Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Петрушка в гостях у детей» (малые фольклорные формы)

Татьяна Кургузкина
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Петрушка в гостях у детей» (малые фольклорные формы)

Задачи:

1. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, к традициям русского народа и культуре родного края.

2. Формировать умение сочинять описательные загадки, потешки, небылицы.

3. Развивать творческие способности детей.

4. Закрепить и обобщить знания о малых формах фольклора.

Предварительная работа:

>Чтение и заучивание русских народных песенное, потешек, небылиц, загадок, сказок;

>Знакомство с народными играми;

>Рассматривание иллюстраций Васнецова, Рачкова;

>Посещение музея «Русская изба»;

>Проведение развлечений и драматизации, тематических вечеров по народному творчеству, разучивание подвижных народных игр.

Оборудование:

Русские народные игрушки и инструменты.

Ход занятия:

Дети заходят в музыкальный зал под веселую русскую народную

песню.

Следом вбегает Петрушка (воспитатель).

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я услышал задорную веселую

песню и прибежал сюда к вам! Ведь я Петрушка, и на народных

гуляньях всегда веселю народ, пою песни, рассказываю потешки,

прибаутки, и даже небылицы!

Дети: Здравствуй, Петрушка!

Петрушка: А можно, я у вас погощу, мне здесь так понравилось!

Дети: Да!

Петрушка: Ну, тогда я вас позабавлю и потешу! Посмотрите, какая у меня красивая котомка. Вам нравится моя котомка?

Дети: Да, нравится!

Петрушка: А хотите узнать, что у меня в ней лежит?

Дети: Да!

Петрушка достает дудочку и играет русскую народную песенку

(«Петушок, петушок»).

Петрушка: Как называется мой музыкальный инструмент?

Дети: Дудочка.

Петрушка: Правильно, дудочка. Хотите вместе со мной сыграть и

спеть эту песенку?

Дети: Да!

Петрушка: Я вижу, у вас здесь много разных музыкальных

инструментов. Выберите себе по желанию русских народный

инструмент (ложки, бубны, колокольчики).

Дети выбирают музыкальные инструменты.

Петрушка: Дети, теперь назовите, пожалуйста, свой музыкальный инструмент.

Дети называют свои музыкальные инструменты.

Петрушка: Слова в этой песне добрые и ласковые, и значит, как мы будем ее петь? Дети: Тихо, весело, нежно. Петрушка: Правильно, дети, тихо, нежно, весело.

Дети и Петрушка исполняют песню «Петушок, петушок».

Петрушка: Молодцы, ребята, настоящий русский народный ансамбль у нас получился.

А теперь - сяду-ка я с вами на лавку, с вами вместе посижу, загадаю вам загадки, кто смышленый - погляжу!

Петрушка загадывает загадки:

1. Теремок ползет, На себе его везет Хозяюшка богатая, Богатая, рогатая! (Улитка).

2. Неизвестно, где живет, Полетит - деревья гнет! (Ветер).

3. Выгляжу в оконце

-Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит (Снег).

4. Как снег бела,

Как сажа черна,

Вертлява, как бес,

Повертелась, да в лес! (Сорока).

Петрушка: Ай да молодцы, ох и смекалистые!

Ребята, я вижу, у вас много игрушек, А можете вы сами про какую

нибудь игрушку загадку загадать?

Дети загадывают загадки:

1. Длинное ухо, комочек пуха (Заяц).

2. Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапочке модной,

Никуда не годный (Мухомор).

3. Живет в норке, Грызет корки,

Коротенькие ножки, Быстрее кошки (Мышка).

4. Круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Рукой не возьмешь, Он зовется (Еж).

5. Колкую, зеленую,

Срубили топором,

Колкая, зеленая,

К нам приходит в дом (Елка).

Петрушка: Ребята, а чем же загадка отличается от простых вопросов?

Дети: В загадке задуманный предмет описывается, называются его характерные признаки, черты.

Петрушка обобщает ответы детей.

Петрушка: Ребята, а я к вам не один пришел, а со своим другом (показывает на игрушку-собачку). Его зовут Дружок. Вы много загадок знаете, а давайте все вместе придумаем загадку про моего друга? {Задает детям наводящие вопросы, выясняет характерные черты собаки).В результате вместе с детьми придумывают загадку:

С человеком дружит,

Дом охраняет,

Хвостиком виляет.

Петрушка хвалит детей, предлагает загадать эту загадку дома. Затем достает свою котомку, подзывает к себе детей.

Петрушка: Дети, а вы знаете, у меня в котомочке, кроме дудочки, еще что-то есть. Давайте посмотрим?

Петрушка достает из котомки игрушки (кошку, корову, зайца, свинку, вместе с детьми рассматривает их.

Дети, давайте про каждую игрушку потешку расскажем:

Дети:

1. Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые.

2. Свинка Ненила Сыночка кормила,

-То-то хорошенький,

-То-то пригоженький. Ходит бочком,

Нос пяточком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком.

3. Уж как я мою коровушку люблю!

Уж как я ей крапивушку нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя!

Ешь ты досыта, буренушка моя!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек коровушка дала!

4. Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел!

Петрушка: Молодцы, ребята. Очень много вы знаете потешек, и рассказываете их выразительно. А хотите, я вас позабавлю, расскажу прибаутку про моего Дружка?

Дети: Да!

Петрушка:

-Собака, что лаешь?

-Волков пугаю?

-Собака, что хвост поджала?

-Волков боюсь!

А сейчас, а сейчас, в круг зову я всех вас! Будем весело играть!

Проводится русская народная игра «Сокол».

Играющие стоят в кругу, ведущий внутри круга, в руках у него

перо. Дети идут хороводом вокруг ведущего, говоря слова:

Пролетал высоко сокол,

Обронил перо в осоку,

Соколиного пера не достать нам до утра.

Утром солнышко взойдет

Кто-то перышко найдет

На последнее предложение ведущий бросает перо между двумя игроками, которые бегут в разные стороны вокруг хоровода. Кто первый возьмет перо, тот и становится следующим ведущим.

Петрушка: Дети, понравилась вам игра?

Дети: Да, понравилась, она очень веселая.

Петрушка:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабкою в руке,

И давай дубасить коня на мужике.

Знаете, ребята, что я вам сейчас рассказал?

Дети: Небылицу.

Петрушка: Правильно, дети, небылицу. А что такое небылица? Дети: Это то, чего на самом деле не может быть.

Петрушка: Правильно, дети. А кто из вас может рассказать небылицу?

Дети рассказывают небылицы:

- Федул, что губы надул? Да кафтан прожег!

Зашить можно. Да иглы нет.

А велика дыра? Да один ворот остался.

-Андрейка, детка, о чем плачешь? Об ворота ударился головой!

Ну-ка, скажи, когда это случилось? Вчера вечером!

Почему же ты плачешь сегодня? Так ведь вчера дома никого не было!

Петрушка: Чем же вас так развеселили небылицы? Чего из рассказанного не может быть?

Петрушка обобщает ответы детей.

Петрушка: Ребята, вы любите играть?

Дети: Да, любим.

Петрушка: А во что вы любите зимой играть?

Дети: Играть в снежки, строить крепости, кататься на санках,

лыжах, коньках.

Петрушка: А знаете, что надо делать, чтобы мороз не морозил

людей?

Ответы детей, обобщение ответов.

Петрушка: В давние времена на Руси люди пели песни-заклички Морозу, чтобы он не злился, был добрым.

Дети, давайте с вами вместе встанем в круг и попросим, чтобы Мороз сильно не морозил нас и дал погулять:

Исполняется закличка:

Ты Мороз-Мороз-Мороз

Не показывай свой нос.

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

Мы саночки возьмем

И на улицу пойдем.

Сядем в саночки-самокаточки

Да с горки-то - ух! В снег пушистый - бух!

Петрушка: Ребята, понравилось вам со мной играть?

Дети: Да, понравилось.

Петрушка: А что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Петрушка: Мне тоже очень понравилось у вас в гостях, но пора прощаться:

Делу время - потехе час!

Вот и кончился мой час!

А чтобы вы меня не забывали,

И в гости приглашали,

Подарю я вам книжки с русскими народными потешками,

небылицами, песенками!

До свидания!

Публикации по теме:

«Роль произведений народного творчества в приобщении детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»«Роль произведений народного творчества в приобщении детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Ознакомление детей с русским фольклором. [/u] Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память,и мы по-новому начинаем относиться.

1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик»1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик» 1. Познакомить с обрядами и традициями празднования Пасхи на Руси. Дать представление о том, как люди готовились к празднику, что готовили.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Петрушка в гостях у детей» (малые фольклорные формы)
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 00:40
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоочет «Зимняя прогулка подготовительной группы».
Фотоочет «Зимняя прогулка подготовительной группы». Планирование прогулки с детьми подготовительной группы производится нами регулярно. Планируем...
Дед Мороз из ниток (мастер-класс)
Новый год все ближе, забот все больше, надо и оформление продумать , и к празднику подготовиться, и о костюмах позаботиться. А тут еще и выставка...
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....