Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С –З]»

Анастасия Барбашина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С –З]»

Тема: Дифференциация звуков [С –З ]

Цель: закрепить правильное произношение звуков [С –З ] в словах, предложениях

Задачи:

1. Образовательные: закрепление знаний о механизме организации свистящих звуков и их акустических особенностях;

- обогащение словаря словами со звуками [С –З ]

2. Коррекционные: формирование и закрепление навыков звуко- слогового анализа;

- развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;

- различение звуков в слогах, словах, предложениях, фразах.

3. Воспитательные: - воспитание трудолюбия;

- поддержание интереса к занятиям;

- воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.

Оборудование: зеркало, настольное зеркало, картинки, карточки, карандаш.

Ход занятия

Здравствуй! Я рада, что ты пришёл!

- Назови что было раньше:

Курица - цыплёнок, лужа-дождь, дерево-дрова.

- Посмотри на картинку и скажи, что нарисовано в правом нижнем углу?

- Скажи, что нарисовано в нижнем правом углу?

- А что нарисовано посередине?

- Молодец!

- Как ты думаешь какой рисунок здесь лишний? Почему?

- Молодец!

Давайте приготовим к работе язычок и губы. (зеркало, картинки)

Артикуляционная разминка: (Логопед показывает карточку, показывает упражнение, проговаривает стихотворение)

Месим тесто».

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10.

«Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Качели».

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

«Горка» «Киска сердится».

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

- Ты молодец хорошо выполнил гимнастику для язычка.

- А сейчас сделаем пальчиковую гимнастику.

Зайцы.

(изображаем пальцами правой, потом левой руки).

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка второй.

- Молодец!

-А сейчас выполним упражнения голосовые и дыхательные (логопед показывает выполнение упражнения)

Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.

“Кто дольше?”:

- прозвенит комаром (з-з-з-з-з);

“Кто больше?”:

- выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с)

- Молодец!

- На этом занятии мы будем учиться различать свистящие звуки, с которыми мы хорошо уже поработали.

-Назовите, какие звуки мы уже изучили?

-Посмотрите на картинки и назовите первые звуки в них – ЗАЯЦ СОРОКА.

- Правильно, это звуки З, С.

Повтори

- Са-За-за, су-зу-су, зы-сы-зы, са-за-са.

- Молодец!

- А сейчас послушай сказку про язычок.

Язычку очень нравились песенки водички –с и песня комара-з. Он стал петь то одну, то другую. То он пел тихо, без голоса – песенку водички – с, то звонко, с голосом – песенку комара – з. Давай и мы споём вместе песенку водички и песенку комара. (Произношение длительно звуки С и З)

Молодец!

– Произнесем звук [с] чисто и правильно.

– Посмотрим, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции. (карточка)

Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с].

- Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду: зубы и язык). Глухой (голосовые связки не работают). Бывает мягким и твердым

Теперь произнесем звук [з]. Вспомни, какое положение принимают язык и губы при произнесении звука [З].

- Посмотри на профиль артикуляции звука и вспомни положение губ, языка.

- Как располагаются губы?

- Что происходит с кончиком языка?

- Что ты можешь сказать о спинке языка?

- Приложи ладонь и произнеси звук З.

Какая струя?

- Звук З гласный или согласный?

- Звонкий или глухой?

- Какой звук З мягкий или твёрдый

- Давай сравним эти звуки, что у них общего?

- а что разное у этих звуков?

– Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий,

- молодец!

- Давай встанем с тобой и немножко отдохнём. Я буду показывать движения, а ты повторяй за мной.

Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!

Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!

Качаем головой,

И вертим головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем

И бегаем кругом.

- Возьми у руку карандаш и вытени руку вперёд. Посмотри на карандаш и далеко, далеко в окно. (выполнить 2 раза)

- Помаргай глазами, как бабочка крылышками. Посмотри вправо, налево, вперёд.

- Молодец! Садись!

Я буду показывать картинки, а ты скажи что ты видишь.

ЗОНТ, Сад, ЗНАК, СОЛНЦЕ, ЗАЯЦ, САНКИ.

- Скажи на какой звук начинаются эти слова?

- А чем обозначается звук на письме?

- А на какие буквы начинаются эти слова?

- Молодец, какой ты внимательный.

- Давайте посмотрим, на что похожи эти буквы?

- Молодец!

- Приготовь ручки (логопед протягивает руки вперёд) сделаем гимнастику для наших пальчиков.

"Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

- Молодец!

Давай поиграем звук З будем произносить громко, а звук С шопотом.

- Я называю слова, а ты подними карточку с нужной буквой – С или З и говорите: 1) ЗИМА СОК ЗАПАХ СОБАКА МАЗАЛ КОЛБАСА СТРОИТЕЛЬ КОЗЛИК ЗЕМЛЯНИКА ПОКОС КОСА 2) ВАЗА НАСОС СОКРОВИЩЕ ЗЕМЛЯ КАКТУС ЗАБОР ГАЗЕТА КОСОЛАПЫЙ СОРОКА

- Молодец!

- Послушай и повтори

ЗА – СА ЗО – СО ЗУ – СУ ЗЫ – СЫ

ЗЯ – СЯ ЗЁ – СЁ ЗИ – СИ ЗЕ – СЕ

- Молодец!

Послушай предложение

- Посмотри на карточку, прочитай – предложение, в котором слова все перепутались. Задание: восстановить порядок слов в предложении.

сливы саду в поспели

капустой зайцев Света корм

на гнезда дрозды построили березах

Лиза фасоль и Соня сажают

- Запишем схематически предложения, отмечая буквами звуки [з] или [с] над черточками – словами.

- Молодец!

- Вспомни чем мы сегодня занимались на занятии? Расскажи родителям дома.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слове. Электронное пособие-игра Рекомендации при работе с презентацией "Дифференциация звуков \С-Ш\ в слове. " Подборка слов в картинках со звуками "С" и "Ш" в одном слове,поможет.

Конспект индивидуальной НОД по дифференцированию звуков «Л» и «Р» в слогах, словах и предложениях «Лунтик и его друзья». Цель: дифференцировать звуки "Л" и "Р" в слогах, словах и предложениях. Задачи: • Закрепить правильное произношение звуков «Л» - «Р» в различных.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С –З]»
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 21:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фотоотчёт по лепке — дымковская игрушка «Барыня»
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект «Книга своими руками»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...