Конспект индивидуального занятия для ребёнка с дизартрией «Автоматизация звука «Ш»

Анюта Мерзаева
Конспект индивидуального занятия для ребёнка с дизартрией «Автоматизация звука «Ш»

Цель: автоматизация звука «Ш» изолировано, в слогах и словах.

Речевые задачи:

• закреплять умение правильно произносить звук «ш»;

• закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «ш»;

• закреплять артикуляционный уклад звука «ш»

• автоматизировать звук «ш» изолированно, в слогах и в словах.

• активизировать словарь: звук согласный, глухой, твердый, символ.

Коррекционные задачи:

• коррекция общей и мелкой моторики;

• коррекция речевого дыхания;

• развивать фонематические процессы;

• коррекция артикуляционных нарушений;

Воспитательные задачи:

• воспитывать навыки самоконтроля;

• воспитывать активность и внимательность на занятии;

• воспитывать потребность в речевом общении.

Оборудование: игрушка-мышонок, воздушный шарик, деревянный шпатель и стерильный бинт для массажа языка, картинки-символы артикуляционных упражнений, ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см, зеркало, большой синий круг, картинка с буквой Ш, счетные палочки, предметные картинки со звуком «Ш»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Посмотри, сегодня к нам на занятие пришел мышонок, и не с пустыми руками. Он принес шарик. Какой первый звук в слове шарик? («Ш») Сегодня мышонок будет помогать тебе правильно произносить звук «ш». Только давай для начала немного разомнемся.

2. Развитие общей моторики

Пляшут мышки-шалунишки, (на первых двух строчках ребенок танцует)

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки, (затем тихо ходит на цыпочках)

Не мешайте спать братишке.

3. Релаксация. Мимическая гимнастика

Психогимнастика: «Заводные игрушки»

— Сейчас ты превратишься в заводную игрушку.

Вокруг себя повернись, В куклу Машу превратись. (Изображает куклу)

— Заводная игрушка сломалась! Замри в той позе, в какой ты сейчас стоишь. (Застывает в определенной позе).

— Почувствуй напряжение. А сейчас покажи, как ты умеешь расслабляться. Сначала урони голову, левую руку, затем туловище. Тебе очень жалко сломанную куклу, покажи, как ты огорчена. Папа починил куклу. И ты рада. Покажи, как ты радуешься.

4. Коррекция артикуляционной моторики

Лицевой массаж:

• Массаж лба: от середины к вискам, от бровей к волосам, массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии.

• Массаж щек: вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.

• Массаж скуловой мышцы: поглаживание, пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

• Массаж губ: растирание, разминание, пощипывание от середины губ к углам.

• Массаж языка: поглаживание от кончика языка к корню языка, легкое поглаживание языка из стороны в сторону, точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно и красиво произносить звук «Ш», давай выполним гимнастику, а мышонок будет наблюдать за нами. Посмотри на картинку, а потом повторяй упражнение за мной.

«Лягушка-хоботок»

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка,

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня. «Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И под счет его держи,

Раз, два, три, четыре, пять.

Язык надо расслаблять.

«Чашечка»

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Вкусное варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

«Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Парус»

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

5. Работа над дыханием

-А теперь давай покажем мышонку фокусы. Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх. (упр. «Фокус»)

6. Автоматизация звука в изолированном виде

Когда мышонок шел к нам в гости, он встретил змейку. Давай вспомним, как шипит змея? ш-ш-ш. А еще на улице поднялся ветерок. Ветер дует, листики шуршат: Ш-Ш-Ш. Покажи руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произнеси звук «Ш».

7. Акустико-артикуляционная характеристика

А теперь возьми зеркало и поставь перед собой, посмотрим, правильно ли у тебя работают губы и язычок, когда произносишь этот звук. Поднеси ладонь ко рту и произнеси шшшш. Губки округлены и слегка вытянуты вперед. Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Горлышко “молчит”.

Звук «Ш» согласный (язычок создает преграду воздуху, глухой и всегда твердый. Согласные твердые звуки живут в Синем домике. Мы будем обозначать звук «Ш» большим синим кружочком.

8. Работа над голосом

Мышонок хотел приехать к нам на машине, но у него спустило колесо, кто-то проткнул его гвоздиком. Как выходит воздух из колеса: ШШ. шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).

9. Связь звука с буквой

Посмотри на букву Ш —

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

Букву Ш мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «Ш» услышать и произнести.

10. Развитие мелкой моторики.

Выложи букву Ш из счетных палочек.

11. Развитие фонематического слуха

Хлопни в ладошки, если услышишь звук «Ш]»:

ш, п, к, ш. ; ша, па, ка, шу. ; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш

12. Автоматизация звука в слогах

Мышонок предлагает тебе поиграть с ним в игру «Волшебная палочка», Мышонок будет говорить слоги, а ты должна их повторить.

Ша-шо-шу, аш-ош-уш, шо-ши-ше, ош-иш-еш.

13. Автоматизация звука в словах

А теперь попробуй отгадать загадки, которые придумал для тебя наш гость

• Твой хвостик я в руке держал.

Ты полетел, я побежал. (Шарик)

• Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбу у ребятишек

Никому не нужно. (Шишек)

• Он чудак или невежда?

На любого посмотри:

Сверху носится одежда.

У него ж она внутри. (Шкаф)

А еще, мышонок принес собой картинки. Давай их посмотрим и назовем, выделяя голосом звук «Ш» (шапка, шишка, машина, подушка, шкаф)

14. Развитие фонематического восприятия

Наш гость скоро отправится домой, давай поможем ему собраться, найти среди картинок с одеждой те, в названии которых есть звук «Ш»:

Сапоги, калоши, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шуба, шляпа

15. Формирование лексико-грамматического строя речи

Закончи предложение, используя слово МЫШКА.

Под шкафом шуршит МЫШКА.

Чуткие ушки у МЫШКИ.

Пушистая кошка подкралась к МЫШКЕ.

Не поймать кошке МЫШКУ

Мы наблюдаем за МЫШКОЙ.

16. Итог занятияДомашнее задание: нарисовать необычную букву Ш.

Мышонку очень понравилось, как ты занималась, и он дарит тебе воздушный шарик!

Публикации по теме:

«Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях». Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: Автоматизация звука «С» в слогах, словах и предложениях. Цели: - уточнять артикуляцию и характеристику звука «С»; -автоматизировать.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием ИКТ «Звук [Ш]» Цели занятия:закрепить правильное изолированное произнесение звука Ш, закрепить произнесение звука Ш в слогах и словах. Упражнять в составлении.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Конспект индивидуального занятия для ребёнка с дизартрией «Автоматизация звука «Ш»
Опубликовано: 16 марта 2014 в 14:38
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...
«Зимний пейзаж». Картина из шерсти
Приветствую всех гостей моей странички. Я совсем недавно уже рассказывала о живописи шерстью. Сходив на мастер-класс и получив результат, решила , что...