Получи документы

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Путешествие по материкам»

Светлана Хакимова
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Путешествие по материкам»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Путешествие по материкам»

Цель: Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы. Образовательные задачи:

Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе „Путешествие по материкам“» размещена в разделах

1. Расширить знания детей о нашей планете, о том, что на ней много разных стран. 2. Развить умение ориентироваться по карте и глобусу, находить страны и континенты. 3. Дать детям представления об особенностях географического положения природы Антарктиды, Африки. 4. Формировать представления о флоре, фауне этих стран. Развивающие задачи: 1. развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей; 2. развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес; 3. развивать речь, обогащать словарь. Воспитательные задачи: 1. воспитывать бережное отношение к природе; 2. воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы. Предварительная работа: Знакомство с моделью планеты Земля — глобусом, знакомство с географическим атласом для детей «Мир и человек», знакомство с разнообразным растительным миром планеты, используя наглядные пособия: «Мир растений и грибов», «Мир животных жарких и холодных стран». Чтение произведений: «Растительный мир в картинках» «Атлас животных» «Детское справочное бюро» «Детская энциклопедия» «Почемучка» «Кто такой? Что такое?» Заучивание стихов из рубрики: «Животные холодных стран», «Птицы над снежным полем», «Африканские животные и птицы» С. А. Васильевой. загадки под редакцией С. А. Васильевой и В. И. Мирясова Просмотр журналов: «Открой себя», разгадывание кроссвордов, ребусов. Дидактические игры: «Дикие животные», «Дикие животные жарких и холодных стран», «Мир животных», «Обобщающие понятия», «Сказочные животные», «Пиктограммы», «Чего не хватает», «Повар», «Кто где живет», «Зоологическое лото». Просмотр альбома: «Их нужно спасти». - развивать речь, обогащать словарный запас ( слова: полярник, айсберг, ледник, материк, океан); - рассматривание иллюстраций с изображением холодных и тёплых зон планеты; - чтение книг об Антарктиде и Африке; - игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»; - рисование на тему «Антарктида»; - Оборудование и материалы : - видео и аудио сопровождение, презентация - слайд-шоу по теме; - емкость с водой (аквариум, лед, салфетки – опыт со льдом «Айсберг»; - емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка – опыт с водой; - глобус - белая ткань - картинки животных Интеграция образовательных областей : Познавательная, социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое развитие. Организационный момент: Ход занятия :

/Дети стоят перед воспитателем/

- Ребята, послушайте загадку: Под одною голубою Общей крышей мы живём, Дом под крышей голубой И, просторный и большой. Дом кружиться возле солнца, Чтобы было нам тепло, Чтобы каждое оконце Осветить оно могло. / Это наша земля. /

- Правильно, это наша земля. /Дети садятся на колени перед экраном/.

- Как можно путешествовать по нашей земле, не выходя из группы? /у экрана телевизора, компьютера, рассматриваем книги, альбомы/.

- Учёные придумали карту мира. Для чего нужна карта? /чтобы знать, где находится место, куда человек поедет/.

- Мы с вами живём на большой, красивой планете Земля. Сегодня отправимся с вами путешествовать по разным материкам. - Какие материки вы уже знаете? / ответы детей /.

1 ребё нок: на свете много островов. Так много, что не счесть… А вот больших материков Мы насчитаем шесть : 2 ребё нок: Африка, Америка /Северная и Южная / Австралия, Евразия, Антарктида вьюжная.

А что такое глобус? (Глобус – это макет земного шара, только уменьшённый). Рассматривание глобуса. Беседа с детьми. -Как вы думаете, что отмечено на глобусе зеленым цветом? (леса). -А голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера). -А что же белым цветом отмечено на глобусе? (снег, льды).

Есть на нашей планете необычный материк. Назвали его Антарктидой. При изображении Антарктиды на картах и глобусах используют белый цвет.

Антарктида, Антарктида Холодна ты даже с виду Ты на глобусе цветном Ледяным лежишь пятном.

- Антарктида – самое холодное место на земле. Там никогда не бывает тёплых дней. -А как вы думаете, где находится Антарктида? /Антарктида находится на Южном полюсе /. - Попробуйте сами найти эту Землю на глобусе. (дети ищут на глобусе Антарктиду). -А вы хотите побывать в Антарктиде? Сюрпризный момент «перемещение в Антарктиду». Сейчас мы перенесемся с вами в Антарктиду. Садитесь поудобнее, приготовьтесь. (Дети садятся на пол в кучку, воспитатель накрывает их волшебным снежным покрывалом, звучит музыка). Дети: Волшебное покрывало над нами расправь. И в Антарктиду нас отправь!

- отгадайте загадку. Вот континент – сплошная льдина Зимой и летом – холодина! Закалка здесь необходима! Бери мой друг, пример с пингвинов. (Антарктида).

- Почему вы решили, что это уже Антарктида? / Потому что Антарктида – это закованный в лёд материк и там живут пингвины. / - Правильно, Антарктида – это материк, расположенный на крайнем юге нашей планеты.

В 1820г. русские мореплаватели на шлюпках «Восток» и «Мирный» первыми достигли берегов Антарктиды. Беллинсгаузен Фадей Фадеевич и Михаил Петрович Лазарев.

- По пути встречаются плавающие «ледяные горы». Кто знает, что это такое? Показ презентации "Айсберги"

- Встречаются айсберги, похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиды, на замок.

- Откуда же появляются эти ледяные громады? /У берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные, тяжелые, ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану. /

- Ребята, а как вы думаете, чем опасны айсберги для кораблей? / Подводная часть айсберга очень велика, поэтому айсберги очень опасны для кораблей. /

- А есть ли в Антарктиде растения, и какие живут животные? / Растения не растут, потому что земля в Антарктиде покрыта мощным слоем льда, который никогда не таит.

В Антарктиде живут пингвины – это морские птицы. /

- Почему пингвины относятся к птицам? / Потому что они покрыты перьями и откладывают яйца. / - У пингвинов есть враги, в воде их подстерегают опасные хищники: кит касатка и морской леопард - тюлень. / Показываю картинки /. Ведущий: это какая-то неведомая земля. Оказывается, что и здесь есть жизнь. - А про животный мир Антарктиды нам расскажут ребята. Ребё нок: Я недавно из яйца, и похож я на птенца. Что за птица моя мать? Где ее мне отыскать? Я не гусь и не павлин. Догадайтесь - я. (пингвин). Папа – пингвин строит гнездо и приглашает маму– пингвину отложить яйцо. Целый месяц пингвин, пряча яйцо в складках живота сидит на холоде, а пингвина ходит ему за едой. Потом они меняются местами до появления детеныша. Ребё нок: В Антарктиде кто живет, обожает снег и лед? Вместо плюшек и конфет рыбку кушает в обед. Ловит он ее весь день. С легкостью! Ведь он – тюлень. Ребё нок: Слон морской - тюлень такой, ловок он в воде морской. Он холодный океан ценит выше жарких стран! (морской слон). Ребё нок: гуляет он не по саванне, а в море-океане, и львиной гривы вовсе нет и рыбу ловит на обед. Угадай, кто он такой? Царь зверей! Но. (морской лев). Ребё нок: это животное одно из самых умелых и свирепых морских хищников. Эти тюлени охотятся на пингвинов, главное оружие их острые и мощные клыки. (морской леопард). Физминутка Антарктида – белый край! Ты за мною повторяй Руки вверх, шире, ниже, Поверти – ка головой, А теперь глаза закрой. Помечтаем о пингвинах. О холодных белых льдинах! О тюленях, о китах. О суровых холодах!

Ребё нок: мы - животные морские, для китов – опасней гроз: плавники у нас такие, что острее острых кос. (касатка). Ребё нок: В синем море бьёт фонтан! Чудо - юдо великан. Наберёт водички в рот и фонтан из моря бьёт! От волны он не бежит, обитает в море (синий кит) Ребё нок: У китов - китовый ус, воду пробуют на вкус. У других - зубастый рот. Кит зубастый -. (кашалот). Ребё нок: жаль, не очень много птах в антарктических морях! Вот поморник выгнув спину отдохнуть присел на льдину. Ребё нок: рано утром в поднебесье, гордо реет буревестник. Он несётся над волнами, словно правит небесами». Ребё нок: гнездимся по всей Арктики, зимой летим на юг, в далёкую Антарктику, в любимый наш уют. (полярная крачка). Ребё нок: Огромная морская птица. Штормов и бури не боится. Им не свернуть её с пути, она ведь всё равно летит. Её чтут боцман и матрос. А птица эта - (альбатрос).

- Ребята, а могут ли жить в Антарктиде люди? / Нет, там нет городов. /

- Правильно, здесь не строят города, но есть научные станции, на которых живут полярники, которые изучают Антарктиду.

Ведущий: Вы сказали, что Айсберги большую опасность представляют для кораблей.) Почему? Ведущий: чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию.

Опыт со льдом. Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне поближе, я беру и помещаю в воду большой кусок льда. Представьте, что это откололся кусок льда. - Утонул он? Дети: Нет. Воспитатель: почему? (Лед легче воды). Воспитатель: где находится большая часть льда? Дети: под водой. Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Айсберги опасны для кораблей). Почему? (потому что под водой находится его большая часть и она не видна). Ведущий: Ребята, давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо?» (лед хорошо – можно заморозить продукты, чтобы не испортились; пить воду, добавить лед в горячий чай; каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче; лед плохо - упадешь, поломаешь ногу, руку; провалиться и утонуть; холодно – простынешь.) Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира). Давайте это проверим и пройдем в нашу лабораторию – за столы. опыт с кремом и водой – каждый ребенок выполняет самостоятельно Воспитатель: Ребята, подвиньте поближе к себе емкость с водой. Опустите руки в воду и выньте из воды. Что вы заметили? (капли воды остаются на коже). А теперь вытрите насухо руки и смажьте кремом, который вы видите на блюдце. Смазываем хорошо, тщательно растираем крем на коже рук. Теперь опускаем руки в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили? (капли воды скатываются с рук). Тоже самое происходит с перьями пингвина. Какай вывод мы можем сделать?

- В Антарктиде короткий полярный день, длинные полярные ночи. Когда наступает полярная ночь можно увидеть удивительное явление природы – северное сияние. Воспитатель: понравилось полярное сияние? Если вы хотите подробнее узнать об этом удивительном явлении, попросите родителей прочитать в энциклопедии.

- Чем же вам понравилось волшебное явление? (блестит как бриллиант, искрится как снежок на солнышке, мерцает как звёздочка). Ведущий: Какое сияние? (сверкающее, блестящее, красивое). Ведущий: Какие чувства вы испытывали? (радость, удивление, восхищение). Ведущий: Ребята, а кто еще хотел бы вернуться в Антарктиду? Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой. Молодцы, вы мне очень понравились:

Хорошо на Антарктиде, но очень холодно, хочется туда, где потеплее.

– Ребята, слышите, снова зазвучала волшебная музыка. Нам пора прощаться с Антарктидой. (Дети садятся. Воспитатель накрывает их волшебным снежным покрывалом). Волшебное покрывало Над нами расправь. В другую страну Нас отправь.

- Наша вторая остановка отгадайте где:

Доплывём до Занзибара Поплутаем по Сахаре, Поглядим Килиманджаро, Погуляем с Гиппопо По широкой Лимпопо. / Африка /.

- Ребята, а почему вы решили, что речь идёт об Африке? (Эта загадка об Африке, потому что Сахара – это пустыня и находится она в Африке). - Кто покажет Африку на глобусе? Каким цветом Африка изображена на глобусе? Почему? / Потому что в Африке очень много пустынь. / Молодцы! - Правильно, Сахара – королева пустынь. А что такое пустыня? / Пустыня – кругом пески, дуют горячие ветры, годами не бывает дождей. / Молодцы! - Как вы думаете, могут в таком месте жить растения? - Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения, с маленькими листочками, если это растение выкопать и забраться с ним на крышу 15-этажного дома, то его корни достанут до земли. - Как вы думаете, зачем растениям такие длинные корни? / Растениям длинные корни нужны для того, чтобы достать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй/. - А животные, какие могут находиться в пустыне? / Верблюды, потому что они самые выносливые и помогают человеку преодолевать пустыни. / - Ребята, но ведь пустыня не везде, есть, где от, солнца палящего можно укрыться. - Как называется это место в Африке? / Оазис. / Молодцы! - Кто же живет в пустыне? (ответы детей). Верблюда называют "кораблем пустыни". Движения его такие плавные, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему верблюдам не жарко в пустыне? (ответы детей). Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. Песок такой горячий, что обжигает ноги. Ноги верблюда защищены большими мозолистыми наростами – копытами. Они очень широкие, поэтому верблюду удобно шагать по глубокому песку. Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становится трудно дышать, и ноздри у верблюда могут закрываться с помощью мускулов, как дверцы. И уши у верблюда устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками. - Еще в пустыне много ядовитых змей, скорпионов и самая большая ящерица в мире – варан. - Жарко в пустыне! Так жарко, что иногда можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь, у воды, в тени. И вдруг перед нами небольшое озеро, по берегам которого растут пальмы. Это - оазис. В оазисе живут животные, живут и люди, растут финиковые пальмы. Финики - основная еда жителей оазиса. Сушеные финики не зря называют "хлеб пустыни". Финики питательные, сладкие. Их с удовольствием едят и верблюды. - Перед нами африканская савана. Она вся покрыта травой. Какая она в саванне? (ответы детей). Желтая, сухая, когда нет дождя, и зеленая, сочная после дождей. Кое-где в саванне растут гигантские деревья - баобабы. Толщина ствола баобаба такова, что для того, чтобы обхватить его, нужно взяться за руки целой группе людей. Какое дерево оно вам напоминает? (ответы детей). Африканцы говорят: "Баобаб большой, но из него не разожжешь даже маленького костра". Как же так? Почему? (ответы детей). А происходит так потому, что ствол баобаба полон водой. Давайте прогуляемся по саванне и посмотрим, кто же там живет. - Вот стоит величественный царь зверей - лев. Цвет шерсти позволяет льву быть незаметным среди желтой, сухой травы. Почему льву важно быть незаметным? (ответы детей). Он хищник, он выслеживает добычу. В саванне очень трудно спрятаться - там нет густых зарослей. На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Сами же львы тяжелы, неповоротливы, ленивы. Львы нападают, главным образом, на больных животных. Уничтожая их, они оберегают здоровых животных от болезней. На кого же охотятся львы? (ответы детей). Их добычей чаще всего становятся зебры, антилопы, газели. - В саванне живет самое высокое животное на планете - это Жираф. У него длинные ноги, длинная шея. Он высотой с двухэтажный дом и достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья. Самое любимое лакомство жирафа - листья акаций. Рядом с жирафом часто пасутся зебры, антилопы, газели, страусы. Как вы думаете, чем привлекает их жираф? (ответы детей). Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть приближающегося хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа расположены так, что, не поворачивая голову, он видит все вокруг. Ребята, у жирафа такая длинная шея и длинные ноги, как же он дотягивается до воды? (ответы детей). Жираф широко расставляет ноги и опускает голову, чтобы дотянуться до воды. = В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят: "И петь не поет, и летать не летает. За что же народ ее птицей считает?" Как вы думаете, что это за птица? (ответы детей). Это - страус. Он действительно не умеет летать. Потому что крылья его малы и служат они ему лишь украшением. Страусы, как и все другие птицы, откладывают яйца, из которых вылупляются птенцы. Яйцо у страуса 15-17 см. в длину и 13-15 в диаметре (показать яйцо). Страус очень прожорлив. Его еда - это растения, ягоды, зерна. А чтобы еда лучше переваривалась, страус иногда проглатывает камешки, кусочки железа и прочие предметы. У страуса есть враги. Как, по вашему мнению, кто они? (ответы детей). Как спастись ему от них? У страуса длинные и очень сильные ноги, на которых он бегает так же быстро, как лошади. - А вот еще один африканский гигант - слон. Осмелится ли лев напасть на слона? (ответы детей). Слон - могучее, очень сильное животное. Льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. Что делает им слон? (ответы детей). С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи переносит довольно толстое дерево. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживая с любовью своих детенышей. Слоны ничего не боятся. Торжественно подходят они к водопою и пьют. Как же они это делают? (ответы детей). Хоботом слоны набирают воду и отправляют ее в рот. А также поливают себя и друг друга водой, охлаждаясь. - Вдруг из воды показались глаза, уши, ноздри огромного зверя. Кто это? (ответы детей). Бегемот. Пасть у бегемота огромная, клыки достигают в длину 65 см. Особенно большие клыки на нижней челюсти. Этой челюстью он набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Детеныши бегемота часто восседают на спинах своих родителей, как на серых мокрых скалах. А если мать поплывет, маленький бегемот стоит на ней, как капитан на капитанском мостике. - В тропических лесах, саваннах и пустынях Африки сохранились первобытные племена. Они поклоняются духам предков или племенным богам. Многие верят в колдовство и носят амулеты, защищающие от ведьм и злых духов. Жители Африки выращивают кофе и какао, бананы и финики, апельсины и кокосовые орехи, рис, арахис и хлопок. Многие племена занимаются скотоводством, и чаще всего они кочуют со своими стадами от пастбища к пастбищу. Живут они в хижинах из тростника и обмазанных глиной, вместо крыши стебли тростника. Чаще всего они занимаются охотой, сельским хозяйством, рыболовством и собирательством. Жители Африки очень любят танцевать.

Физминутка: Африканский танец.

В африканской пустыне находится одно из семи чудес света – египетские пирамиды и сфинксы. Они навевают страх и ужасна жителей пустыни, особенно лунными ночами, но это уже другая история.

- Ребята, вам понравилось путешествовать? Давайте с вами вспомним: о чём мы с вами сегодня говорили? Где побывали? Что интересного узнали об Африке? Как называют людей, которые изучают Антарктиду? Чем опасны айсберги? И почему в Антарктиде не растут растения? Куда бы вы хотели ещё отправиться? Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весна на пороге» с детьми подготовительной группы Филиал МБДОУ детского сада "Светлячок" с. Поселки – детский сад "Колосок" с. Никольское Конспект интегрированного занятия по ознакомлению.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «В гостях у морского царя» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе. Тема: «В гостях у морского царя» Воспитатель.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Путешествие через лес» Конспект оод по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие через лес» Автор.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «История обыкновенных вещей» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «История обыкновенных вещей» .Цели: Расширить представления детей о знакомых предметах, историей.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Деревья нашего леса» Цель: углубление и совершенствование знаний детей о деревьях наших лесов. Образовательная задача: учить детей различать и узнавать деревья.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Как хорошо у нас в саду!» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Как хорошо у нас в саду!» Программное содержание.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вода и лёд» в подготовительной к школе группе Цель: Уточнение и расширение представлений детей о разных свойствах воды. Задачи: 1. Закрепить знания детей о воде и её качествах. 2. Познакомить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Конкурс эрудитов» Конспект итогового комплексного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «КОНКУРС ЭРУДИТОВ» Провела: Горбунова.

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в зимний лес» Задачи: Образовательная: Систематизировать и закреплять знания детей о зимних изменениях в природе. О диких лесных животных, правила поведения.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Лекарственные травы» Цель: расширение знаний детей о лекарственных растениях нашего края и их полезных свойствах. Задачи: 1. Закреплять умение различать лекарственные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Путешествие по материкам»
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 20:33
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД