Конспект интегрированного занятия «Осень — дивная пора»

Татьяна Михайловна Лабутина
Конспект интегрированного занятия «Осень — дивная пора»

Конспект интегрированного занятия "Осень - дивная пора" .

(музыка + художественная литература + экология).

Программное содержание: обобщить знания детей о признаках и приметах

осени,

учить видеть красоту и самобытность осеннего

пейзажа,

закрепить знания детей об изменениях в осенней

природе,

вызывать у детей чувство восхищения красками

осени при

рассматривании репродукций с картин известных

художников, слушании музыкальных

произведений, чтении стихов.

Закрепить у детей навыки сравнения контрастных

музыкальных

произведениях известных авторов, различать

характер музыки. Развивать музыкальные

способности детей.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети с воспитателем музыкальное сопровождение (Петр Ильич Чайковский. «Времена года» Октябрь. Осенняя песня)

заходят в музыкальный зал. Дети выстраиваются полукругом, лицом к музыкальному руководителю. Исполняется музыкальное приветствие (по выбору музыкального руководителя). Затем, под музыкальное сопровождение, дети садятся на заранее приготовленные для них места.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны будете ее отгадать. Слушайте внимательно.

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами.

Дети. Осенью!

Воспитатель. Правильно. Каждый год на смену теплому лету приходит немного грустная, но не менее яркая пора – осень. Не зря ее называют золотой, ведь не успеешь оглянуться, как попадаешь в настоящую сказку. Многих поэтов осень вдохновляла и они посвящали ей свои стихи:

ОСЕННИЙ КЛАД

И. Пивоварова

Падают с ветки жёлтые монетки…

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья не считая,

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

Сейчас наш музыкальный зал превратился в осеннюю поляну. Ребята, у нас в гостях сегодня замечательные иллюстрации известных художников. Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, какое время года на них изображено?

Дети рассматривают репродукции с картин (С. Курицын "В золото одетые

леса"

И. Шишкин Золотая осень

И. Левитан Золотая осень

В. Поленов Золотая осень

Остроухов Осень

А. Адамов Осень)

Дети. Осень!

Воспитатель. Ребята, а какая бывает осень?

Дети. Ранняя, золотая и поздняя.

Воспитатель. Правильно. Ранняя осень – это преобладание зеленого и немного желтого цвета. Золотая осень – это и желтый, и красный, и оранжевый цвета и совсем немного зеленого, а поздняя – это появление цвета белого или серебристого.

Покажите, где и какая осень здесь изображена, и как вы это поняли?

Дети по очереди выходят к репродукциям и показывают раннюю, золотую и позднюю осень.

Воспитатель. Ребята, а сейчас мы с вами прочтем стихотворение о том, какая бывает осень.

Дети читают стихи:

ЛИСТОПАД

Ю. Коринец

Вьётся в воздухе листва,

В жёлтых листьях вся Москва.

У окошка мы сидим

И глядим наружу.

Шепчут листья: – Улетим! -

и ныряют в лужу.

ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

Алексей Плещеев

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

ОКТЯБРЬ

В. Д. Берестов

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

НОЯБРЬ

А. Берлова

Руки мерзнут в ноябре:

Холод, ветер на дворе,

Осень поздняя несет

Первый снег и первый лед.

Музыкальный руководитель.

Да, действительно, осень бывает такая разная. Осень самое яркое время года, когда природа меняет свой привычный облик на золотые краски в осенних лучах уходящего тепла. Три осенних месяца: ласковый сентябрь, дождливый октябрь и холодный ноябрь. Природа готовится к длительному отдыху. И если начало осени еще дружелюбно тешит ласковыми лучами бабьего лета, очаровывает красотой золотых красок, то со второй половины осени погода значительно портится и небо затягивается серой пеленой моросящих дождей.

Только осенью бывает такое буйство красок! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья уже опали. А вот и снежок – вестник зимы. Все эти переодевания бывают осенью.

Сейчас мы с вами послушаем два музыкальных произведения итальянского композитора Антонио Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». Послушайте отрывок из первого произведения, подумайте и скажите какое настроение этого музыкального произведения.

Дети слушают отрывок из концерта №3 А. Вивальди Осень 1 ч. Аллегро ("Времена года")

Музыкальный руководитель. Какое настроение вы услышали у этого музыкального произведения?

Дети. Веселое, радостное, светлое, игривое.

Музыкальный руководитель. Правильно. Музыка звучит легко, радостно. Ребята, а можно сказать, что эта музыка жизнилюбивая?

Дети. Да.

Музыкальный руководитель. Молодцы, а теперь слушайте другой отрывок под таким же названием и определите его настроение.

Дети слушают отрывок из концерта №3 А. Вивальди Осень 2ч. Адажио молто ("Времена года")

Музыкальный руководитель. Какое настроение у этого музыкального произведения?

Дети. Грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее.

Музыкальный руководитель. Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение увядающей природы. Музыка звучит монотонно, жалобно.

Музыкальный руководитель. А про эту музыку можно сказать мрачная?

Дети. Да.

Музыкальный руководитель. Ребята, характер этих двух произведений одинаковый или различный.

Дети. Характер у них разный. В первом произведении – светлое и радостное, во втором – грустное и печальное.

Воспитатель. Обо всех временах года композиторы сочиняют музыку, художники пишут картины, поэты посвящают стихи. И мы с вами знаем об осени стихи.

ОСЕНЬ

Алексей Плещеев

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Дети исполняют песню "До свидания, мой журавлик" муз. и сл. З. Роот

Воспитатель:

ОСЕНЬЮ

А. Ефимцев

В журавлином небе

Ветер тучи носит.

Шепчет верба вербе:

Осень. Снова осень!”

Листьев желтый ливень,

Солнце ниже сосен.

Шепчет ива иве:

Осень. Скоро осень!”

На кустарник иней

Белый плач набросил.

Шепчет дуб рябине:

Осень. Скоро осень!”

Шепчут елям ели

Средь лесного бора:

“Скоро заметелит

И завьюжит скоро!”

Воспитатель. Молодцы, ребята. Ну, а сейчас пришло время прощаться. Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии и что вам больше всего понравилось.

Ответы детей.

Под музыкальное сопровождение (Петр Ильич Чайковский. «Времена года» Октябрь. Осенняя песня) дети с воспитателем выходят из музыкального зала.

Публикации по теме:

Презентация «Осенняя пора в произведениях художников и поэтов» Занятие по лексической теме "Осень" обобщило знания и навыки, полученные на занятиях: мир природы, мир искусства и художественной деятельности,.

Презентация «Осень, в гости просим» в рамках проекта «Времена года» для детей с ОНР (старший дошкольный возраст) Вот и пролетело жаркое лето! На смену ему пришла Госпожа Осень. Это дивная пора! Наблюдая с детьми за изменениями в природе я обращаю внимание.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Осень — дивная пора»
Опубликовано: 18 декабря 2013 в 20:28
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...