Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]»

Татьяна Фролова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]»

Направление:

- Познавательно-речевое развитие

- Социально-личностное развитие

Ведущая образовательная область:

- коммуникация

Цель: Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с].

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове;

- закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш];

- продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов;

- продолжать учить пересказывать текст с опорой на драматизацию событий.

Коррекционно-развивающие:

- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

- развивать пространственное воображение.

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок, совёнок, змейка; ПК с игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

I.Ход занятия

II. Характеристика звуков.

III. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в слогах.

IV. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в словах.

Игра «Найди слово»

Игра «Подарим подарки»

Игра «Отгадай слово»

Игра «Эхо»

Игра «Угадай»

V. Физкультминутка.

VI. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в чистоговорках.

VII. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в предложениях.

Игра «Составь предложение» (Картинки на ПК)

Игра «Слова подскажут цифры»

VIII. Звуковой анализ слов.

Игра «Раскрась звуки»

IX Итог занятия:

I.Ход занятия

Как то днём медвежонок Мишутка сидел дома и смотрел в окошко. За окном шумел дождик. Делать ему было совсем нечего, и он скучал. Вдруг кто-то постучался в дверь. Медвежонок открыл дверь и увидел свою подружку змейку Шушу. Мишутка очень обрадовался. «Заходи» - предложил медвежонок змейке. «Мишутка, я так промокла и замерзла, на улице так ш-ш-ш-лякотно» - сказала змейка. «Не ш-лякотно, а слякотно» - сказал кто-то. Мишутка и Шуша испугались, ведь вокруг никого не было. Они уже хотели закрыть дверь, как кто-то сказал: «Я что должен остаться на улице и мокнуть под дождём?» Мишутка выглянул на улицу и увидел, что на дереве рядом с его домиком сидит его друг сычик Савва. «Залетай скорей, а то совсем промокнешь» - предложил Мишутка. Совёнок залетел в дом. Медвежонок поставил греться чайник на плиту, чтобы напоить своих друзей горячим чаем с вареньем. Они ведь совсем замерзли. Скоро чайник закипел и стал свистеть С-с-с. «Мишутка, чайник заш-ш-швиштел» - сказала Шуша. «Не заш-ш-швиштел, а засвистел» - поправил Шушу совёнок Савва. «Нет заш-ш-швиштел» - возмутилась змейка. «А, я говорю, засвистел!» -возразил Савва. Шуша и Савва стали спорить, засвистел или зашвиштел чайник. (А ты как думаешь? – спрашивает логопед у ребёнка) Мишутка расстроился, что друзья затеяли спор. Он решил их померить. «Друзья не надо спорить» - сказал Мишутка. «Савва, Шуша не умеет произносить звук С. Давай её научим, как ты научил меня» Савва с радостью согласился. «Савва, я сам путаюсь в словах, не могу понять где нужно произносить звук С, а где звук Ш» - смущённо сказал Мишутка. «Хорошо» - ответил Савва. Совёнок был очень умный, он умел произносить все звуки правильно. «Давай каждый из нас расскажет о своём любимом звуке» - предложил Савва Шуше.

II.Характеристика звуков.

А) Характеристика звука [С].

[С] – согласный, глухой, твёрдый, парный.

Распластай язык пошире,

Кончик – к нижним зубкам ближе.

Посередине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

Ссс, ссс, ссс – произнеси!

-Ссс! – синичка просвистела.

-Ссс! – свирель в лесу запела.

-Ссс! – в кустах свист соловьиный.

-Ссс! – свисток сирени сильный.

Б)Характеристика звука [Ш].

[Ш] – согласный, шипящий, глухой, всегда твёрдый.

- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

- Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Буква «Ш» в таких словах:

Шпалы, шест, шарада. Шах.

Ш-ш-ш я просто написала:

Три шеста и снизу шпала.

Ш-ш-ш в начале слов прочтём:

Шоколад, шаланда, шторм,

Шашки, шахматы, щофёр,

Штанга, шарабан, шахтёр.

«У нас получилась» - обрадовались зверята. «Давайте споём» - предложил Мишутка.

III. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в слогах.

Слоговые ряды:

СА-ша су-шу

Ша-са шу-су

Со-шо сы-ши

Шо-со ши-сы

СА-са-са – ша-ша-ша

Шо-шо-шо – со-со-со

Су-су-су – шу-шу-шу

Ши-ши-ши – сы-сы-сы

«Как красиво» - воскликнула Шуша. «Давайте поиграем!» - предложил Савва.

IV. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в словах.

Игра «Найди слово»

«Мишутка, Шуша! Посмотрите, нас окружаю разные предметы, в некоторых из них спрятались звуки С и Ш. Давайте найдём их» - предложил Савва.

(ребёнку предлагается найти предметы со звуками С и Ш. За каждый правильный ответ даются фишки (звук Ш – синие; звук С – зелёные). Картинки: вешалка, стол, стул, шкаф, шарф, стакан, чашка, лукошко, санки, кастрюля).

Игра «Подарим подарки» Ребёнку предлагаются разрезные картинки с изображением слов со звуками С и Ш. (машинка, сундучок)

Игра «Отгадай слово» (Вставь пропущенные звуки С и Ш в слова)

-ом ду-

-апка коко-

-умка ква-

-уба камы-

-лем анана-

-ова компа-

-айба ланды-

-ад шала-

Игра «Эхо» (образовать признаки)

Смех - смешной

Пух – пушистый

Уши – ушастый

Потеха – потешный

Успех -успешный

Игра «Угадай» (Картинка на ПК. Инструкция: Какой слог добавить, чтобы получилось слово).

Подушка, бабушка, доска, катушка, занавеска, вышка, мишка.

Песня, башня, черешня, пашня, барышня, конюшня, вишня.

Упражнение «Сосчитай»

Сосновая шишка, пушистая сосна.

(Пример: одна сосновая шишка, две сосновые шишки)

V. Физкультминутка. Раз, два!

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)

К солнышку, к тучке.

Вдоль дорожки теремок.

Он не низок, не высок. (Присели.)

В нем живет мышонок Квак.

Быстро прячется

Вот так! (Прыжки.)

VI. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в чистоговорках.

Са, са, са — хитрая лиса. Ша, ша, ша — уточка у камыша.

Са, са, са — в комнате оса. Ша, ша, ша — одеваем малыша.

Сы, сы, сы — у кота усы. Ши, ши, ши — наши малыши.

Сы, сы, сы — курносые носы. Ши, ши, ши — маме помаши.

Со, со, со — мы накинули лассо. Шо, шо, шо — летом хорошо.

Со, со, со — от телеги колесо. Шу, шу, шу — тыкву потушу.

Ас, ас, ас — купили ананас. Шу, шу, шу — шили шорты малышу.

Ас, ас, ас — пьём холодный квас. Аш, аш, аш — мы идём на пляж.

Ис, ис, ис — утащил утёнка лис. Аш, аш, аш — покупаем мы гараж.

Ис, ис, ис — шар на дереве повис. Ыш, ыш, ыш — шумит камыш.

Ос, ос, ос — лает пёс Барбос. Ыш, ыш, ыш — у меня малыш.

Ос, ос, ос — лошади едят овёс. Ыш, ыш, ыш — под кроватью мышь.

Ус, ус, ус — на ноге укус. Иш, иш, иш — в небо улетишь.

Ус, ус, ус — у кита китовый ус. Иш, иш, иш — сел на ветку стриж.

Ус, ус, ус — пробуем арбуз на вкус. Эш, эш, эш — яблочко поешь.

Эш, эш, эш — в нашей стенке брешь.

Ош, ош, ош — покупаю брошь.

Ош, ош, ош — примеряю юбку клёш.

Уш, уш, уш — принимаю душ.

Уш, уш, уш — во флаконе тушь.

VII. Автоматизация и дифференциация звуков [ш] и [с] в предложениях.

Игра «Составь предложение» (Картинки на ПК)

Дети идут из школы.

Мама шьёт сарафан.

Дедушка плетёт сеть.

Бабушка вяжет носок.

Игра «Слова подскажут цифры» Инструкция: помоги расколдовать непонятный рассказ. Послушай его внимательно.

У Саши был день рождения. К нему пришли его друзья и подарили подарки.

1 подарила 2. 3 пришёл с цветными 4. 5 подарила цветную 6. 7 подарил вкусную 8.

(краски, карандаши, шапка, шоколадка)

VIII. Звуковой анализ слов.

Игра «Раскрась звуки» Ребёнку предлагается картинки с звуковой схемой, которые нужно раскрасить.

Сосна, шишка, сушка.

IX Итог занятия: Какие звуки мы с тобой учились произносить правильно?

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе (сентябрь) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАНИЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ Подготовительная группа СЕНТЯБРЬ № обр. деят Тема Цель и задачи Виды деятельности.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]»
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 20:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...