Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Петрушка в гостях у детей» (малые фольклорные формы)

Татьяна Кургузкина
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Петрушка в гостях у детей» (малые фольклорные формы)

Задачи:

1. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, к традициям русского народа и культуре родного края.

2. Формировать умение сочинять описательные загадки, потешки, небылицы.

3. Развивать творческие способности детей.

4. Закрепить и обобщить знания о малых формах фольклора.

Предварительная работа:

>Чтение и заучивание русских народных песенное, потешек, небылиц, загадок, сказок;

>Знакомство с народными играми;

>Рассматривание иллюстраций Васнецова, Рачкова;

>Посещение музея «Русская изба»;

>Проведение развлечений и драматизации, тематических вечеров по народному творчеству, разучивание подвижных народных игр.

Оборудование:

Русские народные игрушки и инструменты.

Ход занятия:

Дети заходят в музыкальный зал под веселую русскую народную

песню.

Следом вбегает Петрушка (воспитатель).

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я услышал задорную веселую

песню и прибежал сюда к вам! Ведь я Петрушка, и на народных

гуляньях всегда веселю народ, пою песни, рассказываю потешки,

прибаутки, и даже небылицы!

Дети: Здравствуй, Петрушка!

Петрушка: А можно, я у вас погощу, мне здесь так понравилось!

Дети: Да!

Петрушка: Ну, тогда я вас позабавлю и потешу! Посмотрите, какая у меня красивая котомка. Вам нравится моя котомка?

Дети: Да, нравится!

Петрушка: А хотите узнать, что у меня в ней лежит?

Дети: Да!

Петрушка достает дудочку и играет русскую народную песенку

(«Петушок, петушок»).

Петрушка: Как называется мой музыкальный инструмент?

Дети: Дудочка.

Петрушка: Правильно, дудочка. Хотите вместе со мной сыграть и

спеть эту песенку?

Дети: Да!

Петрушка: Я вижу, у вас здесь много разных музыкальных

инструментов. Выберите себе по желанию русских народный

инструмент (ложки, бубны, колокольчики).

Дети выбирают музыкальные инструменты.

Петрушка: Дети, теперь назовите, пожалуйста, свой музыкальный инструмент.

Дети называют свои музыкальные инструменты.

Петрушка: Слова в этой песне добрые и ласковые, и значит, как мы будем ее петь? Дети: Тихо, весело, нежно. Петрушка: Правильно, дети, тихо, нежно, весело.

Дети и Петрушка исполняют песню «Петушок, петушок».

Петрушка: Молодцы, ребята, настоящий русский народный ансамбль у нас получился.

А теперь - сяду-ка я с вами на лавку, с вами вместе посижу, загадаю вам загадки, кто смышленый - погляжу!

Петрушка загадывает загадки:

1. Теремок ползет, На себе его везет Хозяюшка богатая, Богатая, рогатая! (Улитка).

2. Неизвестно, где живет, Полетит - деревья гнет! (Ветер).

3. Выгляжу в оконце

-Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит (Снег).

4. Как снег бела,

Как сажа черна,

Вертлява, как бес,

Повертелась, да в лес! (Сорока).

Петрушка: Ай да молодцы, ох и смекалистые!

Ребята, я вижу, у вас много игрушек, А можете вы сами про какую

нибудь игрушку загадку загадать?

Дети загадывают загадки:

1. Длинное ухо, комочек пуха (Заяц).

2. Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапочке модной,

Никуда не годный (Мухомор).

3. Живет в норке, Грызет корки,

Коротенькие ножки, Быстрее кошки (Мышка).

4. Круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Рукой не возьмешь, Он зовется (Еж).

5. Колкую, зеленую,

Срубили топором,

Колкая, зеленая,

К нам приходит в дом (Елка).

Петрушка: Ребята, а чем же загадка отличается от простых вопросов?

Дети: В загадке задуманный предмет описывается, называются его характерные признаки, черты.

Петрушка обобщает ответы детей.

Петрушка: Ребята, а я к вам не один пришел, а со своим другом (показывает на игрушку-собачку). Его зовут Дружок. Вы много загадок знаете, а давайте все вместе придумаем загадку про моего друга? {Задает детям наводящие вопросы, выясняет характерные черты собаки).В результате вместе с детьми придумывают загадку:

С человеком дружит,

Дом охраняет,

Хвостиком виляет.

Петрушка хвалит детей, предлагает загадать эту загадку дома. Затем достает свою котомку, подзывает к себе детей.

Петрушка: Дети, а вы знаете, у меня в котомочке, кроме дудочки, еще что-то есть. Давайте посмотрим?

Петрушка достает из котомки игрушки (кошку, корову, зайца, свинку, вместе с детьми рассматривает их.

Дети, давайте про каждую игрушку потешку расскажем:

Дети:

1. Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые.

2. Свинка Ненила Сыночка кормила,

-То-то хорошенький,

-То-то пригоженький. Ходит бочком,

Нос пяточком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком.

3. Уж как я мою коровушку люблю!

Уж как я ей крапивушку нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя!

Ешь ты досыта, буренушка моя!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек коровушка дала!

4. Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел!

Петрушка: Молодцы, ребята. Очень много вы знаете потешек, и рассказываете их выразительно. А хотите, я вас позабавлю, расскажу прибаутку про моего Дружка?

Дети: Да!

Петрушка:

-Собака, что лаешь?

-Волков пугаю?

-Собака, что хвост поджала?

-Волков боюсь!

А сейчас, а сейчас, в круг зову я всех вас! Будем весело играть!

Проводится русская народная игра «Сокол».

Играющие стоят в кругу, ведущий внутри круга, в руках у него

перо. Дети идут хороводом вокруг ведущего, говоря слова:

Пролетал высоко сокол,

Обронил перо в осоку,

Соколиного пера не достать нам до утра.

Утром солнышко взойдет

Кто-то перышко найдет

На последнее предложение ведущий бросает перо между двумя игроками, которые бегут в разные стороны вокруг хоровода. Кто первый возьмет перо, тот и становится следующим ведущим.

Петрушка: Дети, понравилась вам игра?

Дети: Да, понравилась, она очень веселая.

Петрушка:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабкою в руке,

И давай дубасить коня на мужике.

Знаете, ребята, что я вам сейчас рассказал?

Дети: Небылицу.

Петрушка: Правильно, дети, небылицу. А что такое небылица? Дети: Это то, чего на самом деле не может быть.

Петрушка: Правильно, дети. А кто из вас может рассказать небылицу?

Дети рассказывают небылицы:

- Федул, что губы надул? Да кафтан прожег!

Зашить можно. Да иглы нет.

А велика дыра? Да один ворот остался.

-Андрейка, детка, о чем плачешь? Об ворота ударился головой!

Ну-ка, скажи, когда это случилось? Вчера вечером!

Почему же ты плачешь сегодня? Так ведь вчера дома никого не было!

Петрушка: Чем же вас так развеселили небылицы? Чего из рассказанного не может быть?

Петрушка обобщает ответы детей.

Петрушка: Ребята, вы любите играть?

Дети: Да, любим.

Петрушка: А во что вы любите зимой играть?

Дети: Играть в снежки, строить крепости, кататься на санках,

лыжах, коньках.

Петрушка: А знаете, что надо делать, чтобы мороз не морозил

людей?

Ответы детей, обобщение ответов.

Петрушка: В давние времена на Руси люди пели песни-заклички Морозу, чтобы он не злился, был добрым.

Дети, давайте с вами вместе встанем в круг и попросим, чтобы Мороз сильно не морозил нас и дал погулять:

Исполняется закличка:

Ты Мороз-Мороз-Мороз

Не показывай свой нос.

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

Мы саночки возьмем

И на улицу пойдем.

Сядем в саночки-самокаточки

Да с горки-то - ух! В снег пушистый - бух!

Петрушка: Ребята, понравилось вам со мной играть?

Дети: Да, понравилось.

Петрушка: А что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Петрушка: Мне тоже очень понравилось у вас в гостях, но пора прощаться:

Делу время - потехе час!

Вот и кончился мой час!

А чтобы вы меня не забывали,

И в гости приглашали,

Подарю я вам книжки с русскими народными потешками,

небылицами, песенками!

До свидания!

Публикации по теме:

«Роль произведений народного творчества в приобщении детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»«Роль произведений народного творчества в приобщении детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Ознакомление детей с русским фольклором. [/u] Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память,и мы по-новому начинаем относиться.

1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик»1. Дидактический материал «Пасха в кубанской семье» 2. «Доктор ёжик» 1. Познакомить с обрядами и традициями празднования Пасхи на Руси. Дать представление о том, как люди готовились к празднику, что готовили.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Петрушка в гостях у детей» (малые фольклорные формы)
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 00:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Инсценировка песни для варежкового кукольного театра
Инсценировка песни для варежкового кукольного театра Мы с ребятами старшей группы из театрального кружка "Весёлый балаганчик" готовимся к Новогоднему...
Советы для родителей «Хорошие манеры»
Когда ребенок начнет понимать вас, начинайте учить его хорошим манерам. Обучение хорошим манерам длится на протяжении периода взросления. Ребенок делает...
«Спасибо за Сказку!». Подарок из Москвы.
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Спешу сообщить вам, что деревенька "Зайчиково" успешно добралась до нас. http://www. maam....
Новости лаборатории в подготовительной группе детского сада для детей с ОВЗ (видеоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Есть у наших почемучек любимое дело – экспериментировать и ставить опыты в лаборатории. Экспериментирование, как...
Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета»
Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует ответственного...