Конспект интегрированного индивидуального занятия для ребёнка с ДЦП старшего дошкольного возраста Дифференциация звуков С-Ш

Наталия Леонтьева
Конспект интегрированного индивидуального занятия для ребёнка с ДЦП старшего дошкольного возраста Дифференциация звуков С-Ш

Программное содержание:

- научить ребенка различать звуки С и Ш на слух и в произношении на материале слогов и слов.

- совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата;

- закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках;

- учить дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах

и словах;

- развивать фонематический слух;

- развивать навыки звукослогового анализа: учить определять наличие звука в слове, деление слова на слоги;

- учить пользоваться различной громкостью голоса;

- способствовать развитию речевого дыхания;

- способствовать формированию грамматического строя речи;

- способствовать развитию логического мышления, моторики рук;

Оборудование:

- игрушка Степашка;

- карточки со звуками С и Ш (вода и змея);

- волшебное письмо;

- массажная дорожка (со следами камушки, крупа, крышки, шишки и т. д.)

- игрушки или картинки (санки и машинка);

- «волшебный» кубик – на кубик наклеены разные эмоции человека (пиктограммы);

- пособие для мелкой моторики (крышки, прищепки);

- пособие для нетрадиционной артикуляционной гимнастики (шарик, ложечки);

- картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];

- пособие для дыхательной гимнастики «Буря»;

- пособие к игре «Вазы»;

- мяч фитбол

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Настал новый день, давай встретим его с улыбкой. Я улыбнусь тебе и гостям, а ты улыбнись мне и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

- Сделай глубокий вдох через нос и вдохни в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохни через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

(делается вдох выдох три раза)

- Сегодня к нам на занятие пришел гость. Кто это, ты узнаешь, отгадав загадку:

Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы?

- Правильно, это заяц. А зовут его Степашка. В его имени есть звуки С и Ш, но он не умеет их правильно произносить и просит нас научить его.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы научить его правильно произносить эти звуки нужно размять губки, щёчки и язычок.

Проводиться нетрадиционная артикуляционная гимнастика при помощи шарика:

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

При помощи чайной ложечки:

6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

3. Д/и «Поймай звук»

- Сначала поиграем в игру. Я буду произносить разные слова, а ты мне сигналить, а помогут нам змея и водичка. Покажи пальцами, как змея шипит, как водичка бежит.

(звук [Ш], показать змею – большой палец правой руки соединить с указательным и средним. Все пальцы прижаты друг к другу.

звук [С] – пальцами левой руки «бегайте» по столу.)

Сад, шум, дом, сок, лак, шея, мак, оса, каша, нора, нос, хлеб, мышь, лук, аист, донышко.

4. Упражнения для развития мимики.

- Степашка хочет пойти в лес к друзьям.

- У меня есть «волшебный» кубик и мы можем узнать какие у Степашки друзья.

Конспект интегрированного индивидуального занятия для ребёнка с ДЦП старшего дошкольного возраста Дифференциация звуков С-Ш

5. Д\и «Волшебное письмо» (характеристика звуков)

- Степашка хочет пойти в лес, но не знает, какая будет погода. А у нас есть волшебное письмо, только его надо расколдовать. (Логопед дает ребенку карточку со стрелочками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук Ш, а вниз – С).

Ш-С-ШШ-СС-Ш-С (Произносить громко, тихо, умеренно)

6. Д/и «Следы на снегу» (массажная дорожка)

- Ура! Погода будет хорошая! Пройдись по снегу. Делай шажок и произноси звук С или Ш в конце каждого моего слова:

карандаШ, автобуС, ноС, мыШь, ананаС, финиШ, детеныШ, т. д.

7. Д/и «Эхо» (Ребёнок прыгает на мяче фитболе и повторяет последний слог)

Как хорошо в лесу! В лесу эхо. Повторяй последний слог:

Каша, роса, карандаши, бусы, камыши, волосы, колесо, крыша, колбаса.

8. Д/и «Не ошибись»

- Степашка предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись!». Давай покажем ему, какая ты внимательная:

- Мороз пальчики пощипывает (бельевыми прищепками поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на слоги от большого пальца к мизинцу)

Са – са – ша, сы – ши – сы, су – шу – су, аса – аша – аса,

шва – сва – сва, шас – шос – шус

- Молодец! А теперь попробуем на лыжах прокатиться («вставать» в углубления пробок указательными и средними пальцами, двигаться делая по шагу на каждое слово)

шайка – сайка, шок – сок, шут – суд, шитый – сытый, шутки – сутки

9. Игра «Отгадай слово» (деление слов на слоги)

- Ой! Что же здесь случилось? Степашка придумал для тебя слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем Степашке вернуть звуки на место. (Ребенок должен назвать слово и определить место положение звука в слове (в начале, в середине, в конце) и разделить на слоги)

. ова, ма. ина,

. амолёт,. арф

10. Игра «Вазы» (Согласование числительного со словосочетанием)

- Степашка вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил. Помоги ему их собрать.

Подбирает недостающие части.

- А теперь давай посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так:

один красивый кувшин, два красивых кувшина и т. д.

Считает, правильно проговаривая звуки [с], [ш].

11. Логоритмическое упражнение. (на каждую чистоговорку ребёнок наступает в тазик с камушками, на следующую чистоговорку с пластиковыми резаными бутылками, на следующую в тазик с крышами от воды и ещё раз)

- А давай попробуем развеселить Степашку, поиграем с ним, а то он очень расстроился из-за разбитых кувшинов:

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

12. Упражнение на развитие дыхания «Буря».

Ребёнок дует через соломинку в пластиковую бутылку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.

- Покажи какая «Буря» бывает в лесу.

13. Игра на развитие фонематического слуха.

- Ох, сколько же снежинок надула. А снежинки волшебные, с картинками. Тебе нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани:

Санки, шкаф, бусы, кошка, чашка, автобус, сумка, шапка, шуба, сапоги и т. д.

А теперь давай, и мы Степашку поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша,

Каша, пирожки, лапша.

Язык вниз: са – са - са,

Сахар, масло, колбаса.

16. Итог.

- Молодец! Тебе понравилось играть со Степашкой? А что тебе запомнилось больше всего? Ты хорошо отвечала, играла, Степашке тоже очень понравилось и за это он дарит тебе волшебную ледышку (леденец «Чупа – чупс»).

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект интегрированного индивидуального занятия для ребёнка с ДЦП старшего дошкольного возраста Дифференциация звуков С-Ш
Опубликовано: 10 марта 2013 в 10:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Индивидуальный экологический мини-проект «Горох» для воспитанницы семейного детского...
Актуальность: Горох настоящее лакомство, все дети любят сладкий сочный зеленый горошек. Особенно, если вырастили его самостоятельно. Уже не первый год мы...
Лэпбук «Челябинск»
Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Хочу поделиться очередным замечательным лэпбуком, очень долго обещанным моей подружке-маамовцу быть...
Поделки из бросового материала. Фотоотчет.
Так случилось, что после отпуска я временно работаю не на своей группе. Моих ребятишек осталось после выпуска в школу пятеро, в этом году они тоже...
Фотоэкскурсия по океанарию Анапы
Анапа — это один из самых знаменитых российских...
На велосипеде я тоже умею кататься! Фото с комментариями из Пикник парка!
Да, правильно говорится, что навыки катания на коньках и велосипеде, приобретенные человеком в детстве, остаются у него на всю жизнь! Убедилась я в...