Конспект интегрированного занятия «А в санях сидит царица»

Лидия Плаксина
Конспект интегрированного занятия «А в санях сидит царица»

Программное содержание:

1. Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах.

2. Знать названия и последовательность зимних месяцев.

3. Воспитывать культуру ведения диалога, умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться и не перебивать, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, совершенствовать умение высказывать логично и связно.

4. Продолжать развивать образность, эмоциональность речи, обогащать и активировать словарь детей.

5. Совершенствовать и развивать мелкую моторику рук.

6. Учиться обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в группу, встают полукругом, посылают улыбки гостям.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! У вас хорошее настроение? Давайте подарим нашим гостям свои улыбки и чуточку хорошего настроения!

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.

Воспитатель читает загадку.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке были,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Почему зиму называют царицей?

Дети: Она как добрая фея-волшебница всю землю покрыла белым покрывалом.

Воспитатель: Как вы думаете, а подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица». Почему? Когда приходит зима, и повсюду становится светло и белым-бело. На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

Дети: Зима прилетела на трех зимних месяцах.

Воспитатель: Вспомните их название.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Да, зима царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Но их в народе называют по-другому. Как в народе декабрь называют?

Дети: «Студень», «стужайло», «студеный».

Воспитатель: А почему его так называют?

Дети: Потому что это самый холодный и «студеный» месяц.

Воспитатель: Да, слова «студеный» и «холодный» обозначают одно и то же. Какой месяц следует за декабрем?

Дети: Январь.

Воспитатель: Как в народе называют январь?

Дети: «Просинец».

Воспитатель: Как вы думаете, почему его так называют?

Дети: В январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее – синее.

Воспитатель: А какой же третий месяц зимы?

Дети: Февраль.

Воспитатель: А как в народе его называют?

Дети: «Бокогрей»!

Воспитатель: Что это значит?

Дети: В феврале солнышко начинает хорошо пригревать, а затем возвращаются морозы да метели. Вот и получается, что с одной стороны пригревает, а с другой стороны ветер – поддувает.

Воспитатель: А как еще называют февраль?

Дети: «Коротышкой».

Воспитатель: Почему?

Дети: Это самый короткий месяц в году.

Воспитатель: А сколько дней бывает в феврале?

Дети: 28 или 29 дней.

Воспитатель: А в других месяцах сколько дней?

Дети: 30 ли 31 день.

Воспитатель: Давайте послушаем песню о зимних месяцах и потанцуем. /Произвольный танец под фонограмму песни «Три белых коня», муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева/.

Дети танцуют.

Или подвижная игра «Мороз – Красный нос».

Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. /Зима/

Пройдите, посмотрите на картины, выберите ту, на которой изображена зима. Почему вы решили, что на картине зима?

Дети кратко описывают картину.

Воспитатель: А сейчас сядем на стульчики и поиграем в дидактическую игру «Подбери словечко».

1. Как можно зиму назвать ласково? /Зимушка/

2. А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые края, а остаются зимовать? /Зимующие/

3. Как можно назвать день зимой? /Зимний/

Все эти слова: «зима», «зимушка», «зимующие», «зимний» - слова родственники. Давайте вспомним, какими словами мы мажем рассказать о зиме. Какая она? /Снежная, холодная, студеная, морозная, блестящая, хрустальная и т. д. /

Игра: «Бывает – не бывает»

Дети встают в круг. Воспитатель задает вопросы, если ответ положительный, то хлопает в ладоши, если отрицательный, то топает ногами.

Вопросы: Бывает снег зимой?

Бывают листья зимой на деревьях?

Желтеют листья летом?

Идут дожди осенью?

Улетают птицы на юг весной? и т. д.

Воспитатель: Дети, а скажите, что вы любите делать зимой?

Дети: Кататься на санках, ходить на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика и т. п.

Воспитатель: Без чего не бывает зимы?

Дети: Зимы не бывает без снега.

Воспитатель: А сейчас мы пройдем за столы, и на наших работах сделаем снег – это аппликацию в тактике скатывания бумаги. Отрываем кусочек белой салфетки /размером с ноготь большого пальца/. Скатываем между большим и указательным пальцами руки и приклеиваем их к листу на рисунке, предварительно намазанную клеем.

Дети выполняют работу.

Воспитатель: Выполнили работу. А сейчас встаем в круг и поиграем.

Упражнение «Вспомни примету, пословицу, поговорку»

Воспитатель: Люди много наблюдали за природой, и находили совпадения. Так появились приметы, поговорки, пословицы. А вы знаете зимние приметы? Давайте поиграем.

Зима морозная – лето….жаркое.

Много снега – много…хлеба.

Осень запасиха – зима…подбериха.

Белее зима – зеленее…лето.

Иней на деревьях – значит быть…морозу.

Февраль сшибает…рог зиме.

Февраль рисует, малюет…весну чует.

Молодцы!

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер.

Воспитатель: О чем же мы сегодня говорили? Дети, как вы думаете, с чем на занятии мы справились хорошо? А что по вашему мнению не удалось сделать? Во что бы вы хотели поиграть во время игрового часа? А сейчас давайте выучим красивую загадку. И научимся говорить ее медленно, быстрее и совсем быстро.

Хоть сама и снег и лед,

А уходит – слезы льет.

Дети читают загадку несколько раз.

Воспитатель: А сейчас предлагаю найти шкатулку, в которой находится сладкое угощение.

Сюрпризный момент, угощение.

Воспитатель читает записку от зимы, в которой хвалит детей за то, что они так много знают о зиме, и дарит им леденцы!

Публикации по теме:

Авторское учебно-методическое пособие на тему: «Зимняя сказка. Новогодние традиции». Авторское учебно-методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста. Оно направлено на ознакомление с новогодними традициями России.

НОД в подготовительной группе «Загадки Матушки-Зимы»НОД в подготовительной группе «Загадки Матушки-Зимы» Цель. Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «А в санях сидит царица»
Опубликовано: 31 января 2014 в 10:32
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Кружок народной куклы «Яркий лоскуток»
В своей группе столкнулась с проблемой повального увлечения детьми игрушками-антигероями. Дети ( в большинстве мальчики) стали приходить в детский сад с...