Интегрированное занятие по реализации образовательной области «Познание» (ФЦКМ) в старшей группе «Как появился календарь»

Татьяна Митюкевич
Интегрированное занятие по реализации образовательной области «Познание» (ФЦКМ) в старшей группе «Как появился календарь»

Тема «Как появился календарь»

Интеграция О. О. – П., Соц., Ком., ХТ.

Предварительная работа: чтение сказки 12 месяцев; беседа о временах года; наблюдение за сезонными изменениями.

Содержание образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность, заинтересовать предстоящей работой.

-Дети, я сегодня пришла в детский сад и нашла под дверью письмо. Но одна я не стала его читать и решила дождаться вас. А вы хотите узнать, кто его прислал? (Да)

- А прислала его нам девочка Настенька. Кто вспомнит, в какой сказке живёт девочка с таким именем? (12 месяцев)

-Послушайте загадку, которую нам прислала Настенька:

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

Кто это, о каких братьях идёт речь? (Месяцы)

- Хорошо, молодцы! Ой, а здесь ещё одна загадка, слушайте внимательно! Если вы отгадаете, то получите сюрприз от Настеньки!

Каждый день он роняет листок,

А как год пройдёт –

Последний лист отпадёт.

Что это? Да, сложная загадка, хитрая наша Настенька, не хочет так просто дарить подарки, а хочет она, чтобы вы подумали, вспомнили и узнали что-то новое! А вы хотите много знать? А получить сюрприз?

-Давайте, тогда немного вспомним.

2. Закрепление пройденного материала.

Цель: закрепить интерес к предыдущему занятию, к понятию «время», уточнить знание способов его фиксирования, измерения, закрепить умение планировать свою деятельность.

- Что помогает нам и всем людям отсчитывать время? Кто, вспомнит? (Часы)

- А зачем нам нужно знать и следить за временем? (ответы детей)

-Верно, хорошо. Я вам задавала задание на дом, выяснить у родителей, нужны ли им часы и следят ли они за временем. Кто выполнил -это задание? (Заслушать ответы детей).

- Да, оказывается и нам с вами и взрослым очень нужно знать и следить за временем.

-Но ведь нам нужно узнать что-то новое для того, чтобы отгадать загадку. Вы хотите узнать, с чем мы сегодня познакомимся?

3. Изучение нового материала.

Цель: Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, вызывать стремление планировать свою жизнь, используя календарь.

- А сегодня, мы ещё познакомимся с одним предметом, который тоже помогает нам отсчитывать время. Что это? (показываю календари).

- Верно, посмотрите, какие они разные. Рассматриваем. Пожалуйста, выберите, какой календарь вам больше нравится?

-Сегодня я расскажу вам, как появился календарь, какие они бывают.

Беседа о календаре. Календарь – это перечень дней года. В году очень много дней. Посмотрите, какие они бывают разные. Вот этот – отрывной календарь, вот какой он толстый, каждый листок – день года. Все дни года люди разложили на месяцы, их 12. Какой идёт сейчас месяц? Какие месяца вы знаете? Назовите их.

Рассматриваем другие календари – перекидной, карманный, настенный, настольный, отмечаем их яркость и схожесть друг с другом.

-Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? В чём он помогает людям? (дети – знать какой месяц, день, год)

-Да, а ещё они указывают на время года. Мы можем сосчитать с помощью календаря, сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. Вот- здорово!

Итак, зачем нам нужен календарь?

С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь.

Физкультминутка «Часики».

История появления календаря.

-Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. (показ на карте). Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили к этим частям. Так появился первый календарь.

- Интересно?

Пальчиковая гимнастика «Солнышко, вёдрышко…»

4. Закрепление изученного материала.

Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; развивать связную речь детей; закреплять устный счёт; побуждать к самостоятельной передачи образов, используя доступные худ. средства.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

- Давайте, поиграем! Встаём вкруг, передаём мяч до того, пока не услышите сигнал. У кого мяч остался в руках, называет признаки времени года, которого я загадала.

_Хорошо, молодцы. Вы были внимательны, поэтому верно назвали признаки. Ой, да мы же совсем забыли про загадку. (Читаю повторно последнюю загадку).

Дети отгадывают –календарь.

Верно, мы сегодня узнали много нового интересного о календаре и поэтому отгадали загадку.

- Давайте посчитаем, с помощью календаря, сколько месяцев в году? (12)

-Помог нам в этом календарь сосчитать? (Да)

- Сколько дней до выходных?

- Назовите, сколько времён года вы знаете? Что помогло вам ответить на мои вопросы? (календарь)

- Ребята, а у нас в конверте есть ещё – СЮРПРИЗЫ, от Настеньки! Ей, очень радостно, что вы отгадали загадку, узнали много нового и интересного!

Достаю из конверта – снежинки, цветочки, осенние и весенние листочки.

- Эти сюрпризы соответствуют времени года, выберите себе, какие вам больше нравятся. (Делимся на 4 группы)

- Вам понравился сюрприз Настеньки? (Да)

- А давайте мы тоже для неё нарисуем красивый календарь и отправим ей по почте! Займите свои места. И нарисуйте признаки того времени года, которые вы выбрали.

5. Итог.

- Молодцы, ребята! Вы очень старались! И теперь у Настеньки будет свой календарь, который будет ей помогать планировать своё время.

Публикации по теме:

«Календарь»«Календарь» На занятиях дети учились выкладывать календарь. Узнавали почему в календаре числа бывают красного и черного цвета. Задавала вопросы:.

«Народный месяцеслов»«Народный месяцеслов» Когда не было компьютеров, всё писали и рисовали сами. Предлагаю вашему вниманию альбом- календарь природы "Народный месяцеслов". Написан.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Интегрированное занятие по реализации образовательной области «Познание» (ФЦКМ) в старшей группе «Как появился календарь»
Опубликовано: 30 сентября 2013 в 20:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Педагогическая статья «Я сердце отдаю детям».
Мне нравится быть воспитателем. Эта - очень трудная, но интересная и нужная профессия! Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается характер ребёнка, его...
Фотоотчет «Рождественская сказка» или о балете «Щелкунчик»
Рождество - волшебное время. Это ожидание чуда, сказки, исполнения желаний! Поэтому некоторые музыкальные произведения и воспринимаются нами как...
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2017
Международный образовательный портал МААМ подводит итоги ежегодного конкурса. В 2017 году более 46 000 участников разместили более 134 000 публикаций и...
Итоговый конспект ООД «Путешествие по родному селу»
Цель: Обобщить знания детей полученные в ходе тематической недели «Мой дом. Мое село». Задачи: Закреплять знания о своем селе: здания главных улиц, понятия...