Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по народному творчеству «Вслед за пером Жар-птицы»

Ирина Шпак
Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по народному творчеству «Вслед за пером Жар-птицы»

Интеграция областей : «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Программные задачи

• Воспитывать интерес и понимание эстетики народной речи в загадках

• Познакомить детей с процессом росписи хохломской посуды;

Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по народному творчеству „Вслед за пером Жар-птицы“» размещена в разделах

• Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта, закрепить представления о повседневной жизни наших предков (их быте, труде, мировоззрении);

• Правильно и чисто интонировать мелодии народных песен «Тень-тень», «У калинушки», «Волшебный завиток».

Закреплять движения в русских хороводах: капустка, выворачивание круга, ручеек, ковырялочка, использовать знакомые движения в импровизациях.

• Стимулировать развитие речи, коммуникативных навыков.

• Придумывать рифму к заданным словам

Предварительная работа:

Беседы о родном крае. Рассматривание альбома «Народное творчество», предметов народно-прикладного искусства. Рассказ воспитателя о народном быте русского народа, обычаях, народных праздниках, рассматривание картин о народных промыслах, чтение художественных произведений. Разучивание песни Вихаревой Г. Ф. «Жар-птица», русских хороводов, игр и песен.

Оборудование:

Русские народные костюмы, самовар, ситцевый мешок, бубен, подушка, зеркало, ухват, кочерга, гребешок, шкатулка, клубочек вязальных ниток, сундук;

Куклы театра би-ба-бо;

Предметы народно-прикладного искусства с хохломской росписью,

мультимедиа-проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр;

Раздаточный материал для росписи, кисти, краски, салфетки, баночки с водой.

Зал оформлен в виде русской избы с лавками, столом, накрытым скатертью с вышитыми узорами, самоваром, предметами русского быта.

Воспитатель и дети в русских костюмах под русскую народную музыку входят в избу. Их встречает хозяюшка.

Воспитатель. Утро доброе, хозяюшка!

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Приходите, рассаживайтесь

поудобней. Дай Бог тому, кто в нашем дому - дорогим гостям, милым детушкам,

наделил бы нас Господь и житьём, и бытиём, и здоровьем! С чем вы ко мне пожаловали?

Воспитатель. Мы пришли песни петь, плясать, тебя потешать,

да загадки загадывать.

Хозяюшка. Да отчего же не повеселиться, коли на душе, как в горнице,

тепло и светло?

Воспитатель. Не хочешь ли ты, хозяюшка, загадки про свою избу отгадать?

Ребята их много знают.

Ребёнок. Стоит копна, вся в дырках. На копне - гора, из горы дым идёт.

Хозяюшка. Вот вам моя отгадка: стоит бычище - проклёваны бочища. (изба)

Ребёнок. Дарья да Марья друг на друга глядят.

Хозяюшка. Ой, да это же два братца, которые друг на друга глядят, а вместе не сойдутся (пол и потолок)

Ребёнок. Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода!

Хозяюшка. А я знаю, что это: толстый, пузатый, стоит и пыхтит. (самовар)

Ребёнок. Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит - отдаёт,

Сам в угол идет.

Хозяюшка. Да это тот, что однорук да рогат, он в избе первейший хват. Ухватил горшок – да и в печку скок. (ухват)

Хозяюшка. Кто будет играть в интересную игру,

А какую - не скажу?

Солнце разгорается, игра начинается.

Проводится игра с бубном. (2-3 раза)

Дети передают по кругу бубен из рук в руки, а хозяюшка произносит считалку:

Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот в кругу попляшет нам.

Вдруг слышится чихание из большого мешка.

Хозяюшка. Кто, ребята из вас простудился? Ах, это мой волшебный мешок проснулся. Поиграть с вами хочет.

Воспитатель. Скажи, хозяюшка, что у тебя в мешке? Бобы, горох?

Хозяюшка. Что за чудо - скок да скок.

Гляньте, тронулся мешок!

(в мешке двигается ребёнок).

Воспитатель. Эй, ребята, хватайте его! Ловите! Поскорей мешок держите.

Развяжу-ка я мешок, да посмотрю, что в нём? (смотрит в мешок). Что-то он пуст. Чего же ты, мешок, хочешь?

Мешок. Я за отгадками пришел.

Хозяюшка. За какими такими отгадками?

Мешок. На мои загадки.

Набита пухом, лежит под ухом.

Хозяйка. Что это?

Дети. Подушка.

Хозяюшка. Ах, вот и она: два брюшка четыре ушка (кладёт подушку в мешок).

Мешок. Золотое озерцо, в озерце моё лицо.

Дети. Зеркало!

Хозяюшка. Получай, мешок, озеро с чистой водицей. (кладёт зеркальце)

Мешок. Для кудрей и хохолков

Целых 25 зубков!

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.

Дети. Гребень.

Хозяюшка. Вот мешок, тебе то, что ходит-бродит не по лесам,

А по усам и волосам. (кладёт гребень).

Мешок кивает, благодарит, а потом раскачивается из стороны в сторону.

Хозяюшка. Что же он сказать хочет? (наклоняется к мешку, слушает). Песню хочешь послушать? Ну что же, петь да плясать - век горя не знать.

Русская народная песня «Тень-тень» в исполнении детей.

Из мешка появляется шкатулка.

Хозяюшка. Что за странный сундучок?

И закрыт он на крючок,

Если ключик подберём,

В сказку быстро попадём.

Попросите сундучок открыться. А помогу вам я. Буду петь начало песни, а вы

придумывайте конец, каждый по-своему, да чтоб было в рифму!

Песенная импровизация Хозяюшки и детей.

Скажу я гармошка, а ты мне (картошка, матрёшка, Антошка и т. д. ,

Держу я рубашку, ты видишь (букашку, промокашку и т. д. ,

Взяла я корзину, купил ты (картину, малину, калину и т. д.).

Я вижу: на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -(барабан, тюльпан,

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним (воробей, шарпей).

Хозяюшка открывает сундучок. Приготовьте ушки, глазки,

В сундучке, ребята… ( дети говорят: сказки)

Да и не угадали. В этом сундучке только присказки, а сказки в большом сундуке у моей сестрицы, тётушки Зарницы. Хотите к ней идти? Не отставайте же в пути. Вот клубочек, он подскажет, и дорогу вам покажет.

Дети берут в руки нитку, идущую от клубка, проходят в изостудию.

2-я часть занятия (в изостудии).

Воспитатель. Здравствуй, тетушка Зарница!

Тётушка. Здравствуйте, люди добрые!

Проходите, проходите, мои ненаглядные, самовар готов. Чайком угощайтесь, пироги мои пробуйте!

Воспитатель. Мы пришли не пироги кушать, а сказки слушать.

Слыхали про твой большой сундук со сказками.

Тетушка. Верно, большой да старый, ему уже больше ста лет.

Хотите, покажу? Только плату у вас за это спрошу.

Воспитатель. А чем же платить за поглядки?

Тётушка. Плата пустяшная. Порадуйте моё сердечко песней душевной, а я вам за это не только сундук покажу, а и сказку дивную расскажу.

Хоровод «У калинушки».

Тетушка. Растрогали вы меня. Ну что же, садитесь рядком да ладком.

Вот и мой сундук открывается (снимает накидку)

Сказка начинается. (открывает крышку).

Давно это было.

СКАЗКА

(с использованием кукол би-ба-бо)

Жила-была на свете сиротинка Марьюшка. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерицы в округе лучше её не было. Шила Марьюшка шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, а кому пояс узорчатый сделает. (рассказ сопровождается демонстрацией изделий)

Прослышали об искуснице купцы заморские. Из далёких стран приехали посмотреть на её рукоделие. Увидали и от изумления даже рты разинули. Не думали такую красоту увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними ехать. Горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:

Марьюшка: «Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни.»

С тем купцы и уехали. Только славу рукодельницы они по всей земле понесли. И дошёл тот слух до Кощея Бессмертного. Осерчал Кощей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кощей добрым молодцем, перелетел через моря глубокие, через горы высокие, и очутился перед Марьюшкиной избушкой. Постучал в дверь, попросил показать изделие готовое.

Марьюшка. Бери, добрый молодец, что тебе по душе придётся.

Увидал Кощей такую красоту, услыхал такие слова ласковые. Пуще прежнего озлобился. Виданное ли дело, чтобы простые крестьяне красотой владели, какой у него, Кощея Бессмертного, нет. Стал он поначалу сиротинку уговаривать.

Кощей. Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить у меня царицей во дворце из драгоценных каменьев. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где поют птицы райские, где растут золотые яблоки.

Марьюшка. Не проси меня, добрый молодец, не нужны мне твои богатства и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. Здесь и люди живут, которым моё рукоделие радость приносит. А для тебя одного я вышивать не стану.

Кощей. Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей.

Глядь, а на том месте, где Марьюшка стояла, стонет, бьётся Жар- птица. А сам Кощей взвился Черным орлом. И упал орёл с поднебесья камнем, схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака. Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, решила людям последнюю память о себе оставить.

Стала Жар-птица свои красочные перья на землю бросать. Падали они на луга заливные, да в леса густые. Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы её на исходе. Умерла Жар-птица в когтях у орла черного, да перья её разноцветные на земле жить продолжают.

Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может, а только тот, чья душа красоту понимает, и руки ту красоту для других создавать готовы.

Рассыпала свои перья Жар-птица по всей русской земле. Наверное, самые яркие упали недалеко от Нижнего Новгорода, что на великой реке Волге. С тех пор живут и работают там умельцы, которые создали эти замечательные изделия.

(показ хохломских изделий).

А называется это место и эти прекрасные изделия «Хохлома». И не просто хохлома, а огненная, золотая хохлома. Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияние узоров вызывают ощущение яркого пламени.

Странное и весёлое слово «Хохлома». Смех и восхищённое «ох!» слышится в этом слове. Давайте посмотрим, что же рисуют на своей посуде мастера. Земляничку да малинку, крыжовник да рябинку, ежевичку, черную да красную смородинку. Но самый любимый орнамент «травка» - удлинённые, изогнутые былинки. А если травка превращалась в крупные кудри- завитки, то эти затейливые узоры назывались «кудринами».Они всегда золотые. А какие любимые цвета хохломских мастеров? (красный, чёрный, золотой)

Хозяюшка. Как мы за руки возьмёмся

Хоровод заведём,

Хоровод заведём,

Кудри-завитки сплетём.

Хоровод «Волшебный завиток»

(любая русская народная музыка, дети выполняют различные орнаментальные узоры

хоровода- капустку, выворачивание круга, ручеек и т. д.)

Тётушка.

Наши чудо-мастера ночь трудились до утра.

Вам посуду подарили, расписать её просили.

Мы посуду заберём, кисти, краски соберём.

Мы сегодня мастера, будет чудо-хохлома!

(Дети украшают посуду из бумаги по типу хохломской росписи под фоновую русскую народную музыку.)

Тётушка. Отложили в сторону кисти мастера, и работы сразу же ожили, заговорили. Стали похваляться друг перед другом своими нарядами. Давайте послушаем, что они говорят! (говорит от имени посуды) :

-Какой красивый у меня завиток, как он затейлив, как виноградные усики.

-И мой мастер хорошо потрудился, красивые цвета подобрал.

-А мой наряд ещё лучше, здесь и листочки золотые и ягодки красные.

Вот как они разговорились. (Обращаясь к детям). Таня, а твоя мисочка что про себя сказала? (дети говорят от имени своих работ).

Тетушка. Спасибо вам, дорогие мастера, за ваш труд, за ваше старание,

которое не хочется в сундуках хоронить. Копите, милые, сундуки добра в душе вашей. Дом, земля наша, любовью богата и трудом. А песнями, играми счастье копится и помнится.

Дети исполняют песню Вихаревой Г. Ф. «Жар-птица»

Литература:

1. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль. Академия холдинг. 2001.

2. Молотиловой Л. К. Народные художественные промыслы России. Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Москва. Интербук бизнес. 1998. 245 с.

3. Яхнин Л. Л. Веселое слово Хохлома. Москва. Малыш. 1987

4. Бедник Н. И. Хохлома. Ленинград. Художник РСФСР. 1980. 40 с.

5. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. Москва. Просвещение. 1985. 128 с.

Публикации по теме:

«Вслед за пером Жар — птицы» — художественно-эстетическое рзвитие. Конспект №1.«Вслед за пером Жар — птицы» — художественно-эстетическое рзвитие. Конспект №1. «Вслед за пером Жар – птицы»- так называется цикл занятий по художественно – эстетическому направлению для детей старшего возраста. Мы эти.

Конспект игрового занятия для детей младшей группы на тему «Вслед за радугой» Автор: Юркина Наталия Александровна, воспитатель, МБДОУ «Булгаковский детский сад «Теремок» Кочкуровского муниципального района Республики.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы «Зима. Зимующие птицы.» Цель занятия: Развивать умение воспринимать характерные особенности зимы посредством интеграции областей: познание, коммуникация, безопасность,.

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству для детей младшей группы «Божья коровка» Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству для детей младшей группы. Тема: «Божья коровка». Конспект интегрированного.

Конспект НОД по устному народному творчеству Кубани в подготовительной группе «Кубанские посиделки» Конспект непосредственно образовательной деятельности по устному народному творчеству Кубани с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Перо жар-птицы»Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Перо жар-птицы» Конспект ООД Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (аппликация) Интеграция образовательных областей: познавательное.

Музыкальное занятие в подготовительной группе «Приобщение детей русскому народному творчеству» Музыкальное занятие в подготовительной группе на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству» Цель: Развивать у детей интерес.

План-конспект занятия по обучению грамоте для детей 4–5 лет «Птицы зимой. Согласные звуки [м], [м’]» План-конспект занятия по грамоте №16 Для детей 4-5 лет на тему: Согласные звуки [м],[м’] (Согласики М,М’) Тема недели: Птицы зимой Дата.

Конспект занятия «Театрализация русской народной сказки, как средство приобщения к народному творчеству» Программное содержание: -учить детей эмоционально и активно воспроизводить содержание сказки «Репка» с помощью воспитателя, помочь детям.

Тематический план работы в средней группе «Приобщение детей к русскому народному творчеству» Среда Тема дня: «Широкая масленица» • Рассматривание репродукции картины В. Кустодиева «Масленица» • Беседа: «Как угощались блинами да.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по народному творчеству «Вслед за пером Жар-птицы»
Опубликовано: 25 марта 2017 в 19:12
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД