Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Где вода — там жизнь»

Валентина Бормотина
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Где вода — там жизнь»

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

подготовительная группа

Образовательная область: Познание. Творчество

Раздел: Ознакомление с окружающим. Музыка

Тема: Где вода, там жизнь.

Цель: Познакомить детей со свойствами и состояниями воды; расширять представления и знания о разных состояниях воды (снегвода, лёд вода, парвода) и свойствах (прозрачная, не имеет запаха и постоянной формы); развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; Стимулировать желание самостоятельно делать выводы; активизировать речь и обогащать словарный запас с помощью музыкальных произведений и репродукций картин.

Предварительная работа. Накануне вместе с детьми налить воду в формочки для льда и поставить их в морозильную камеру.

Билингвальный компонент: Вода –су, снег – кар, лед- муз, пар - бу, капелька –тамшы.

Оборудование: аудиозапись шума прибоя, картинки с разным состоянием воды, вода в стаканчиках, чайные ложечки, фото пустыни и леса, таблички название пристаней., аудиозапись «Вешние воды» С. Рахманинова, картина Левитана «Весна- большая вода»

Этапы

деятельности

Мотивационно-

побудительный

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об удивительном веществе, а вот о каком, вы узнаете если ответите на вопрос: без чего не было бы жизни на Земле? Без чего человек не может прожить больше 1 недели?

Может вы догадаетесь если услышите стихотворение?

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без. (воды.)

Воспитатель. И, правда, без воды жизнь представить сложно.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, и поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой- нибудь вид водного транспорта. Какие виды водного транспорта вы знаете?

- Пароход, лодка, яхта, катер, катамаран.

- Закройте глаза и послушайте, как плещется вода за бортом. Нас ждёт путешествие с несколькими остановками- пристанями. В каждой из них мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде (в аудиозаписи звучит шум прибоя)

(дети закрывают глаза, представляя, что плывут на выбранном транспорте)

Организационно –поисковый

Пристань1: «Где вода- там жизнь»

Ребята. скажите для чего нужна вода?

(Воду пьют, в ней готовят еду, купаются, в воде стирают)

, Да вода нужна везде, даже тело человека больше, чем на половину состоит из воды.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без нее нам не прожить.

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте!

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

А как по- казахски произносится слово вода?

(Вода по- казахски: су.)

- Почему нужно поливать комнатные растения?

(- Их поливают, чтобы растения не завяли и не засохли, а всегда радовали нас красотой.)

-Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?

(Ответы детей)

-Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без неё всё гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от 3-х до 7-ми). Взгляните на эти две картинки (показывает картинки пустыни и реки). Так выглядит пустыня, где нет воды. А вот так выглядят берега реки. Ну что же, отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждёт ещё одна остановка.

А чтобы веселее было в пути, давайте исполним песню «Солнечный круг». (Дети исполняют песню на русском и казахском языках)

Муз. рук-ль: Плыли, плыли и приплыли на пристань «Откуда к нам пришла вода

(слайд с надписью).

- Послушайте рассказ капельки, а на казахском языке «капелька» будет «тамшы».

(проводит музыкально- пластический этюд «Капелька» под музыку С. В. Рахманинова «Нежность»)

(дети выполняют движения в соответствии с текстом: делятся на два ручейка, сливаются в одну реку, кружатся, как бы проходя очистку, присаживаются, как будто осадок в воде, перестраиваются в одну линию)

- Жил- был маленький ручеёк. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца, очень похожего на него. «Ты кто?» -спрашивает он. «Я- ручеёк. А ты кто?». «И я ручеёк»: отвечает наш ручей. «Давай дружить и потечём дальше вместе». -Так воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришёл человек к реке, залюбовался её чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать её в водопровод. Но какой бы ни казалась чистой вода человеку, в ней всё равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих «попутчиков» воды, человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала к вам.

- Вот такой долгий и сложный путь проделывает капелька и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.

- А мы продолжаем наше путешествие (показывает следующую табличку).

Воспит-ль: А следующая пристань:

«Драгоценная капелька»

- Давайте вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем мы за собой краны, экономим ли за собой воду?

(дети рассказывают о поливе и экономии воды, высказывают своё мнение) Давайте обратим внимание на воду, будем беречь и её. Если вы заметили незакрытый кран- закройте, если заметите неплотно закрытый кран- закройте плотнее. Будьте бережливыми и дома и в саду.

Не засоряйте водоемы, родники, колодцы.

Они нужны для жизни растений, животных, птиц, насекомых, человека.

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги,

Мы ведь на планете не одни!

Ну что же, плывём дальше. (показывает следующую табличку)

Воспит-ль:

Пристань «Исследователи».

Мы остановились и теперь познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов.

Рассмотрите эти рисунки.

В каком состоянии бывает вода в природе? (вода бывает жидкая, твердая и газообразная)

-закончите предложение: «Вода- это дождь,

…» (пар, град, снег, лёд, роса, иней)

Мы знаем 4 времени года и в каждом из них своё состояние воды: зимой- снег, лёд. Весной- капель, таяние воды. Летом- дождь, роса. Осенью- дождь, изморозь.

Муз. рук-ль: Вот об одном таком состоянии воды сочинил музыку С. В. Рахманинов, а называется она «Вешние воды». Давайте её послушаем и поделимся впечатлениями об услышанном. (включает запись, дети с интересом слушают пьесу)

-Музыка такая проникновенная, живая, вначале спокойная, а затем как бы нарастает движение вперёд. Так же и в природе- сначала тает маленький кусочек реки или озера, затем полынья увеличивается и превращается в быстрый поток. С помощью каких средств музыкальной выразительности этого добился композитор? (- С помощью темпа и ритма, а также громкости звучания.)

А теперь посмотрите на экран

(на экране картина И. Левитана «Весна- большая вода»)

Восп-ль: А вот как художник изобразил это время года. Ведь правда очень похожи эта музыка и картина? (- Да, в них чувствуются одинаковые нотки живого просыпания природы,начало новой жизни.)

- Как чётко художник показал пробуждение природы, с помощью неярких тонов красок, а река какая голубая с серым оттенком, вроде как уже и ожила, но с другой стороны, всё ещё впереди.

- Ну а теперь вернёмся к опытам: возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте и ответьте, имеет ли вода запах, цвет и вкус? (вода не имеет запаха, бесцветна и безвкусная.)

- Насыпьте в стакан с водой ложку соли и размешайте. Что произошло с солью? (- Она растворилась в воде)

- Давайте проверим, а что же будет, если в воду насыпать песок?

(- Песок не растворяется, а оседает на дно)

Воспитатель. Ребята, а кто скажет мне, что такое пар?

А знаете ли вы из чего состоит снег и лёд?

Давайте мы с вами проведём несколько экспериментов и узнаем что же это такое на самом деле.

Опыт 1.

Взять ёмкость с горячей водой (не более 60С) и зеркало.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что вы видите в нашей ёмкости.

Правильно, в ней вода. А какая она?

А почему?

Молодцы. Давайте теперь подержим над паром наше зеркало и посмотрим, что получится.

Держим над паром зеркало, на нём появляются капельки воды.

Воспитатель. Взгляните, у нас на зеркале вода. А как она здесь оказалась.

Тёплый пар, попав на холодное зеркало, остыл и превратился в воду. Значит пар это что?

Правильно, вода. Ещё пар называют газообразным состоянием воды, потому что он как и все газы поднимается вверх.

Опыт 2

А теперь давайте возьмём по кубику льда и тоже подержим на ладони. Что с ним происходит?

Да, тает, но на ладони он тает очень медленно, снег у нас растаял быстрее.

Опыт 3.

Взять 2 прозрачные ёмкости с холодной водой, лёд и снег.

Воспитатель. Ребятки, давайте теперь с вами проделаем такой эксперимент. Опустим кубик льда в одну банку с водой, комочек снега – в другую. Что мы видим?

Да, ни снег, ни лёд не утонули, а плавают на поверхности воды. А кто скажет почему?

Потому что мы с вами уже видели, что снег и лёд это вода, а вода в воде утонуть не может.

Физминутка

Пошел мелкий дождь,

Потом крупный дождь,

Застучал град,

Грянул гром.

Засверкала молния.

Все убежали домой.

- А у нас есть еще снежиночки, которые хотят исполнить для вас танец.

- Ну и наконец наша последняя пристань

«Вредная и полезная»

Восп-ль: Не всякая вода полезна. Какая вода вредна для здоровья?

- Но есть ещё источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды.

На этом наше плавание закончилось.

Рефлексивно – корригирующий

- Сегодня мы с вами путешествовали и узнали много интересного и нового о воде. Узнали о композиторе С. В. Рахманинове. сравнили его музыку с картиной Левитана «Большая вода»

А теперь давайте сядем по- турецки, прислушаемся к музыке и мысленно нарисуем любое состояние воды. (дети рисуют картины природы и состояние воды, навеянное музыкой. Затем высказываются.)

Спасибо ребята за активное участие на занятии. Давайте покажем и громко скажем: «Мы- молодцы!»

Ожидаемый результат:

Знать: - свойства и состояние воды

- музыкальные средства выразительности, рисующие образы природы

- как нужно охранять и беречь воду

- слова, связанные с водой на казахском языке

Иметь:

- навыки слушания классической музыки

- представление о бережном отношении к природе

Уметь:

- Исполнять песни на 2-х языках

- рассуждать и анализировать

- делать выводы во время опытнической деятельности

- выполнять несложные музыкально- пластические этюды.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД в средней группе по программе «Детство» Перспективное планирование организованной образовательной деятельности по освоению образовательных областей в средней группе по программе.

Занятие по экологии во второй младшей группе «Знакомство с водой» .

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Где вода — там жизнь»
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 19:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фотоотчёт по лепке — дымковская игрушка «Барыня»
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект «Книга своими руками»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...