Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Ямал — мой край родной»

Вера Белая
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Ямал — мой край родной»

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «ЯМАЛ – мой край родной».

Образовательные области: Познание, Коммуникация.

ЗАДАЧИ.

Обучающие:

уточнить и закрепить знание детей о Севере: народах, быте людей, растительном и животном мире. Закрепить знания об орнаментах в национальной одежде жителей этого края. Дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера.

Развивающие:

развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук;

расширять словарный запас детей;

закрепить умение вести диалог; давать полный ответ.

Воспитательные:

прививать любовь и уважение к народам Севера.

Предварительная работа: наблюдения за окружающей природой, рассматривание иллюстраций о жизни людей и природе Севера, посещение комнаты Севера в детском саду.

Оборудование:группа оформлена в виде леса (искусственные елки, на елках висят конверты с вопросами, кисточки, цветная бумага, клей, образцы орнаментов народов ЯМАЛа, иллюстрация «Дети Севера». Спортивный инвентарь для проведения физкультурной минутки.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла девочка по имени Лынзермя, значит очень маленькая, может спрятаться за кочку, за карликовую березу. Эта девочка ненка, коренная жительница Крайнего севера нашей страны.

Лынзермя: Ребята, я хочу познакомить вас с удивительным, северным краем России – ЯМАЛом. Это очень интересный и своеобразный край. Со всех сторон его окружает тайга. Тайга – это очень огромный хвойный лес на земле. Сосны, кедры, ели, изредка встречается берёза. Царство колючей хвои. Тропы в лесу выбиты звериными лапами, изредка встречаются следы человека. Послушайте стихотворение:

На Крайнем севере, ребята,

Сиянием небеса объяты.

Страна снегов, и льдов страна,

Она чудес и тайн полна.

Охотник белый, косолапый,

Свой черный нос прикрывши лапой,

За нерпой спящею следит.

Песец куда-то семенит,

Держа в зубах свою добычу…

Кого-то чайки в небе кличут,

Волков полярных жуткий вой…

Совы полярной клюв кривой…

Вот в воду с края толстой льдины

Ныряют шустрые пингвины.

Здесь воздух свеж, чиста вода!

Не съездить ли и вам сюда?

Сможете ли обнаружить ошибку в тексте? Правильно, пингвины живут в Антарктиде. Итак наше путешествие по тайге начинается. Посмотрите, вот тропа, по ней и пойдем. (Дети идут по тропе мимо деревьев, они видят на ветвях висящие конверты).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится в конвертах. Здесь написано, что если мы ответим правильно на вопрос, то сможем пройти дальше.

Задание 1. Назовите ягоды, которые растут в тайге. (Черника, голубика, брусника).

Лынзермя: А еще на заболоченной местности растет клюква, морошка. Эти ягоды очень полезные, их можно назвать целебными. Из клюквы можно приготовить напиток клюк…

Воспитатель: Ребята, помогите правильно дать название этому напитку (клюквенный, из брусники – брусничный морс. А из черники варенье как называется (черничное).

Лынзермя: Молодцы, ребята, давайте пойдем дальше по тропе. А вот еще конверт, а в нём задание.

Задание 2. Назовите семью диких животных тайги.

(Волк – волчица – волченок – волчата.

Медведь – медведица – медвеженок – медвежата.

Заяц - зайчиха – зайченок – зайчата.

Лось – лосиха – лосенок – лосята.

Ёж – ежиха – еженок – ежата.)

Все животные приносят людям пользу – это мясо, мех.

Ребята, давайте поираем.

Игра «Совушка».

В лесу темно, все спят давно (закрыты глаза, руки сложены возле уха)

Лишь сова не спит – на суку сидит

Во все стороны глядит (широко открыты глаза, повороты головой

вправо – влево)

Да как полетит. (бег, размахивая «крыльями»)

Лынзермя: Ребята, посмотрите, там селение людей. Давайте подойдем поближе. (дети показывают и называют макет чума, коренных жителей, нарты, сетки для ловли рыбы, лодка).

Кто знает какие народы живут на ЯМАЛе. Правильно, ненцы, чукчи, а еще ханты и эвенки. Эти народы очень трудолюбивы, смелые и сильные. Они ведут кочевой образ жизни, в поисках корма для оленей. Чум – жилище временное, его можно разобрать и увезти на нартах. Это удобно для кочевников. А чем занимаются коренные жители? (они рыбаки, охотники и оленеводы).

Ребята, вы послушали мой рассказ о жителях Севера, а теперь давайте продолжать путешествие.

Вот еще конверт. Здесь вместо вопроса, загадка. «Кто на голове лес носит?»

Дети: Олень.

Воспитатель: Правильно, это животное кормит и одевает северян. Считается у коренных жителей воплощением добра. Что можно сказать об олене?

Дети: Бежит гордо, красиво, высоко подняв голову. Ноги тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес.

Лынзермя: Ребята, впереди нас ждут препятствия. Давайте представим себя оленями и попробуем преодолеть все трудности.

1. Перепрыгнуть через ручей (голубая полоска ткани).

2. Пройти, не задев рогами ветки. (подлезание под дугу с колокольчиком)

3. Перепрыгивание с кочки на кочку.

Воспитатель: Молодцы, оленята, справились со всеми препятствиями, а теперь превращаемся в детей и пойдем дальше. Здесь под ёлкой что-то лежит. (поднимают иллюстрацию «Дети Севера»). Давайте рассмотрим картинку, кто знает, как называется одежда коренных жителей (малица, кухлянка, кисы). А почему так тепло одеты дети? (приходится подолгу находиться на улице, иногда спать в сугробах).

Лынзермя: Одежда очень теплая. Шьётся она из меха оленя, мехом во внутрь, чтобы было теплее. А чем отличается малица от кухлянки? (Малица – шуба с пришитым капюшоном и рукавицами, застёгивается спереди. Кухлянка – это шуба с капюшоном, одевается через голову). Одежда жителей ЯМАЛа украшена разными орнаментами. Все орнаменты имеют геометрический характер и у каждого узора есть свое название («заячьи ушки», «чум», «олени», «снежинки».)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое задание приготовила нам тайга. (на столах разложены малицы из бумаги и заготовки для орнамента). Давайте украсим малицы и каждый назовёт свой орнамент. Дети выполняют аппликацию. Демонстрация работ.).

Лынзермя: Сейчас я предлагаю вам исполнить под звук бубна танец народов Севера. (дети танцуют).

Воспитатель: Дети устали от танцев и прилегли на полянке отдохнуть.

Аутотренинг «Сотвори в себе солнце»

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет.. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

Воспитатель: У народов севера есть свои обычаи, традиции, сказки, поговорки, есть свои мудрые выражения:

1. Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь своим потомкам.

2. Как олень гордо несёт свою голову, так же гордо держи своё имя.

3 .Как тундра широка – пусть ваша любовь будет безгранична.

4. Земля – наша мать, она всех кормит и поит, она даёт нам жизнь!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по интересному уголочку нашей России — Крайнему Северу. Давайте скажем досвиданье нашей новой знакомой, девочке Лынзермя и до скорой встречи.

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Приглашаю на ЯмалПриглашаю на Ямал Вы на карту посмотрите И Ямал на ней найдите, Потому что здесь наш дом: Мы на севере живем! И. Истомин Я хочу вам рассказать о Ямале,где.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Дикие животные
  • История
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Ямал — мой край родной»
Опубликовано: 22 мая 2013 в 07:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Интерактивное пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный грибок»
Интерактивное пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный грибок» Немцова Людмила Юрьевна воспитатель высшей категории ЦРР-детский сад №12...
Конспект прогулки в старшей группе «В гостях у лягушат»
Тема: «В гостях у лягушат» Цель: Формировать обобщённое представление детей о лете, о летних явлениях в неживой природе ( осадки, температура воздуха, о...
Сценарий праздника «В гости к нам пришла матрешка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Солнышко» Музыкальное развлечение для малышей «В гости к нам пришла...
Фотоотчет об участии во Всероссийском фестивале «Вместе ярче»
С сентября по октябрь 2017 года в России проходит Всероссийский Фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче , целью которого является популяризация...
Лэпбук «Осень»
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...