Конспект интегрированного занятия детей выпускной группы «Посещение мини-музея «Чувашская изба»

Елена Петровна Васильева
Конспект интегрированного занятия детей выпускной группы «Посещение мини-музея «Чувашская изба»

Программное содержание. Расширение знаний детей о музее, о том, что в музеях хранятся картины, музейные предметы, исторические достояния и т. д. Закрепить (уточнить) знания и представления детей о чувашской головной повязке "масмак": о ее возникновении и назначении; о первичных художественных образах; об орнаментальном образе, духовно-содержательном смысле, связанном с мировоззрением народа. Активизировать слова: музей, галерея, экскурсовод, экспонат (музейный предмет, масмак, зыбка, печь (камака, прялка (кенчеле, ткацкий станок (пир выране).Помочь ребенку почувствовать торжественность и величие интерьера музея, значение искусства для людей.

Предшествующая работа: эксурсии по музеям г. Чебоксары; рассматривание изделий народных промыслов; ознакомление детей с интерьером чувашской избы.

Материал: масмак; рисунки-схемы; зыбка, печь, прялка, ткацкий станок; полоски бумаги, элементы чувашских узоров.

Ход занятия.

Вводная часть занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами находимся в мини-музее "Чувашская изба". Мы с вами познакомились с работой многих музеев нашего города. Давайте вспомним кратко, какие музеи вы посетили и что же мы видели.

Дети перечисляют музеи. Воспитатель обобщает. Музей- это учреждение, которое занимается собиранием, хранением и выставкой предметов. Эти предметы- экспонаты имеют историческую ценность и интересны для посетителей. Итак, мы находимся в мини- музее "Чувашская изба". Кто встречает и знакомит нас в музее с экспонатами?

Сейчас я предлагаю вам стать экскурсоводами и рассказать нашим посетителям о том, что есть у нас в музее. Экскурсоводы, начинайте экскурсию.

Основная часть занятия.

Дети поочередно рассказывают об экспонатах музея: зыбка, печь, прялка, ткацкий станок, одежда.

Тавтапус, молодцы ребята справились с ролью экскурсовода. Всем стало понятно предназначение предметов, которые представлены в музее. А теперь я прошу обратить внимание на этот предмет (воспитатель берет масмак и одевает на голову)

Сене масмак эп сихрам

Хай асамат кепер пек-

Севви-терри сыру пек.

Узнали этот предмет?

Звуковой эффект. Появляется Келпук мучи.

-Ыра кун, ачасем. Слышал о масмаке вы начали разговор? А что такое масмак?

Ответы детей:

-масмак головной убор, его носили чувашские женщины для красоты;

-масмак- оберег, чтобы голова не болела, чтобы не заболеть;

-чуваши считали, что он связывает их с небом, небесным миром, откуда можно получить тепло и свет от солнца, а значит и силы.

-Молодцы ребята. Почему именно масмак называется этот головной убор? А как их носили?

(ответы детей)

-На масмаке много красивых узоров. Что за узоры?

(ответы детей)

-А какие главные цвета в чувашской вышивке? А у цветов тоже есть тайна?

(ответы детей)

Келпук мучи: Молодцы, ребята, все знаете. А теперь я хочу узнать, умеете ли вы создавать такие красивые узоры?

Аппликация "Масмак"

-Итак, мы видим на масмаке: небо, небесный мир (солнце, звезды, землю и земной мир (горы, животные, то есть красивые вещи с узорами могут рассказать что-то интересное. Маленькая девочка Масмак вышила для мамы, а стали пользоваться этим предметом все чуваши.

Дети, послушайте легенду о девушке Масмак. (демонстрация легенды видео)

Обсуждение легенды:

-Как вы думаете, почему чувашская вышивальщица была объявлена мудрейшей и искуснейшей во всем государстве?

-Почему старик на вопрос царя, где же его богатство, показал на руки своей дочери?

-Отчего воцарилась тишина, когда все увидели вышитые чувашской девушкой узоры?

Вывод: истинное богатство народа не в деньгах, золоте, а в творениях, которые создавались народными умельцами. Девушка Масмак своими узорами смогла царю показать богатство всей земли: на маленькой полосочке холста уместились и горы, и моря, и деревья, и растительность, и солнце, и небо, и вся красота небесного и земного миров. Таким образом, вышивка- это главное богатство чувашского народа.

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Сегодня мы с вами выяснили, что одно из главных богатств чувашского народа- это вышивка.

Публикации по теме:

НОД по ознакомлению дошкольников 6–7 лет элементами чувашской вышивки «В гостях у бабушки Анюк» Задачи: Образовательные: - Продолжать знакомить детей с одним из видов чувашского декоративно-прикладного искусства – старинной чувашской.

Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры»Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры» Барельефная живопись \"Чувашский национальный костюм" Оформление стенда \"Декада чувашской национальной культуры\" Ежегодно в нашем ДОУ.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия детей выпускной группы «Посещение мини-музея «Чувашская изба»
Опубликовано: 16 марта 2014 в 19:01
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....