Конспект интегрированного экскурсионного занятия «В гостях у крестьянки Насти»

Наталья Вяткина
Конспект интегрированного экскурсионного занятия «В гостях у крестьянки Насти»

Конспект интегрированного – экскурсионного занятия

«В гостях у крестьянки Насти».

Цель: систематизировать знания детей о жилище уральцев в старину, объясняя детям назначение его составных частей.

Задачи:

коррекционно-образовательные. Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование первичных представлений о родном городе, его историческим прошлым и настоящим. Расширение и уточнение словаря по теме.

коррекционно-развивающие. Развитие связной и диалогической речи (формирование умения отвечать на вопросы в ходе беседы с крестьянкой Настей). Развитие образного мышления и тонкой моторики в продуктивной деятельности.

коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитывать чувство уважения к далёким предкам, землякам Уральского края, бережное отношение к истории родного края.

Предварительная работа:

экскурсия в музей «Земская больница»

рассматривание альбома «Урал – мой край», «Мой город – Красноуфимск». просмотр видеофильма «Разные города России»

тематическая выставка «Русская горница», «Такие разные дома».

занятие - аппликация «Красивый деревянный дом»

макет «Уральская изба», разная посуда и мебель Уральского подворья

проекты детей «Мой дом – моя крепость», «Дом в котором я живу» (совместная деятельность родителей и детей)

знакомство с правилами поведения в музее

праздник «На Урале я живу».

Чтение:

рассказы, поговорки Л. Н. Толстого

русские народные загадки, сказки

стихи Т. Русиновой «Город мой родной».

Оборудование:

предметные картинки «Предметы старины».

Ход НОД.

Воспитатель встречает детей, организует приветствие, приглашает детей к наборному полотну, на котором выставлены открытки с видами города Красноуфимска, читает четверостишие Т. Русиновой

На белом свете городов немало,

Но лучше тот, где мы с тобой живём,

Благословенный городок Урала,

Что Родиной своею мы зовём.

Воспитатель и дети рассматривают фотографии города, дети называют достопримечательности города. Воспитатель обращает внимание детей на открытку с видом краеведческого музея города.

Воспитатель. Дети, а вы любите свой город? Вы еще больше полюбите наш город, когда узнаете о нём много интересного. История нашего города хорошо отражена в залах музея нашего города. Мы с вами приглашены в гости к крестьянке Насте, она нас познакомит с устройством русской избы.

Воспитатель и дети отправляются в музей, где их встречает Настя.

Конспект интегрированного экскурсионного занятия «В гостях у крестьянки Насти»

Настя. Дорогие гости, я приглашаю вас к себе в горницу.

Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как была устроена русская горница. Давайте сядем в нашей «горнице» и начнём разговор.

Горница – так называли комнату в избе. Кто нам напомнит, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно? (большая русская печь).

- Конечно, не случайно говорят: «Печь всему голова». В чем она помогает человеку? (ответы детей, объяснения).

- Дети, печь делит горницу на две основные части. Одна половина, левая, вот здесь за печкой, женская. Её так называли потому, что здесь хозяйки делали домашние дела. Какие? (Готовили еду, мыли посуду, стирали и т. д.) Женщину в старину называли бабой. Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут.

Кут – означает угол: бабий угол, бабий кут.

- Давайте посмотрим, что в нём находится. (Посуда, и всё что нужно для печи: кочерга, ухват). Да, здесь есть всё, что нужно хозяйке. А в другой стороне горнице – правой - стоит стол обеденный, лавки, сундуки, икона висит. На этой же стороне окно, поэтому угол самый светлый. На окне – занавески, на полу – половики. Половики ткали хозяйки сами и стелили их на пол вместо ковров. Правая половина горницы были самой нарядной, красивой и называли эту часть горницы – красный угол. В красном углу и гостей встречали, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.

Звучит запись народной мелодии «Ах вы сени, мои сени….». После окончания музыки Настя спрашивает: - А что такое сени?

Сени - это прихожая в деревянном доме. Можно сказать, что изба начиналась с сеней. С улицы заходили в сени, а из сеней дверь вела в горницу.

На Руси были богатые и очень бедные люди. Богатые люди жили в красивых теремах. Терема строили в два этажа, с красивым крыльцом и большим количеством комнат. Кроме горницы, там были светёлки – комнаты для молодых девушек, спальные. Вот в таких домах жили наши предки. Избы и терема обносились забором – получался двор. Во дворе строили хлев – место, где жила скотина (домашние животные).

Какая скотина водилась в русских дворах? Ответы детей.

- Дети, вы заметили, как много мы с вами узнали новых слов сегодня?

Давайте их вспомним:

- На какие две части делила горницу печь?

- Что такое сени?

- Как назывались дома богатых людей?

- Какие комнаты были в теремах?

- Где жила скотина?

Настя. Вот сколько интересного вы сегодня узнали, побывав у меня в гостях.

Воспитатель и дети прощаются с Настей, возвращаются в детский сад.

В детском саду. Воспитатель. Я предлагаю вам «обустроить нашу горницу», отгадав мои загадки и выполнив пальчиковую гимнастику «Строим дом».

Тук –ток, тук –ток! Дети ударяют кулачками друг о друга

Застучал молоток.

Будем строить новый дом Дети поднимают руки,

С высоким крыльцом, кладут одну ладонь на другую (окно).

С окнами большими.

Со ставнями резными. Разводят руки в стороны -открыли ставни

Тук –ток, тук – ток! Ударяют кулачками друг о друга

Замолчал молоток. Опускают руки.

Вот готов новый дом. Соединяют руки над головой –крыша

Будем жить мы в нём. Прикасаются ладонями к груди.

Стоит изба из кирпича, День корпит и ночь корпит

То холодна, то горяча. Одно утро спит.

(печь) (заслонка)

Бычок рогат, в руках зажат, Два братца ходят на речку купаться

Еду хватает, а сам голодает. (ведра) (ухват)

Он пыхтит как паровоз, Четыре братца под одной крышей

Важно кверху держит нос. живут.

Пошумит, остепенится - (стол)

Пригласит чайку напиться.

(самовар)

«Отгадки» дети расставляют в «горнице». Звучит музыка, воспитатель приглашает детей в хоровод "Уральская рябинушка".

Приложение.

Дом «срубили из бревен».

«Печь» сделана из плотного картона.

Мебель в горницу изготовил А. И. Лобов (родитель).

Посуда изготовлена из бумаги (способ папье-маше).

Вот такая русская горница у нас получилась.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Мы разные» по образовательным областям социализация, познание, музыкаКонспект интегрированного занятия «Мы разные» по образовательным областям социализация, познание, музыка .

Выставка детских работ по теме: «Музыка в рисунках детей»Выставка детских работ по теме: «Музыка в рисунках детей» Музыка- это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Музыка, изобразительное искусство.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект интегрированного экскурсионного занятия «В гостях у крестьянки Насти»
Опубликовано: 15 мая 2013 в 12:08
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»
Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас дети очень много...
Мастер-класс «Зимняя сказка на окне».
Украшение помещений к Новому году в нашем детском саду идёт полным ходом, все проявляют творчество, выдумку и фантазию. В этом году я решила украсить окна...
Экологический макет «Земля-наш общий дом! Береги её!»
«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, Что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким...