушка или картинка с её изображением, предметные картинки с изображением фруктов, овощей, цветов; корзина и лукошко; слоговая пирамида; деревянные фигурки елочек, волшебная палочка, звуковые квадраты для составления схемы слова, артикуляционный профиль звука Л.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Сделаем зарядку для губ и языка, чтобы они были сильными и умелыми и могли справиться с любыми трудными звуками и сложными словами.

- Переворачивай по очереди карточки по артикуляционной гимнастике, и будем выполнять эти упражнения.

Выполняются упражнения: «Улыбка», «Бегемотик», «Хоботок», «Лошадка», «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Качели», «Индюк».

III. Пальчиковая гимнастика.

- Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

- Повторим наши пальчиковые упражнения.

IV. Сообщение темы и целей занятия.

- Сегодня на занятии мы будем тренироваться правильно произносить звук Л в словах и учиться различать звуки Л и Р.

V. Характеристика звука Л по акустическим и артикуляционным признакам.

- Как же правильно произносить звук Л? В каком положении должны находиться губы, зубы, язычок? (Используем артикуляционный профиль звука Л)

Логопед помогает уточнить артикуляцию звука Л.

Артикуляция звука Л:

- губы раскрыты,

- зубы разомкнуты,

- кончик языка поднят и упирается в верхние резцы или в бугорки за верхними зубами,

- кончик языка и задняя часть спинки подняты, а передняя и средняя часть спинки опущены,

- боковые края опущены и образуют с коренными зубами щели, через которые проходит воздух.

- Произнеси звук Л длительно, протяжно.

- Какой это звук: гласный или согласный? Почему ты так думаешь?

- Этот звук твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Почему ты так считаешь?

VI. Автоматизация звука Л.

1. Произнесение звука Л в слогах.

- «Поиграем на пианино». Нажимаем на желтые клавиши и произносим: ЛА-ЛА-ЛА.

Нажимаем на красные клавиши и произносим слог ЛО: ЛО-ЛО-ЛО.

Нажимаем на синие клавиши и произносим слог ЛУ: ЛУ-ЛУ-ЛУ.

Нажимаем на зеленые клавиши и произносим слог ЛЫ: ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ.

- А теперь «сыграй» так: ЛА-ЛО-ЛУ, ЛО-ЛУ-ЛЫ, ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ.

2. Произнесение звука Л в словах.

- Отгадай, о ком из сказочных героинь я думаю, и узнаешь, кто пришел к нам в гости. Она милая, ласковая, добрая, трудолюбивая. Это, конечно же. … (Золушка).

- Где находится звук Л в слове «Золушка»: в начале, в середине или в конце?

- Какой же была Золушка?

- Да, целыми днями трудилась бедная Золушка. Какую же работу она выполняла? Дополни предложения нужными словами.

Золушка полы тряпкой … (мыла, веником … (подметала).

Печку жарко … (топила). Вкусный обед … (готовила).

Посуду … (мыла, от копоти … (чистила).

Бельё руками … (стирала, в холодной воде его … (полоскала, утюгом … (гладила).

Грядки тяпкой … (полола).

3. Произнесение звука Л в словах со стечениями согласных, многосложных словах.

Слоговой анализ слов.

- А теперь посмотрим, какие цветы вырастила Золушка на клумбе. Назови их. (Колокольчик, календула, гладиолус, флокс, фиалка, ландыш)

- Поделим эти слова на слоги и разложим картинки: внизу – цветы, названия которых состоят из 4 слогов, выше – из 3 слогов, еще выше – из 2 слогов, а на самом верху – из 1 слога. Нам поможет в этом слоговая пирамида.

4. Развитие навыков словоизменения. Согласование существительных с количественными числительными.

- А сегодня по приказу злой мачехи Золушка должна высадить вдоль дорожек целый ряд елочек. (Достаем деревянные фигурки елочек) Давай ей поможем. «Высаживай» елочки в ряд и считай их: одна елочка, две елочки, …

VII. Дифференциация звуков Р-Л.

- Злая мачеха и её ленивые дочери часто давали Золушке трудные задания. Сегодня они велели собрать овощи и фрукты.

- Какие овощи собрала Золушка? Назови их. (Помидоры, картофель, огурцы, свёкла, лук, морковь) А какие фрукты? (Яблоки, груши, виноград, крыжовник)

- Эти овощи и фрукты надо сложить в лукошко и корзину. В лукошко со звуком Л в названии, а в корзину – со звуком Р. Помоги Золушке разложить овощи и фрукты.

VIII. Развитие навыков словообразования. Образование относительных прилагательных.

- Из этих овощей и фруктов Золушка должна была приготовить разные кушанья и напитки. Нелегко было бы Золушке справиться, если бы не её крёстная-фея. Она взмахнула волшебной палочкой и …

- из лука получился суп … (луковый,

- из картофеля пюре … (картофельное,

- из моркови салат … (морковный,

- из яблок сок … (яблочный,

- а из винограда … (виноградный,

- из груш варенье … (грушевое,

- а из крыжовника … (крыжовенное).

- А потом фея подарила Золушке красивое платье и хрустальные туфельки. Тыкву она превратила в карету, а мышей в лошадей. И Золушка отправилась на бал, где и встретила своего принца.

IX. Фонематический анализ слова.

- А нам надо ещё немного потрудиться. Отгадай загадку.

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

- Что это? (Лук) Проанализируем слово «лук», составим его схему.

X. Развитие фонематического восприятия.

Компьютерная развивающая игра «Услышь звук Л».

XI. Подведение итогов.

- Правильное произношение какого звука мы отрабатывали на сегодняшнем занятии?

- Как правильно произносить звук Л?

- Что тебе понравилось на занятии?

Использованная литература

1. Звуки изучаем, а потом их закрепляем. Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-речевые занятия с детьми дошкольного возраста. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. – 172 с.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 136 с.

3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

4. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208 с.

5. Уроки логопеда. Игры для развития речи. Авт. -сост. Косинова Е. М. – М.: ООО «Изд-во «Эксмо», 2007. – 174 с.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [З] в слогах и словах» .

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Ход индивидуального логопедического занятия. I. Орг. момент. Игры с сухим бассейном: пальчиковая гимнастика, «Собери картинку». Л: К нам.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях» Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях». Цель — автоматизация звука [Р].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в словах, предложениях» Задачи: 1. Закрепить произношение звука [л] в словах и предложениях. 2. Обогащать словарный запас приставочными глаголами. 3. Развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’] в словах» Цель: Автоматизировать звук [л’] в словах. Задачи: Коррекционная: - выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р’] в слогах, словах, предложениях» ЦЕЛИ: - закрепить навыки правильного произношения звука [р’] в слогах, словах, фразах; - развивать фонематический слух; - упражнять в определении.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах»
Опубликовано: 13 марта 2018 в 19:31
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий «Праздник пап»
Летнее время самое прекрасное время, когда можно все праздники и развлечения проводить на улице. Задачи: • Привлечение семей воспитанников к участию в...
Консультация для родителей «Мама, я сам!»
Когда кроха, надевая ботинки, говорит:"Я сам( а! " - не торопитесь предлагать ребенку свою помощь. Задумайтесь, что важнее: вовремя выйти из дома или...
Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью...
Хочу представить продолжение моей работы по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники...
Туристический поход с детьми старшей группы
МБДОУ д/с №8 “Золотой петушок” Конспект-разработка туристического похода с детьми старшей группы. Разработала Инструктор ФК Рыбальченко Н. С. Утвердила...
Детский проект «Танец одного народа?!»
• постановка темы ( проблемы) ; • актуальность темы ( проблемы) проекта; • цель и задачи ( задачи каждого этапа проекта) ; • обоснование способа решения...