Конспект интегрированного занятия детей выпускной группы «Посещение мини-музея «Чувашская изба»

Елена Петровна Васильева
Конспект интегрированного занятия детей выпускной группы «Посещение мини-музея «Чувашская изба»

Программное содержание. Расширение знаний детей о музее, о том, что в музеях хранятся картины, музейные предметы, исторические достояния и т. д. Закрепить (уточнить) знания и представления детей о чувашской головной повязке "масмак": о ее возникновении и назначении; о первичных художественных образах; об орнаментальном образе, духовно-содержательном смысле, связанном с мировоззрением народа. Активизировать слова: музей, галерея, экскурсовод, экспонат (музейный предмет, масмак, зыбка, печь (камака, прялка (кенчеле, ткацкий станок (пир выране).Помочь ребенку почувствовать торжественность и величие интерьера музея, значение искусства для людей.

Предшествующая работа: эксурсии по музеям г. Чебоксары; рассматривание изделий народных промыслов; ознакомление детей с интерьером чувашской избы.

Материал: масмак; рисунки-схемы; зыбка, печь, прялка, ткацкий станок; полоски бумаги, элементы чувашских узоров.

Ход занятия.

Вводная часть занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами находимся в мини-музее "Чувашская изба". Мы с вами познакомились с работой многих музеев нашего города. Давайте вспомним кратко, какие музеи вы посетили и что же мы видели.

Дети перечисляют музеи. Воспитатель обобщает. Музей- это учреждение, которое занимается собиранием, хранением и выставкой предметов. Эти предметы- экспонаты имеют историческую ценность и интересны для посетителей. Итак, мы находимся в мини- музее "Чувашская изба". Кто встречает и знакомит нас в музее с экспонатами?

Сейчас я предлагаю вам стать экскурсоводами и рассказать нашим посетителям о том, что есть у нас в музее. Экскурсоводы, начинайте экскурсию.

Основная часть занятия.

Дети поочередно рассказывают об экспонатах музея: зыбка, печь, прялка, ткацкий станок, одежда.

Тавтапус, молодцы ребята справились с ролью экскурсовода. Всем стало понятно предназначение предметов, которые представлены в музее. А теперь я прошу обратить внимание на этот предмет (воспитатель берет масмак и одевает на голову)

Сене масмак эп сихрам

Хай асамат кепер пек-

Севви-терри сыру пек.

Узнали этот предмет?

Звуковой эффект. Появляется Келпук мучи.

-Ыра кун, ачасем. Слышал о масмаке вы начали разговор? А что такое масмак?

Ответы детей:

-масмак головной убор, его носили чувашские женщины для красоты;

-масмак- оберег, чтобы голова не болела, чтобы не заболеть;

-чуваши считали, что он связывает их с небом, небесным миром, откуда можно получить тепло и свет от солнца, а значит и силы.

-Молодцы ребята. Почему именно масмак называется этот головной убор? А как их носили?

(ответы детей)

-На масмаке много красивых узоров. Что за узоры?

(ответы детей)

-А какие главные цвета в чувашской вышивке? А у цветов тоже есть тайна?

(ответы детей)

Келпук мучи: Молодцы, ребята, все знаете. А теперь я хочу узнать, умеете ли вы создавать такие красивые узоры?

Аппликация "Масмак"

-Итак, мы видим на масмаке: небо, небесный мир (солнце, звезды, землю и земной мир (горы, животные, то есть красивые вещи с узорами могут рассказать что-то интересное. Маленькая девочка Масмак вышила для мамы, а стали пользоваться этим предметом все чуваши.

Дети, послушайте легенду о девушке Масмак. (демонстрация легенды видео)

Обсуждение легенды:

-Как вы думаете, почему чувашская вышивальщица была объявлена мудрейшей и искуснейшей во всем государстве?

-Почему старик на вопрос царя, где же его богатство, показал на руки своей дочери?

-Отчего воцарилась тишина, когда все увидели вышитые чувашской девушкой узоры?

Вывод: истинное богатство народа не в деньгах, золоте, а в творениях, которые создавались народными умельцами. Девушка Масмак своими узорами смогла царю показать богатство всей земли: на маленькой полосочке холста уместились и горы, и моря, и деревья, и растительность, и солнце, и небо, и вся красота небесного и земного миров. Таким образом, вышивка- это главное богатство чувашского народа.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Сегодня мы с вами выяснили, что одно из главных богатств чувашского народа- это вышивка.

Публикации по теме:

НОД по ознакомлению дошкольников 6–7 лет элементами чувашской вышивки «В гостях у бабушки Анюк» Задачи: Образовательные: - Продолжать знакомить детей с одним из видов чувашского декоративно-прикладного искусства – старинной чувашской.

Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры»Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры» Барельефная живопись \"Чувашский национальный костюм" Оформление стенда \"Декада чувашской национальной культуры\" Ежегодно в нашем ДОУ.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия детей выпускной группы «Посещение мини-музея «Чувашская изба»
Опубликовано: 16 марта 2014 в 19:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Масленица (фотоотчет)
Широкая масленица – сырная неделя! Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем...
Фотоотчет «Спортивные достижения моих воспитанников».
Доброго дня коллеги! Хочу поделиться с вами моей гордостью и радостью! Моя воспитанница, Малеева Дашенька, посещает наш детский сад со 2 младшей группы. По...
Картотека Гимнастика после сна
Картотека гимнастика после сна 1. "Потягивание" И. п. лежа на спине, руки вдоль туловище. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточки двух ног вперед;...
Фотоотчёт праздника «Русские богатыри»
Фотоотчёт праздника "Русские богатыри" В этом году в старших группах мы проводили праздник, посвящённый Дню защитника Отечества, в форме сказочного...
Статья «Установление психологичечкого контакта с детьми младшего дошкольного возраста»
УСТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Казакова Е. Н. В этой статье описывается важность установления психологического...