Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворения

Светлана Лента
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворения

Цель: Учить детей составлению рассказов по теме стихотворения.

Задачи: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы. Учить выделять из предложений слова со звуками (ж) и (ш, четко произносить фразы (чисто- и скороговорки, насыщенные этими звуками; произносить фразы с различной громкостью; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова. Упражнять в образовании названий детёнышей животных в именительном и родительном падеже множественного числа; закрепить представление о том, что не все детёныши имеют специальное название. Закреплять знакомые приёмы лепки из солёного теста. Воспитывать добрые чувства к диким животным, их детёнышам.

Материалы и оборудование: письмо от Сороки, кленовые листья с заданиями, декорации леса, «Лесной школы», игрушка Ёжика, мячик, мнемотаблица к стихотворению «Где чей дом?», музыкальное сопровождение, видеопрезентация «Дикие животные и их детёныши».

Литература: Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-6 лет».

Ход занятия:

1. Игровой момент: Ребята, я вижу сороку, у неё в клюве что-то белеет. Подойдём, посмотрим поближе. Да ведь это же письмо. Оно обязательно должно быть кому-то адресовано. Прочитаем: «Славянка. Детский сад. Ребятам из группы «Звёздочки». Что-же внутри? Открываем…

«Здравствуйте, ребята! Обращаюсь к вам за помощью. Я очень хочу поступить в «Лесную школу». Для этого необходимо выполнить несколько заданий Мудрой Совы. Одному мне с ними не справиться и я прошу вашей помощи. Отправляйтесь в лес по тропинке, а направление вам укажут листики. Особенно, обратите внимание на кленовый лист. Ваш…»

В: Ну, что же, ребята, кто бы это ни был, а он нуждается в нашей помощи, думаю, что это скоро выяснится. Скажем наши волшебные слова и отправимся в дорогу:

-«Дальше надо нам идти, кто нам встретится в пути?»

(Проходят по залу)

2. Звуковая культура речи.

(Идём по тропинке, обозначенной листочками, находим кленовый лист).

В: А вот какой красивый листочек висит на паутинке. Что же это за листочек, не знаете ребята?

Реб: Вот на ветке лист кленовый

Он почти совсем, как новый.

Весь румяный, золотой,

Подожди листок постой!

В: Ребята, да это не просто кленовый листик, на нём что-то написано.

Загадка:

Сердитый недотрога живёт в лесу густом

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Ёж)

В: А почему вы думаете, что это ёжик?

(Ответы детей)

-Правильно, ребята, а может быть, кто-то из вас знает ещё загадку про ёжика и хочет её рассказать?

Ответы детей: 1) Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками.

3. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

4. Лежала под ёлками подушечка с иголками.

Лежала, лежала, да побежала.

В: Так вот кто нам письмо послал с призывом о помощи! А где же сам ёжик? (Смотрим и находим под кустиком игрушку Ёжика).

Все: Здравствуй, Ёжик-колючая голова. Мы пришли к тебе на помощь. В: Ребята, здесь я снова вижу такой же листочек (на грибочке).

На нём задание:

«Какой знакомый звук есть в отгадке «Ежик» - [ж] или [ш]?

(Ответы детей)

В: Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ж].

- Произнесите слово громко – тихо.

- А какое животное тоже живёт в норке и в его отгадке слышится звук [ш]?

Маленькие ножки, боится кошки,

Живёт в норке, любит корки.

(мышка)

-Почему вы думаете, что это мышка?

(Ответы детей)

В: Какой знакомый звук есть в отгадке [ш] или [ж] ?

3. Работа над чистоговоркой.

В: - Я прочту чистоговорку, а вы слушайте внимательно и скажете, какой звук чаще встречается?

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, шуршишь»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

В: Какой звук вы чаще всего услышали?

Д/и «Поймай звук».

В: А сейчас вы должны поймать звук [ш], хлопнуть, как только его услышите. Приготовились…

Мышонку шепчет мышь…

В: Что прошептала мама-мышь?

(«Ты всё шуршишь, шуршишь»)

-Что прошептал в ответ мышонок?

(«Шуршать я буду тише»)

В: А сейчас я буду мамой-мышкой, а вы поможете ёжику ответить, как мышонок. Отвечает тот, к кому я подойду со словами мышки.

3. Физкультминутка (выполняют с словесным и музыкальным сопровождением)

«Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт, пинку моет, шейку трёт.

Всё разложтит по порядку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять – хомка хочет сильным стать!»

5. Составление рассказа по стихотворению.

В: Дальше надо нам идти, что нам встретится в пути?

(Находят яблоньку с яблочками).

- Сейчас мы для ёжика яблочек наберём.

Ой, ребята, а ведь это яблочки не простые, а волшебные, с картинками. Вот уже Мудрая Сова постаралась, заданий для ёжика заготовила.

- Что же мы можем по этим картинкам рассказать?

(Картинки: воробей и крыша домика, норка и мышка, лягушка - пруд, пеночка - сад, цыпленок – вопросительный знак – курица).

-Называйте, что вы видите на картинках.

(Ответы детей)

В: А я знаю стихотворение Татьяны Волжиной «Где чей дом?» Послушайте внимательно, дети, и ты, ёжик, и ответите, про чьи дома в нем рассказывается?

Воробей живет под крышей,

В теплой норке – домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

- Он у мамы под крылом.

(Во время чтения стихотворения воспитатель выкладывает на магнитной доске мнемодорожку).

-Так про чьи дома рассказывается?

(Ответы детей)

- Да, про дом воробья, мыши, лягушки, цыпленка. А ещё говорится про домик пеночки. Это птичка, которая живёт в саду.

В: Ребята, вы представьте себе домики этих животных и опишите их, какие они?

Ответы детей: у воробья домик высоко, он свитый из прутиков и травки; у мышки – узкая, глубокая, тёмная норка; у лягушки – мокрая, холодная, под водой; у пеночки – тёплая, из траки, на яблоне гнездо; а у цыпленка – тёплый, мягкий, уютный и т. д.

В: Кто из вас заметил, какую-то особенность? Кто из животных и птиц отличается от всех, кто из них здесь лишний и почему? (Цыпленок – домашняя птица)

- А кто хочет один рассказать рассказ о том, кто, где живёт? Кто хочет начать рассказ? Кто продолжит рассказывать?

- Может быть, сам ёжик расскажет весь рассказ, а ему поможет…

(Составление целостного рассказа одним-двумя детьми)

6. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

А сейчас научим ёжика играть в игру «Доскажи словечко».

-В пруду домик лягушки и ….лягушат.

-Вместе с папой-воробьём живут и малыши- …воробушки.

-В норке с мышкой живут …мышата.

-У курицы много …цыплят.

В: Сейчас, тот, кому я брошу мячик, произнесет то, что сказала я, но со словом «много». Например: я говорю: «Одна утка», а вы: «Много уток».

Одна синичка – много синичек,

Ласточка –

Пеночка –

Кукушка –

Совушка –…., др.

7. «Лесная школа». Видео урок от Мудрой Совы:

Ребята, мы свами так увлеклись, что и не заметили, как пришли к Лесной школе». Здесь нас встречает учитель этой школы – Мудрая Сова. Она нам с ёжиком приготовила новое испытание: видео урок.

(Открывается экран слайд-шоу).

В: Всё внимание на экран. Сова нам предлагает назвать детёнышей диких животных

(Ответы детей:).

-Что делают животные?

Волк (волчонок) грызёт косточку,

Лиса (лисенок) играет,

Бобр (бобренок) строит хатку,

Заяц (зайчонок) грызет морковку, и т. д.

8. Лепка из солёного теста

- А сейчас Сова просит, чтобы мы научили Ёжика лепить из солёного теста. Может быть мы для него слепим друзей, чтобы ему одному не было скучно в Лесной школе, таких же ёжиков, как и он сам?

Ну тогда принимаемся за дело! Туловище у Ёжика, какой формы будем лепить? (Овальное).

- А каким способом можно сделать ему носик! (Вытягиванием).

Иголки я предлагаю сделать из семечек подсолнуха

(Изготовление поделки и составление композиции).

9. Итог занятия.

- В каких словах есть звуки ж, ш? Назовите диких животных и их детёнышей.

Мудрая Сова приготовила для всех памятные медали, которые она вручает Ёжику и всем ребятам в честь поступления в Лесную школу. Поздравляю всех! А сейчас нам пора прощаться и отправляться обратно в детский сад. Ёжику и Мудрой Сове мы скажем:

«До свидания! До новых встреч!»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворения
Публикации по теме:

Формирование культуры речи детей 3–4 лет Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопрос воспитателя, готовить к обучению рассказыванию, согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять.

Занятие по развитию речи «Игры зимой» (старшая группа) Занятие по развитию речи «Игры зимой»,рассказывание на тему из личного опыта. Задачи: учить детей составлять связный рассказ о впечатлениях.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказов по теме стихотворения
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 22:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Конспект занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста...
Цель: освоение первичных навыков моделирования, приобретение начальных представлений о правилах комбинаторики, развитие пространственных представлений,...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...