Интегрированное занятие по реализации образовательной области «Познание» (ФЦКМ) в старшей группе «Как появился календарь»

Татьяна Митюкевич
Интегрированное занятие по реализации образовательной области «Познание» (ФЦКМ) в старшей группе «Как появился календарь»

Тема «Как появился календарь»

Интеграция О. О. – П., Соц., Ком., ХТ.

Предварительная работа: чтение сказки 12 месяцев; беседа о временах года; наблюдение за сезонными изменениями.

Содержание образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность, заинтересовать предстоящей работой.

-Дети, я сегодня пришла в детский сад и нашла под дверью письмо. Но одна я не стала его читать и решила дождаться вас. А вы хотите узнать, кто его прислал? (Да)

- А прислала его нам девочка Настенька. Кто вспомнит, в какой сказке живёт девочка с таким именем? (12 месяцев)

-Послушайте загадку, которую нам прислала Настенька:

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

Кто это, о каких братьях идёт речь? (Месяцы)

- Хорошо, молодцы! Ой, а здесь ещё одна загадка, слушайте внимательно! Если вы отгадаете, то получите сюрприз от Настеньки!

Каждый день он роняет листок,

А как год пройдёт –

Последний лист отпадёт.

Что это? Да, сложная загадка, хитрая наша Настенька, не хочет так просто дарить подарки, а хочет она, чтобы вы подумали, вспомнили и узнали что-то новое! А вы хотите много знать? А получить сюрприз?

-Давайте, тогда немного вспомним.

2. Закрепление пройденного материала.

Цель: закрепить интерес к предыдущему занятию, к понятию «время», уточнить знание способов его фиксирования, измерения, закрепить умение планировать свою деятельность.

- Что помогает нам и всем людям отсчитывать время? Кто, вспомнит? (Часы)

- А зачем нам нужно знать и следить за временем? (ответы детей)

-Верно, хорошо. Я вам задавала задание на дом, выяснить у родителей, нужны ли им часы и следят ли они за временем. Кто выполнил -это задание? (Заслушать ответы детей).

- Да, оказывается и нам с вами и взрослым очень нужно знать и следить за временем.

-Но ведь нам нужно узнать что-то новое для того, чтобы отгадать загадку. Вы хотите узнать, с чем мы сегодня познакомимся?

3. Изучение нового материала.

Цель: Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, вызывать стремление планировать свою жизнь, используя календарь.

- А сегодня, мы ещё познакомимся с одним предметом, который тоже помогает нам отсчитывать время. Что это? (показываю календари).

- Верно, посмотрите, какие они разные. Рассматриваем. Пожалуйста, выберите, какой календарь вам больше нравится?

-Сегодня я расскажу вам, как появился календарь, какие они бывают.

Беседа о календаре. Календарь – это перечень дней года. В году очень много дней. Посмотрите, какие они бывают разные. Вот этот – отрывной календарь, вот какой он толстый, каждый листок – день года. Все дни года люди разложили на месяцы, их 12. Какой идёт сейчас месяц? Какие месяца вы знаете? Назовите их.

Рассматриваем другие календари – перекидной, карманный, настенный, настольный, отмечаем их яркость и схожесть друг с другом.

-Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? В чём он помогает людям? (дети – знать какой месяц, день, год)

-Да, а ещё они указывают на время года. Мы можем сосчитать с помощью календаря, сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. Вот- здорово!

Итак, зачем нам нужен календарь?

С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь.

Физкультминутка «Часики».

История появления календаря.

-Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. (показ на карте). Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили к этим частям. Так появился первый календарь.

- Интересно?

Пальчиковая гимнастика «Солнышко, вёдрышко…»

4. Закрепление изученного материала.

Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; развивать связную речь детей; закреплять устный счёт; побуждать к самостоятельной передачи образов, используя доступные худ. средства.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

- Давайте, поиграем! Встаём вкруг, передаём мяч до того, пока не услышите сигнал. У кого мяч остался в руках, называет признаки времени года, которого я загадала.

_Хорошо, молодцы. Вы были внимательны, поэтому верно назвали признаки. Ой, да мы же совсем забыли про загадку. (Читаю повторно последнюю загадку).

Дети отгадывают –календарь.

Верно, мы сегодня узнали много нового интересного о календаре и поэтому отгадали загадку.

- Давайте посчитаем, с помощью календаря, сколько месяцев в году? (12)

-Помог нам в этом календарь сосчитать? (Да)

- Сколько дней до выходных?

- Назовите, сколько времён года вы знаете? Что помогло вам ответить на мои вопросы? (календарь)

- Ребята, а у нас в конверте есть ещё – СЮРПРИЗЫ, от Настеньки! Ей, очень радостно, что вы отгадали загадку, узнали много нового и интересного!

Достаю из конверта – снежинки, цветочки, осенние и весенние листочки.

- Эти сюрпризы соответствуют времени года, выберите себе, какие вам больше нравятся. (Делимся на 4 группы)

- Вам понравился сюрприз Настеньки? (Да)

- А давайте мы тоже для неё нарисуем красивый календарь и отправим ей по почте! Займите свои места. И нарисуйте признаки того времени года, которые вы выбрали.

5. Итог.

- Молодцы, ребята! Вы очень старались! И теперь у Настеньки будет свой календарь, который будет ей помогать планировать своё время.

Публикации по теме:

«Календарь»«Календарь» На занятиях дети учились выкладывать календарь. Узнавали почему в календаре числа бывают красного и черного цвета. Задавала вопросы:.

«Народный месяцеслов»«Народный месяцеслов» Когда не было компьютеров, всё писали и рисовали сами. Предлагаю вашему вниманию альбом- календарь природы "Народный месяцеслов". Написан.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Зима
  • Осень
Автор публикации:
Интегрированное занятие по реализации образовательной области «Познание» (ФЦКМ) в старшей группе «Как появился календарь»
Опубликовано: 30 сентября 2013 в 20:52
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...