Конспект интегрированного музыкального занятия «Доброта окружает нас» для подготовительной группы

Ольга Загородникова
Конспект интегрированного музыкального занятия «Доброта окружает нас» для подготовительной группы

Задачи: - учить детей самостоятельно определять характер музыкальных произведений, средства музыкальной выразительности; вызывать эмоциональный отклик на музыку разного характера; учить делать образные сравнения.

- Развивать желание внимательно слушать сказку, оценивать поступки ее героев; рассматривать репродукции картин известных художников, развивая при этом эстетические чувства у детей.

- Развивать такие нравственные качества у детей как доброта, внимание, заботливое отношение к окружающим с помощью различных видов искусства (живописи, музыки, литературы).

Используемый материал: репродукции картин «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, «Мадонна Лита» Леонарда Да Винчи, «Царевна Софья» И. Репина.

Музыкальные произведения: «В пещере горного короля» м. Э. Грига, «Мелодия» из оперы к. Глюка «Орфей».

Сказка «Искорка добра» Т. Лепихиной.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель:

«Тихо – тихо сядем рядом,

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном».

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необыкновенную страну – страну звуков. Красок, сказок. Вы любите сказки? Тогда я расскажу вам одну, она называется «Искорки добра». (Рассказывание сказки).

В одном селении люди умели дарить друг другу добро. Как? Очень просто: когда они протягивали друг другу руки и их ладони соприкасались, между ними вспыхивала крошечная, теплая искорка, маленькое – маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а только согревало ладони и вспыхивало яркими искрами в глазах людей. И добра этого было так много, что все, кто хоть раз бывал в этом селении, уносили его с собой, и хватало его на всю жизнь. И в самые темные вечера окна селения искрились и переливались как будто за каждым из них светило солнце. И дети с самого рождения умели дарить добро. Всякое бывало в их жизни: игры и драки, ссоры и веселье. Но как только в чьих – то глазах мелькала злость, и спор грозил перейти в драку, друзья клали ему на плечи руки, и их добро растапливало злость без следа.

И только окна одного дома по вечерам были глухи и темны. Здесь жил злой и жадный человек. Он очень хотел завладеть всем добром и собирал каждую искорку, которую ему дарили люди, принося ее домой и, стряхивая с ладоней в кованый сундук. Искорка летела в темноту сундука, сверкая и переливаясь, на миг освещая его темное нутро. Но когда хозяин сундука открывал его снова, там было холодно и пусто. И он никак не мог понять, куда девается все то добро, что он уже накопил.

«Кто-то ворует его у меня,- думал он длинными, одинокими вечерами. –Ну ничего, я отомщу.»

И отправился он к ведуну, что жил на окраине села.

- Кто –то ворует у меня добро, которое я коплю,- пожаловался он. – Помоги мне поймать вора.

- А ты видел, как рождается добро?

- Видел. Ну и что?

- Добро не может лежать в сундуке, оно само уходит к людям, когда кто-то протягивает руку другому.

- Значит, оно само уходит? Сделай так, чтобы люди не могли пожимать друг другу руки. Исполни мое желание.

- Что ж, я могу исполнить три твоих желания, но трудно это будет сделать, да и зачем?

- У меня нет добра, так пусть и у них не будет!- злобно выкрикнул жадный человек.

Усмехнулся ведун:

- Будь по-твоему, не смогут люди пожимать друг другу руки. Но лучше ли тебе от этого станет?

И сделал он так, что ладони у людей не стали раскрываться друг другу навстречу. День прошел, другой прошел, а окна селения все так же светятся добром. Стал приглядываться жадный к людям, и заметил, что они улыбаются друг другу и искорки добра вновь вспыхивают между ними.

Снова побежал он к ведуну.

- Сделай так, чтобы люди не улыбались друг другу.

- Что ж, попробую, только лучше ли тебе станет?

На следующее утро губы людей забыли улыбку, а искорки добра все так же сверкали и переливались. И заметил жадный человек, что искорки теперь проскальзывают из взгляда во взгляд. И все так же люди живут, не ссорясь, и окна светятся, как прежде. Только ему становилось все хуже и хуже, а окна его дома становились все темнее и мрачнее. Снова побежал он к ведуну.

- Сделай так, чтобы люди не видели друг друга.

- Сделаю. Но лучше ли тебе от этого будет? И больше не ходи ко мне. Я твои три желания исполнил, теперь ты меня не найдешь никогда. - И с этими словами ведун исчез.

Вернулся жадный в селение, видит: люди дорогу перед собой палками нащупывают, дети из домов не выходят. Побежал домой жадный, радуется, что для него все так хорошо сложилось. Вечера дождался, на улицу вышел и увидел, что окна домов все так же светятся. А утром вот что произошло. Столкнулись у калитки два соседа. Один мимо шел, другой из ограды выходил.

- Здравствуй, добрый человек,- сказал первый. - Извини, что толкнул, я тебя не видел.

- Здравствуй,- откликнулся другой.

И такая добрая сила была в этих словах, что спало колдовство ведуна, и глаза увидели, и губы улыбнулись, и руки протянулись друг к другу. И снова искорки добра родились между ладонями, мелькнули в улыбке, засветились в глазах. Обнялись соседи на радостях, и пошли по селению, здороваясь со всеми. И только жадному никто не протянул руки, никто не улыбнулся, никто не взглянул. И не потому, что хотели отомстить- ведь их добро хотели погубить,- а потому, что колдовство ведуна пало на жадного. И никто не мог протянуть к нему руки, никто не видел его, хотя стоял рядом, и никто не мог улыбнуться.

Прошли годы. Седой и сгорбленный бродил жадный человек между людьми, и силы уже оставляли его. Однажды он сидел на камне у своей покосившейся избушки и смотрел на людей, сновавших мимо него и не видевших его. Он уже так привык к этому, что и злиться, и жалеть себя перестал. Вдруг, запнувшись за камешек, около него упал малыш. Старик вскочил и подхватил малыша на руки:

- Не плачь, все пройдет!- сказал он малышу и подул ему на ушибленное место.

- Дедушка, здравствуй, ты откуда?- услышал он вдруг и оглянулся.

Рядом с ним стояла молодая женщина, мать малыша, дочь соседа и, улыбаясь, смотрела на него. И на душе у старика стало тепло и легко.

- Бродил по земле и вот домой вернулся, доченька,- ответил он.

- У тебя, поди и поесть –то нечего, дом то столько лет стоял пустой и холодный. Сейчас я тебе молока и хлеба принесу.

Старик оглянулся на свой дом, и впервые в жизни увидел, как чуть-чуть потеплели и засветились его окна.

Видите, ребята, иногда одного слова бывает достаточно, чтобы человек изменился, из злого превратился в доброго, заботливого.

Вопросы к детям:

- Что такое доброта?

- Можно ли ее увидеть, услышать?

(Рассматривание репродукций картин «Мадонна Лита» и «Сикстинская Мадонна»).

Музыкальный руководитель: Посмотрите на эти репродукции картин.

На них изображены мадонны с младенцами на руках. Мадонна – это женщина, символизирующая женскую красоту. А на этих репродукциях мы видим женщин – матерей.

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках!

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках!

(С. Островой)

Посмотрите на выражение материнских их лиц, глаз. От них веет добротой, лаской, любовью. Посмотрите, как заботливо они держат своих малышей. Весь их облик говорит о том, что мамы очень любят своих малышей, оберегают их, никому не дадут в обиду.

Обе эти репродукции пронизаны добротой и любовью. Невозможно совершить плохой поступок или сказать плохое слово, глядя на эти репродукции.

А теперь давайте посмотрим репродукцию картины другого характера.

(Рассматривание репродукции картины «Царевна Софья» И. Репина).

Вопросы к детям:

- Что вы можете сказать об этой картине?

- Какое настроение она несет?

- Какое выражение лица у царевны Софьи?

- Какой взгляд?

Музыкальный руководитель: Эта картина вызывает совершенно иные чувства, чем образы мадонн с детьми. Художники своими работами могут воспитывать у нас добрые чувства, дарить красоту и нежность, а так же могут передать чувства ненависти, зла.

А может ли музыка вызывать у нас такие же чувства? У музыки свой язык – музыкальный, и мы с вами знаем, что музыка может передать нам любое настроение.

Вопрос к детям:

- А как вы думаете, ребята, какая должна быть по характеру музыка, рассказывающая нам о мадоннах, изображенных на этих репродукциях?

(Ответы детей: нежная, чистая, светлая, напевная, красивая, возвышенная).

Вопрос к детям:

- А к репродукции картины «Царевна Софья» какая по характеру должна быть музыка?

(Ответы детей: тяжелая, грубая, злая, мрачная, низкая).

Музыкальный руководитель:

- Сейчас мы прослушаем два музыкальных произведения, разные по характеру. Я прошу вас определить, какое из них подойдет к картинам, изображающим мадонн с детьми, а какое созвучно по характеру с репродукцией картины «Царевна Софья».

(Звучат «Мелодия» к. Глюка и «В пещере горного короля» к. Грига).

Ответы детей.

Музыкальный руководитель:

- Вы видите, что о добре и зле, о нежности и властности, о добрых и некрасивых поступках можно не только рассказать словами, но и сделать это с помощью красок и кисти, как это делают художники; с помощью звуков об этом рассказывают нам композиторы. Мы слушаем музыку, рассматриваем картины, слушаем стихи, легенды и сказки и все это вызывает у нас определенные чувства, помогает нам расти духовно и нравственно. Я верю, что те, кто научится слушать и понимать музыку, полюбит книги и научится понимать произведения живописи, никогда не станет говорить и поступать плохо, вырастет добрым, внимательным, отзывчивым.

(Вопросы к детям).

- Что же все-таки такое доброта?

- Кого можно назвать добрым человеком?

- Кого из детей в вашей группе вы считаете добрым?

- Какие добрые поступки совершили вы или ваши друзья?

- Приведите примеры добрых поступков литературных героев.

- Что было бы с нами, если бы мы сами и окружающие нас люди перестали совершать добрые поступки?

- Подарите друг другу доброе слово.

(Дети говорят добрые слова детям, сидящим рядом).

Музыкальный руководитель: С добрых слов начинаются добрые дела, так давайте же каждый день начинать с добрых слов друг другу.

Публикации по теме:

Музыкальные Игры-драматизации Музыкальная Игра-драматизация «Лиса и заяц» Цель: учить детей давать оценку героям, передавать выразительное и эмоциональное содержание.

Музыкальный проект «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через приобщение к музыке» Представлена презентация пректа "Нравственно-патриотическое воспитание через приобщение к музыке" Эмоционально воспринимать окружающее детям.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект интегрированного музыкального занятия «Доброта окружает нас» для подготовительной группы
Опубликовано: 6 июля 2013 в 16:28
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...