Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З]-[Ц] во фразовой речи

Ирина Орлова
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З]-[Ц] во фразовой речи

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:

«Дифференциация звуков С-З-Ц во фразовой речи»

Вид занятия – индивидуальное.

Цель – учить различать звуки [С] - [З] - [Ц] во фразовой речи (по звонкости – глухости, по способу образования).

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1) Учить дифференцировать звуки [С] - [З] - [Ц] во фразовой речи;

2) Закрепить навыки звукового анализа слов;

3) Закрепить навыки анализа простого предложения;

4) Закрепить навыки запроса информации, речевой этики, репликаций.

Коррекционно-развивающие:

1) Развивать речеслуховую память.

Воспитательные:

2) Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор картинок на звуки [С], [З] и [Ц], кукла «Чики» (обезьянка, схемы предложений, фишки.

Ход занятия:

I. Орг. момент.

- Здравствуй,!

Послушай загадку и скажи, кто же к нам придёт в гости на занятие.

Там, где с деревьев свисают лианы,

Разные в джунглях живут (обезьяны).

- Правильно! Молодец! Садись на стульчик, а я пока позову нашего сегодняшнего друга.

Заходит «Чики» и здоровается с ребёнком, предлагает поиграть.

II. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

- Давай начнем нашу игру с артикуляционной гимнастике, чтобы размяться.

1) Для губ:

«Улыбочка – трубочка» - губы растягиваются в улыбку и стягиваются.

2) Для язычка:

«Наказать непослушнй язычок»

«Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

«Чистим нижние зубки»

«Горка» - рот куклы широко открыт, ладонь логопеда опущена вниз, согнута в виде горки.

Логопед от имени куклы вступает в диалог с ребёнком.

- Молодец, у тебя очень хорошо, получается, выполнять гимнастику.

Задание 1. Дифференциация звуков [С] — [З] - [Ц]. Уточнение артикуляции звуков «С-З-Ц».

– Посмотри на картинки и определи, где какой звук слышится? (С использованием наглядного материала.)

Собака, колесо, автобус; зонт, коза, ваза; заяц, мельница, цыпленок.

- Какие чаще звуки слышатся? – (с-з-ц).

- Давай вместе вспомним, как каждый из звуков проговаривается!

[С] – губы слегка растянуты в улыбку; зубы «заборчиком» сближены; кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Характеристика - согласный, твёрдый, глухой, обозначается синим квадратиком без колокольчика.

* язык опущен вниз.

[З] – губы немного растянуты. Зубы сближены. Кончик языка упирается в нижние зубы. Горло дрожит (есть голос). Характеристика: согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком с колокольчиком.

[Ц] – губы нейтральны, зубы сближены, вначале кончик языка опущен и касается нижних зубов, а спинка приподнята, потом спинка языка поднимается к верхним зубам и образуется щель (как у [С], из который выходит струя воздуха, а кончик языка остается у нижних зубов. Характеристика: согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком без колокольчика.

- Какие различия у звуков [С] и [3] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»? Что есть общего и различного у звуков [Ц] и [С]

Задание 2. Назвать лишнее слово в ряду

- Теперь поиграем и усвоим данный материал про звуки.

«Чики» просит назвать лишнее слово в ряду.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] - [3] - [Ц]:

санки, цирк, суп, сок; огурец, молодец, нос, палец; курица, мельница, лиса, лицо; санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза, суп.

- Молодец, справилась с заданием. За хорошее выполнение заданий, я буду давать тебе фишки.

Задание 3. Чистоговорки.

- А теперь повторяй за мной:

Са-са-са — вот летит оса.

Су-су-су — не боюсь осу.

За-за-за — вот идет коза.

Зу-зу-зу — не боюсь козу.

Ца-ца-ца — вот идет овца.

Цу-цу-цу — не боюсь овцу.

Задание 4. Закончить предложение нужным словом. Наглядный материал.

- Подбери картинку и закончи предложение!

На болоте живет длинноногая. На ковре висит острая. Под кустом спрятался трусливый ….(сабля, цапля, зайка).

Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуком [С], [З] и звуком [Ц].

Соня гуляет на поляне.

У Оли болят зубы.

Лариса идет на улицу.

Соня идет в лес.

Захар увидел козу на поляне.

У Сони и Зои теплые рукавицы.

В лесу живут зайцы.

- Какая ты молодец, держи ещё фишку. Очень хорошо справляешься!

Задание 5. Анализ предложений на звуки [С], [З] и [Ц]. Составление схем предложений.

- Давай вместе с тобой проанализируем предложения.

- Слушай предложения и отвечай на мои вопросы.

Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Последнее? Есть ли предлог в предложении? Какой это предлог? Найти его схему. Каким по счету он стоит в предложении?

Вот Зина. У Зины лиса.

Лиза собирает землянику. Тут Лиза и Саша.

В лесу живут зайцы.

- Вот мы и справились с тобой! Ты сегодня хорошо поработал, Молодец!

III. Подведение итогов занятия.

«Чики»: С каким звуками мы с тобой играли? – (с-з-ц).

- Сколько у тебя фишек? Ох…как много, молодец!

Список литературы:

1) Громова О. Е. Говорю правильно С-З-Ц. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.: цв. илл.

2) Комарова Л. А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 32 с.

3) Спивак Е. Н. Звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 40 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Звук и буква Ш — Ж» Цель: Дифференциация звуков [Ш — Ж]. Задачи: Обучающая: - закрепить знания о механизме образования дифференцируемых звуков изолировано,.

Коррекционно-игровой проект «Учимся говорить правильно» Актуальность проблемы Возросшее за последнее время количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З]-[Ц] во фразовой речи
Опубликовано: 13 января 2014 в 15:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательно-игрового занятия для старшей группы «Август заглянул сегодня в...
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды...
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
«Мисс и Мистер» в летнем театре на празднике Лета! Красочный и музыкальный фото отчет...
Чтобы сделать незабываемое для детей представление и маленькое ШОУ, нам понадобилось: фантазия и выдумка, поговорить с родителями и дать им всего лишь...