Получи документы

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Недаром говорится, что дело мастера боится»

Валентина Андреевна Смагина
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Недаром говорится, что дело мастера боится»

Программное содержание: продолжать знакомить с укладом жизни славян; дать представление об основных ремеслах наших предков; гончарном деле; кузнечном промысле, ткачестве; познакомить с природным материалом – глиной, её свойствами, использованием в быту; расширять представления об орудиях труда – прялке, кудели, веретене; формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке;

Активизировать словарный запас детей; воспитывать бережное отношение к вещам, как к результату труда взрослых; уважение к мастерству наших предков.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию „Недаром говорится, что дело мастера боится“» размещена в разделах

Материал для занятия : атрибуты мини-избы, ухват, чугунок, лавка, сундучок, ложки деревянные, матрёшка, глиняные игрушки, глина, лапти, прялка, картинки с изображениями кузнеца, гончара, ткачихи.

Методическое обеспечение:

1. Косырева В. Н. «Народная культура и традиции».

Изд-во «Учитель», Волгоград, 2012г.

2. Натарова В. И. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств».

Изд-во «Учитель», Воронеж, 2005г.

3. Писарева А. Е. «Живём в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ».

Методическое пособие А. Е. Писарева, В. В. Уткина.

Изд-во Москва. Т. Ц. Сфера, 2007г.

Ход занятия

Занятие проходит в мини-избе «Хозяйка» встречает детей словами:

- Милости прошу, гости дорогие. Заходите, усаживайтесь поудобнее. У меня в горнице стоит сундучок, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть? (ответы детей)

- Это не просто сундучок, а сундучок сюрпризов. Давайте посмотрим, из чего он сделан? (ответы детей).

- Правильно, он сделан из дерева. Сделали его народные умельцы. Так как, в старину дерево было любимым материалом, из него делали много разных предметов.

А ещё делали в старину сундучки из железа. Такой сундучок обладал волшебной силой, ведь сделан он руками могучего кузнеца. (показывает картинку с изображением кузнеца).

- Посмотрите, какая тяжелая и опасная работа у кузнеца. Пламя раскалённого металла, звон молота – всё это превращает искусство кузнеца в волшебство. О кузнецах ходила слава, как о колдунах.

Из железа, как и из дерева делали тоже много предметов. Посмотрите, у нас в избе стоит ухват или рогач (показывает, с его помощью чугунки отправляли в горячую печь. Из железа делали серпы, косы, чтобы косить траву; кочергу – чтобы мешать горящие угли; топоры, грабли, молотки, лопаты и др.

А сейчас давайте заглянем в наш деревянный сундучок и посмотрим первый сюрприз. (достает из сундука ложку деревянную и матрёшку0.

- Что это? Из чего сделаны ложка и матрёшка?

- Правильно, из дерева. Сначала эти предметы вытачивают или выпиливают из дерева, а затем раскрашивают. Из дерева делали столы, скамейки, посуду – миски, чашки, игрушки разные, свистульки и другие предметы. Это тоже очень трудная работа, но мастера её выполняли с любовью и добротой, старанием.

Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя, для своей семьи и детей. Так появились русские народные промыслы. Сейчас давайте поиграем в д/и «Что из чего сделано?».

Работа с коромыслами.

На одном коромысле – предметы из железа, на другом – из дерева.

- Ребята, давайте посмотрим какие ещё сюрпризы в сундучке. (достает лапти).

- Это лапти, так раньше называлась обувь, которую носили наши предки. Сделаны они из коры дерева липы, сзади на пятках привязаны верёвочки – это для того, чтобы лапти не спадали с ног, их подвязывали.

Ещё делали лапти из бересты – коры берёзы. Это были нарядные лапти. За лето крестьянам приходилось плести 3-4 лаптей, так как они быстро изнашивались.

- Давайте опять заглянем в наш сундук. (достает клубки пряжи, тканый коврик).

- Это пряжа, смотанная в клубок и сотканный из нитей – коврик.

Этой работой занимались женщины и даже девочки, начиная с 5-6 лет. Осенью, по праздникам и вечерам женщины собирались на посиделки, начинали прясть на прялках (посмотрите, прялка у нас тоже есть в избе); раскладывали ткацкие станки и ткали полотна, ткани или холсты, из которых шили потом рубахи, сарафаны и другие вещи. Напрядёт пряха много пряжи на веретено, а потом перематывает в клубок. Затем из клубочков начинают вязать носки, варежки или занимаются вышиванием. Этих женщин называли рукодельницы.

А сейчас мы поиграем в игру «Карусели», используя вот такие красивые ленточки.

Провидится п/и «Карусели».

- Давайте ещё заглянем в наш сундучок (достаёт горшочки, свистульки из глины).

- Ребята, кто-нибудь знает из чего сделаны эти предметы?

- Эти предметы сделаны из глины. Глина – это материал, который даёт нам природа. Люди добывали и добывают глину под верхним слоем земли. Из глины можно лепить кирпичи, предметы посуды, игрушки.

Глиняные игрушки делали по всей России, там, где с давних времён жили и работали гончары (показывает иллюстрацию).

Гончары – это умельцы, мастера, которые работали только с глиной. А что из глины можно лепить мы сейчас узнаем, превратившись в народных умельцев. (проводится лепка из глины чашки или мисочки).

- Посмотрите, глина мягкая, как легко я отрываю кусочек глины от большого куска. Попробуйте и вы помять глину в руках. (дети мнут глину, отрывают кусочки). Если глина сырая, то она ленится и не разбивается. А вот если глину высушить на печке или на солнышке, то она станет твёрдой и легко рассыпается. Поэтому с глиняными предметами надо обращаться бережно и аккуратно, иначе они разобьются. Мастера гончары, чтобы получить красивую игрушку, они смешивали глину с речным песочком; обжигали затем игрушки в печи, чтобы они не трескались, потом белили мелом и только после высыхания раскрашивали цветными красками.

Так в Руси появились дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки. Эти игрушки стали знаменитыми и за пределами нашей страны, в других странах. Но мы гордимся нашими народными мастерами, которые прославили нашу страну.

Давайте, ребята, попробуем слепить из сырой глины чашку или мисочку.

Но чтобы она получилась красивая, надо постараться, а потом мы их высушим, побелим и покрасим.

После выполнения работ, дети, рассматривают все миски (чашки) и анализируют, у кого лучше, кому надо ещё потрудиться. (хозяйка открывает уже пустой сундук).

- Ну вот ребята сегодня сюрпризы из старинного сундука закончились. Давайте ещё раз вспомним, что нам сундучок показывал, о каких профессиях наших предков мы узнали (ответы детей).

В следующий раз сундучок нам ещё что-то приготовит. Жду вас в гости.

Дети прощаются.

Публикации по теме:

Перспективное планирование по окружающему миру в первой младшей группе, по программе Вераксы «От рождения до школы» № неделя СЕНТЯБРЬ Источник 1 3.09-7.09 Детский сад Тема: «Кто нам помогает?» (о няне). Игра «Кто что делает?» Программное содержание:.

Проект на неделю: «Великое чудо — хлеб». Тип проекта познавательно - игровой. Сроки реализации :ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ОКТЯБРЯ. Цель формировать у детей представление о хлебе,каке одном из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Недаром говорится, что дело мастера боится»
Опубликовано: 8 февраля 2013 в 10:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД