Конспект интегрированного занятия «Весёлая ярмарка» (старшая группа)

Любовь Бочарова
Конспект интегрированного занятия «Весёлая ярмарка» (старшая группа)

Цель занятия: формирование у детей целостного представления о ярмарочных гуляниях на Руси. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, создавать у них радостное настроение.

Задачи:

Обучающие:

- формировать систему знаний о русской народной традиции, проведения ярмарочного гуляния;

- познакомить детей с традиционными героями ярмарок;

- закрепить знания РНП «Где был Иванушка?»

- закреплять умение составлять узор на силуэте, используя элементы городецкой, гжельской, хохломской росписи.

- поддерживать интерес к народному творчеству и к региональной культуре края.

Развивающие:

- развивать музыкальные способности детей: учить ритмично играть на различных шумовых инструментах; петь естественным голосом, без напряжения, напевно, ритмично, выразительно двигаться под музыку

- развивать художественный вкус, фантазию, творческое мышление, память,

- развивать эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность, позитивный тон к восприятию

- укреплять физиологическое дыхание детей

Воспитывающие:

- воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям

- воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Материалы к занятию:

- русские народные, казачьи костюмы

- короба с товарами -предметы народных промыслов – с городецкой, гжельской, хохломской росписью

- ворота из картона украшенные народными мотивами

-2 лошадки на палочках,2 платочка, лапти, самовар, угощение -корзина с вертушками, корзина с игрушками - курицы, утки, барашка -ширма, куклы- Петрушка, Купец.

-музыкальный центр, фонограммы, шумовые инструменты, синтезатор

- силуэты из картона, клей, кисти, трафареты и шаблоны, цветная бумага

Методы:

Словесный:

-рассказ педагога о русской традиции проведения «ярмарочных гуляний».

Наглядный: -показ педагогами традиционного кукольного представления; показ ритмического рисунка словесно-двигательной игры, игра на шумовых инструментах; исполнение песни педагогом.

Репродуктивный: -неоднократное повторение определённых действий детьми.

Дифференцированный:

-работа с группой детей, составленной с учётом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств.

-личностно – ориентированный:

-индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Стимулирующий: -состязательность, поощрение, создание ситуации успеха.

Музыкальный ряд:

1 Песня «Ярмарка» в исп. ансамбля «Русская душа»

2 Песня «Золотая ярмарка» в исп. Л. Николаевой

3 РНП «Где был Иванушка?»

4 Танец «Коробейники» (движения авторские)

5 Танец «Грушевские казаки» муз. В. Чернявского (движения авторские)

6 Ритмопластика «Шла Маруся» (движения авторские)

7 Песня «Казак клинком побреется» муз. В. Чернявского

8 Русские народные мелодии в исп. оркестра народных инструментов

Звучит в записи русская народная мелодия. Дети в русских и казачьих костюмах входят в зал. Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга веселой игрой.

(словесно-двигательная игра О. Арсеневская «Добрый день»)

В этот день чудесный, - поочередно руки вперёд, ладонями вверх

Добрый день! - 2 хлопка + 1 шлепок по коленкам

Дружно поздороваться - поочередно руки вперед…

Нам не лень! - 2 хлопка + 1 шлепок по коленкам

Руки ты протягивай, - Движения повторяются…

Не зевай!

И в игру веселую

Поиграй!

Муз. рук. -ль: Издавна любили на Руси после хорошей работы повеселиться. Рождество, Масленица, Троица… много любимых праздников было на Руси. Но были и особые праздники, на которых могли люди на других посмотреть и себя показать, товары продать и купить что-нибудь для хозяйства, посмотреть весёлые представления. На ярмарках выступали бродячие актёры, там можно было познакомиться с весёлым Петрушкой, увидеть настоящего живого медведя, исполнить любимые песни, принять участие в забавах, играх и состязаниях, покататься на санях или каруселях. И сегодня мы свами устроем весёлую ярмарку! Вот только товара для продажи мало, поможете мне его подготовить? Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь, хоть брось.

Вос-ль: Конечно поможем, правда, ребята? Мы уже знакомы с народными промыслами и их особенностями. Сейчас примемся за работу. Делу – время, а потехе – час!

Давайте посмотрим что за этим столом? Вам знаком этот промысел?

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица –

Это значит… (Городец)

- Как вы думаете, а из чего эти изделия сделаны? (из дерева)

-Значит они какие? (деревянные)

- А какие элементы узора вам знакомы? (купавки, розаны, листья,птицы)

(переходят к следующему столу)

А это,что за промысел? Да мы словно в синюю сказку попали!

Вопросы к детям:

- Знаком ли этот промысел вам? (Да, знаком. Это гжель)

- А как вы догадались, что это гжель? (По цвету росписи, и узорам)

- А кто из вас про гжель стихотворения помнит?

реб. -Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

(подходят к третьему столу)

-У красы точёной – сарафан парчовый По волнам узоров яхонты горят Что за чародеи матрёшечку одели В этот несказанный праздничный наряд?

- Ребята, а что это за промысел? Вы знаете?

-(Да, это хохлома)

- А какие цвета используют мастера этого промысла?

- А какиепредметы украшают хохломской росписью?

- (Посуду)

-Назовите элементы хохломской росписи

- (Травка, ягоды, листья, цветы)

- Правильно ребята.

- А теперь выбирайте себе по душе промысел и за дело!

(дети украшают силуэты матрёшек, досок, тарелок)

Муз. рук-ль: Вот уже и готово! Осталось товары разложить по лоткам и

прилавкам. А скажите, для чего людям

нужна ярмарка?

- чтобы продать или купить что-нибудь

- чтобы обменяться новостями

- девицы шли себя показать

- а ребята себе невест посмотреть

- а ещё люди шли на ярмарку, чтобы повеселиться да потешиться

Муз. рук. -ль: - Ну, что всё готово? Давайте ярмарку открывать!

(звучит песня в исп. Л. Николаевой «Золотая ярмарка», взрослые открывают расписные ворота)

Воспит. -ль: - Народ собирается, наша ярмарка открывается!

(дети под музыку проходят в ворота раскладывают свои работы на мольберты, девочки одевают короба с товаром)

ребёнок: - Сюда, сюда, почтенные господа!

Кто к нам поспешает –

Удовольствие получает!

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Бочата, ложки, самовары,

Поставцы, розетки, чаши.

Покупайте товары наши!

(звучит песня «Ярмарка» в исп. ансамбля «Русская душа» - дети исполняют танец «Коробейники», в конце девочки с лотками выстраиваются возле прилавков)

1 продавец. Вот орешки! Хорошие орешки!

Вкусные, на меду, давай в шляпу накладу!

2 продавец. Сами мы ставропольские, сельди – астраханские!

Давай покупай! Забирай – выбирай!

3 продавец. Кому пирожки, горячие пирожки?

С пылу, с жару, гривенник за пару!

4 продавец. Ай да квас, с медком, с ледком,

И густой, и забористый!

5 продавец. Иголки не ломки, нитки, тесёмки,

Румяна, помада, кому что надо?

6 продавец. Булавки, иголки, стальные приколки!

За один пучок плати пятачок!

Все: - Тары-бары-растабары!

Расторгуем все товары!

(звучит русская плясовая дети с лотками обходят зал и ставят короба на прилавки)

Муз. руководитель: - В России с давних времён сложилась такая традиция- на ярмарке строили балаган для представлений. В них выступали силачи, танцоры, скоморохи и кукольники. А самый любимый кукольный персонаж у народа был Петрушка – непобедимый, неунывающий весельчак в красной рубахе и колпаке с кистью В своих представлениях Петрушка высмеивал глупость, жадность богачей, всегда всех побеждал, а людям это помогало верить в то, что несправедливость можно побороть. А вы хотите посмотреть представление Петрушки?

(на ширме под русскую народную мелодию «Светит месяц» появляется Петрушка.)

Петрушка. -Я Петрушка – веселая игрушка!

Ноги дубовые, кудри шелковые!

Сам хожу, брожу, шевелюсь,

Никого в мире не боюсь!

Подходите ближе, подходите и глаза свои протрите, довольны будете здорово, удовольствия – три короба! Подходите, подходите, посмешки наши посмотрите!

(под музыку на ширме появляется Купец)

Петрушка - А это кто к нам явился, такой важный и серьезный?

Купец - Я – купец, в торговых делах удалец!

Петрушка - А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец - Торговать!

Петрушка - Воровать?

Купец - Да не воровать, а торговать!

Петрушка - А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду.

Купец - Ладно, пировать, так пировать. А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь двести рублей.

Петрушка - Пять гвоздей? Сейчас принесу!

Купец - Да не гвоздей, а рублей!

Петрушка - Да не гонял я голубей!

Купец - Не смеши, Петрушка, людей.

Петрушка - Просишь меня, побей? С удовольствием! (петрушка берет палку, бьёт купца и приговаривает) Пей, купец, чай, Головой не качай,Над деньгами не трясись,

А с Петрушкою делись! (Купец убегает.)

Петрушка - Ой, что-то я устал. Потешьте меня, ребята! Спойте песню и сыграйте с усердием на музыкальных инструментах.

(Дети инсценируют русскую народную песню «Где был Иванушка»)

Петрушка – Молодцы, уважили Петрушку! А теперь я проверю, как вы знаете русские народные пословицы! Ведь пословица – душа и ум русского народа, в ней и к Родине любовь, и хвала труду и народная мудрость. Я скажу первые два слова пословицы, а вы продолжите!

- Лес рубят (щепки летят)

- Волков бояться….(в лес не ходить)

- Шила в мешке (не утаишь)

- Сделал дело (гуляй смело)

- Без труда….(не вынешь рыбку из пруда)

- Делу время…. (потехе час) Молодцы ребята!

(слышен топот лошадей)

Петрушка – А к нам на ярмарку гости пожаловали! Пошли посмотрим!

(дети в казачьих костюмах исполняют танец «Грушевские казаки» муз. В. Чернявского, остальные садятся на стулья)

Музрук. -ль: - Здравствуйте, вы кто такие будете?

1 казак: - Мы казаки удалые, из станицы Грушевской

Мои кони вороные а у Якова гнедой

2 казак: - Мы пришли к вам торговать

Надо нам коней продать!

Воспитатель: - Ну это надо посмотреть, что у вас за кони, да в деле их проверить. Что ребята проверим?

(игра «Весёлые скачки» муз. В Чернявского)

- Ох и резвые у вас кони, но пора им отдохнуть.

- Смотрите ребята, я лапоточки нашла, а чьи они отгадайте:

Ай-люли-люли-люли!

Наши детки в лес пошли,

Лыко собирали,

Да в корзинки клали.

А из лыка наперед

Лапти батюшка сплетет,

Чудо-лапоточки

Для …. (Маруси дочки) Конечно это Марусины лапти, она так спешила на ярмарку что потеряла их!

(дети исполняют хоровод на песню «Шла Маруся»в исп. шоу-группы «Улыбка»)

Воспитатель: (находит корзину с вертушками)

- Смотрите ребята корзина с вертушками, да здесь записка (читает) «спасибо, что нашли мои лапоточки, а эти вертушки вам в подарок. Маруся» (воспитатель раздаёт вертушки детям)

Муз. руководитель: - А давайте с ними поиграем! Спокойно вдохнём носом, а выдыхая подуем на вертушки (делают 2-3 раза в спокойном ритме) Ребята, скажите а какое настроение у вас когда вы дуете на них? (радостное хорошее, весёлое) (под русскую народную музыку «Кадриль» воспитатель вносит самовар)

Воспитатель: - А вот и Самовар Самоварыч, без него никак не обойтись. Он самый желанный гость на ярмарке! А кто из вас знает поговорки о чае?

дети: - Чай пьёшь – здоровье бережёшь.

- Пей чай беды не знай!

- С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет!

- Чай не пьёшь – где силу берешь?

- Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает!

Муз. руководитель: Повеселились очень дружно.

Подкрепиться всем вам нужно

Всех друзей на чай зовём Угощаем ароматным

Вкусным чаем с крендельком!

Солнце закатилось - Наша ярмарка закрылась!

Публикации по теме:

Мини-проект по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» На занятиях по развитию речи я знакомлю детей с различными художественными произведениями. Не для кого не секрет, чтобы добиться хорошего.

Перспективное планирование по ФЦКМ в старшей группе по программе Н. Вераксы «От рождения до школы» Формирование целостной картины мира Сентябрь № недели Тема. Цель. Источник. 1. Тема: «Мой детский сад» Цель: Учить целенаправленно овладевать.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Дикие животные
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Весёлая ярмарка» (старшая группа)
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 23:05
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....