Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ «Масленица приехала!»

Светлана Возилова
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ «Масленица приехала!»

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ «Масленица приехала!»

Цель: знакомство детей с народным праздником Масленица.

Задачи:

-воспитывать любовь и уважения к русским традициям;

- обогащать духовный мир;

- развивать творческий потенциал ребенка.

Подготовительная работа:

- рассматривание иллюстраций о Масленице

- чтение стишков о празднике

- разучивание игры «Почта"

- смастерить куклу Масленицу

Оборудование:

- ноутбук, флешка

- принадлежности для рисования

- магнитная доска и магнитики

- сундучок

Воспитатель: Ребята, с минуты на минуту к нам придет один очень интересный гость. Он очень много повидал на своем веку, поэтому и знает очень много.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: А вот и он. Пожалуйста, не забывайте о правилах вежливых хозяев, встречайте гостя ласково, будьте внимательны к нему.

Открывает дверь и говорит:

Воспитатель: Проходите, почтеннейший и наимудрейший. Присаживайтесь, пожалуйста.

Входит старичок, в руках у него сундучок.

Дети, давайте дружно поздороваемся с нашим гостем.

Дети здороваются.

Воспитатель: А как, Вас звать, величать, уважаемый?

Старичок: Зовут меня Иван, да и по батюшке я Иванович, можете звать меня просто дедушка Иван.

Воспитатель: Дедушка Иван, слышали мы, что вы много где побывали, да много чего повидали. Очень хочется нам послушать Ваши истории.

Старичок: Да чего ж не рассказать. Посмотрите, какой у меня есть волшебный сундучок. В нем много различных историй. Сейчас я в него загляну, да и узнаю, о чем сегодня мы речь поведем.

Заглядывает в сундучок и достает из него куклу Масленицу.

Воспитатель: Вот так да! Это же кукла Масленица!

Старичок: Твоя правда. А куклу эту я не случайно принес. Ведь совсем скоро весь народ будет отмечать старинный праздник Масленицу. Вот о ней то я вам сегодня и расскажу. Хотите?

Дети отвечают.

Старичок: Ну, что ж, слушайте. А чтобы было интересней, принес я с собою вот такую штучку (показывает флешку).Как она называется – не помню, правнук говорил, да я опять забыл. Никак не могу запомнить эти необычные новые слова. А у вас этот, как его, ноутбук то есть?

Воспитатель: Все у нас есть дедушка Иван, и ноутбук есть и с этой штучкой, она флешкой называется, я вам помогу разобраться. Давайте я буду показывать, а Вы рассказывать.

Старичок: Вот и хорошо, милая! А вы, детишки, садитесь поудобнее, да слушайте повнимательней.

1 слайд.

С давних – предавних пор, когда вас ещё и на свете не было, не было и ваших родителей и даже ваших бабушек и дедушек, в конце зимы народ стал широко праздновать веселый праздник – Масленицу. Масленицей провожали зиму и встречали весну.

2 слайд.

Этот праздник длился целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей.

Масленицу еще называли сырной неделей, потому что на нее едят много сыра, яиц.

3 -5 слайд.

Самое главное угощение на этой неделе, несомненно, блины! Без блинов нельзя представить себе Масленицу. Блины – это символ солнца. Каждый день женщины пекли блины.

Даже поговорка такая пошла в народе: «Не житье, а масленица». На седьмой – последний день Масленицы пекли «Царские блины» - самые большие. Кушать блины было принято со сметаной, маслом, вареньем, медом, особенно вкусны были блины с красной или черной икрой.

Еще на Масленой неделе хозяйки выпекали ритуальные блины – блины символизирующие солнце; девушки пели песни, водили хороводы. Парни и девушки надевали свои лучшие одежды.

6 слайд.

Есть масса народных поговорок про Масленицу и блины:

Блин хорош не один.

Блин не клин, брюхо не расколет!

Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

7 слайд.

Главная участница празднования - большая кукла сделанная из соломы по имени Масленица. Куклу Масленицу наряжали в одежду, повязывали платок, а на ноги обували лапти. Куклу сажали на сани и с песнями и танцами везли на самый высокий пригорок. Рядом вприпрыжку скакали ряженые, выкрикивали шутки, дразнились. На сани с куклой Масленицы садили молодого парня, наряжали его в разные колокольчики, бубенцы, погремушки. Ставили перед ним сундук с пирогами, блинами, рыбой. Под смех и шутки сани с куклой возили по всей деревне, а затем ехали в соседнее село.

8 слайд.

Народ веселится, катается с горок на санках, устраивает кулачные потехи - в общем, предается «масленичным удовольствиям».

9 слайд.

Дети, готовят к Масленице ледяные горки, поливают их водой, приговаривая:

Душа ли ты, моя Масленица,

Перепелиные косточки,

Бумажное твое тельце,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор,

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

Уж ты, моя Масленица,

Красная краса,

Русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Ты ж моя перепёлочка!

Приезжай ко мне в гости

В тесовый дом,

Душою потешиться,

Умом повеселиться,

Речью насладиться!

Когда горки были готовы, детвора съезжала с них на санках крича «Приехала Масленица!». Еще ребятня часто лепила снежную бабу прямо на санях, называли ее Масленицей, и спускали с самой крутой горки, приговаривая: «Здравствуй, Масленица широкая!».

10 слайд.

Каждый день Масленой недели имеет своё название.

11 слайд.

Понедельник — встреча. В этот день Масленицу встречали, наряжали куклу-чучело, ходили друг к другу в гости.

12 слайд.

Вторник — заигрыш. Начинались игрища и потехи, возводились снежные городки, народ катался на санках, на лошадях.

13 слайд.

Среда — лакомка, или сладкоежка. В этот день лакомились круглыми горячими блинами.

14 слайд.

Четвёртый день — широкий четверг, разгуляй. С четверга начинали колядовать, ходили по дворам, поздравляли хозяев, водили хороводы, пели частушки.

15 слайд.

Пятница — тёщины вечёрки. В этот день зять едет к тёще на блины.

16 слайд.

Суббота — золовкины посиделки. В этот день вспоминали умерших, провожали зиму.

17 - 18 слайд.

Воскресенье — прощёный день, целовальник, проводы. На ледяных горках разводили огонь, чтобы растопить лёд.

В этот день устраивали проводы Масленицы. Из соломы раскладывали большой костер и сжигали на нем куклу Масленицы и приговаривали:

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

Пепел от того костра разбрасывали по полям, чтобы по осени был богатый урожай.

19 – 20 слайд.

В прощенное воскресенье люди мирились, просили прощения друг у друга. Было принято говорить: «Прости меня, пожалуйста». На что отвечали: «Бог тебя простит». Потом целовались и забывали обиды навсегда.

21-22 слайд.

Вот так и заканчивалась Масленица.

Воспитатель: Спасибо, дедушка Иван, очень интересно. Правда, ребята?

Дети отвечают.

Воспитатель: Дедушка Иван, давай немного отдохнем. Наши ребята разучили интересную игру. Давайте поиграем все вместе.

Проводится физминутка в форме игры.

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города …

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.

Старичок: Ай да ребята, ай да молодцы. Порадовали меня, старика. А сейчас, ребятки, я хочу попросить вас изобразить на рисунках свои впечатления от моего рассказа. Справитесь?

Дети отвечают.

Воспитатель: раздает детям листы бумаги, карандаши или краски и говорит:

Ребята, давайте очень-очень постараемся и порадуем дедушку Ивана нашими работами.

Звучит спокойная мелодия, дети рисуют. По окончанию работы дети вывешивают свои работы на магнитную доску.

Воспитатель: Посмотри, дедушка Иван, какие прекрасные получились работы. Ребята здорово передали красоту и раздолье праздника, изобразили чем занимаются в праздник дети и взрослые.

Старичок: Молодцы, ребята! Отлично поработали, значит и меня слушали внимательно. Сегодня я прощаюсь с вами, а завтра мы встретимся и я научу вас тем играм, в которые играли в старину на празднике. До свидания, девочки и мальчики.

Дети прощаются с дедушкой Иваном.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? А что вам понравилось больше всего? Молодцы, вы все прекрасно поработали! А завтра нас ждет новая встреча с дедушкой Иваном и его рассказами и играми.

Прикреплённые файлы:

vot-tak-maslenica_6cs1u.ppt | 8977,5 Кб | Скачан: 157
 
Публикации по теме:

Фольклорный праздник для детей «Троица»Фольклорный праздник для детей «Троица» 24 июня 2013г. в нашем детском саду прошёл фольклорный праздник для детей «Троица» Цель развлечения: познакомить детей с русскими народным.

Фотоотчёт по краеведению «Мой край — Башкортостан»Фотоотчёт по краеведению «Мой край — Башкортостан» Фото-отчёт по краеведению "Мой край - Башкортостан" Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моего блога! Предлагаю вашему вниманию фото.

Библиотека изображений:
  • Грибы
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ «Масленица приехала!»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 22:37
+83
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 90.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль — март
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль – март ( В. В. Гербова) Тема недели «Неделя здоровья» Занятие 1 Тема Обучение...
Эссе «Тридцать лет педагогической деятельности»
Эссе Сегодня у меня профессиональный и творческий юбилей! Тридцать лет моей педагогической деятельности! Тридцать лет в дошкольном образовании! Совсем...
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...