Конспект интегрированного занятия, посвященного творчеству русского композитора П. И. Чайковского.

Ольга Шишкина
Конспект интегрированного занятия, посвященного творчеству русского композитора П. И. Чайковского.

Цель: Знакомить детей с творчеством русского композитора

П. И. Чайковского. Приобщать детей к русской народно – традиционной

и мировой музыкальной культуре.

1. Задачи по музыкальному воспитанию:

Слушание

Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные

произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления.

Продолжать учить детей различать и узнавать знакомые произведения,

называть любимые. Различать и называть танец /вальс/, марш, песню, учить

детей определять характер произведения.

Музыкально - ритмические движения

Закреплять умение детей выразительно и ритмично двигаться в соответ-

ствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами.

Пение

Учить детей петь выразительно, правильно передавая мелодию, закреп-

лять умение самостоятельно начинать и заканчивать песню.

Игра на музыкальных инструментах

Учить детей играть на различных музыкальных инструментах, точно пере-

давая ритмический рисунок, учить различать звуки по длительности / длин-

ные и короткие/. Развивать у детей слуховой контроль: умение вслушиваться

в свою игру и прислушиваться к игре товарища.

2. Задачи по развитию речи:

Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их.

Воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из опыта.

Словарная работа: Обогащение словаря: балет, симфонический оркестр.

Активизация словаря: композитор, вальс, марш.

Предварительная работа:

Музыкальное воспитание:

Прослушивание в сd и dvd дисках:

1. Музыкально-литературная композиции «Спящая красавица».

2. Композиции «Лебединое озеро». / просмотр слайдов. /

3. Произведений из детского альбома.

4. Знакомились с музыкой цикла «Времена года».

5. Посетили музыкальную школу с целью знакомства с музыкальными ин-

струментами, ансамблями.

6. Знакомились с пьесой «Камаринская» и подыгрывали на муз. инстр-тах.

7. Танцевали и импровизировали движения вальса.

8. Познакомились и разучили песню П. И. Чайковского.

Развитие речи:

1. Знакомились с биографией композитора.

2. Чтение рассказов: «Детство Чайковского» И. Кунин.

«Детский альбом» Г. Абромян.

3. Составление альбома о творчестве П. И. Чайковского.

4. Отображение детских впечатлений в рисунках.

5. Составление рассказов по произведениям П. И. Чайковского.

6. Рассматривание иллюстраций к произведениям.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: - Вы, наверное, помните, как начинается стихотворение А. Мая-

ковского «Что ни страница, то слон, то львица» «Открывай страницу дверь».

За этой дверью прячется что-то, пока еще вам неизвестное. Сейчас вы откроете ее – и попадете или в сказочное королевство, или на борт корабля, на котором поплывете в дальние моря и океаны, а может быть, вы попадете в сказочный мир музыки.

Полной тишины в том мире, куда вы сейчас попадете, никогда не бывает,

потому что там живут звуки, но только не простые, а музыкальные. А музы-

кальным звукам всякий посторонний шум очень и очень мешает. Если вы

подружитесь с ними, они придут к вам на праздник. Словом, они сделают вашу жизнь интереснее и веселее. Но иногда, в этом звучащем мире вам

нельзя будет ни петь, ни танцевать, вы будете только слушать. Слушать

музыку!

Итак: открываем дверь. Впрочем, постойте, а как же ее открыть, если

нельзя ни звонить, ни стучать? Очень просто: вот вам ключ. Вы, конечно, зна-

ете, что это ключ музыкальный, а многие знают, что он называется- скрипич-

ным. Сейчас он поможет открыть нам эту дверь. И пусть зазвучит музыка!

/звучит музыка/

Теперь смело открывайте дверь. Добро пожаловать в страну музыки!

/дети с воспитателем входят в музыкальный зал/.

Приглушенно звучит пьеса «Апрель» из «Времен года» П. И. Чайковского.

Муз. руководитель: - Дети, чей портрет вы видите здесь? /ответ детей/

- Почему мы украсили этот портрет? /ответ детей/

М. Р. : - Да, сегодня мы с вами празднуем день рождения великого русского

композитора, который родился очень давно /173 года назад/. Это - Петр

Ильич Чайковский.

Тихо, тихо мы присядем

Входит музыка в наш дом.

/дети тихо садятся/

М. Р. : - Сегодня мы будем говорить о творчестве П. И. Чайковского, слушать

его музыку, петь его песни и танцевать.

М. Р. : - Ребята, а какое сейчас время года? /весна/

- А месяц? /апрель/

- И П. И. Чайковский посвятил этому месяцу пьесу, которую так и назвал «Апрель». И сейчас вы ее слышали. Музыка апреля похожа на вальс.

Мелодия как-бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко, легко и хочется, то ли покружиться

в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

- Сегодня я принесла сюда ваш альбом, который вы делали, собирали, составляли к этому дню, чтобы вместе с вами вспомнить о русском компози-

торе Л. И. Чайковском. Пролистаем несколько страниц альбома.

/показывает 1 страницу: портрет/

Музыке он учился в Петербурге. Позже переехал в Москву, где учил будущих пианистов и композиторов, сочинял музыку.

- Ребята, а что вы знаете о детстве Л. И. Чайковского?

2 страница:

- А что вы видите здесь? /концертный зал/

Да, это концертный зал. В Москве, в центре города, есть зал и улица, которые

носят имя великого композитора, есть и город Чайковский.

3. Открываем следующую страницу альбома. Что здесь? /оркестр//

Дня не проходит, чтобы по радио или по телевидению не звучали произве-

дения П. И. Чайковского. Он сочинял и маленькие пьески и большие произ-

ведения, которые исполняли столько иного музыкантов. Вы видите симфо-

нический оркестр.

- Какие произведения П. И. Чайковского вы знаете, которые исполняет сим-

фонический оркестр?

4. Памятник композитору- 4 страница.

Давно нет П. И. Чайковского. Но память о нем жива. На его Родине в г. Воткинске, а теперь г. Чайковском есть памятник великому русскому компо-

зитору П. И. Чайковскому.

Воспитатаель: - Его музыка радует и волнует людей всего мира, она всегда искренна, всегда правдива. Дети слушайте музыку П. И. Чайковского, любите ее. Она сделает вас духовно богаче и чище.

М. Р. : - Сегодня мы будем слушать произведения из «Детского альбома»

Чайковского.

I. - Послушайте пьесу, которая вам уже знакома.

/звучит «Болезнь куклы»/

- Как она называется?

- Что изображает музыка?

- Какой у нее характер?

- А теперь другое произведение. - /звучит «Новая кукла»/

- Что изменилось в музыке?

- О чем рассказывает она?

- Правильно, нет жалобных интонаций, музыка светлая, радостная.

II. Чайковский проявлял глубокий интерес к жизни детей. Он подарил детям множество прекрасных мелодий. Петр Ильич не раз бывал в с. Камен-

ка, где жили его родные. Одному из племянников Володе, он посвятил дет-

ский альбом, но подарил его всем ребятам на свете. /показ альбома/.

Когда Петр Ильич приезжал в Каменку, что начнется веселье, игры, тан-

цы, даже спектакли. Именно здесь, в Каменке, была впервые поставлена сказка «Лебединое озеро» с музыкой и танцами.

- О чем рассказано в сказке?

- В балете у лебедей есть своя мелодия. Вот эта мелодия. /проигрывает/.

- А теперь прозвучит вальс из «Лебединого озера» /смотрим по dvd/.

- Дети, а какой характер у вальса?

М. Р. напоминает, что при исполнении танца-вальса движения должны быть

мягкими, плавными, кружения - неторопливыми, руки – нежными, ласковы-

ми.

/дети слушают «Наталия – вальс»/

При повторении музыки танцуют, берут ленты и импровизируют движения

вальса.

III. А сейчас мы проведем музыкальную викторину «Узнай музыку».

М. Р. берет три иллюстрации /воспитатель ставит/.

Сейчас вы услышите произведение. Послушайте внимательно и найдите

иллюстрацию, которая подходит к данной музыке.

1.»Марш деревянных солдатиков».

2. «Песня жаворонка».

- А теперь послушайте и назовите название произведения.

1. Определяют иллюстрацию.

2. Называют его.

IV. Петр Ильич много путешествовал, он бывал во Франции и Италии, в Америке и Германии, слушал там народные песни, запоминал их и записы -

вал.

- Послушайте «Немецкую песенку» .

Это песенка – танец. Она напоминает вальс. Его танцевали парами, кружась.

На сильную долю танцору сильно ударяли ногой об землю.

/исполняется «Немецкая песенка»/

1. Сколько в этой пьесе частей? (две).

2. А какие они? (громкая и тихая).

3. Повторяются ли части? (да, 1часть).

4. Этот танец – вальс. А как же он считается? (на 1,2,3).

Давайте прохлопаем в ладоши ритм танца: 1ч. – тихо, 2ч. – громко.

И еще раз, но теперь с музыкальными инструментами.

М. Р. : - А сейчас, давайте возьмем инструменты и подыграем целым оркестром, импровизируя.

Звучит «Камаринская» П. И. Чайковского.

1 ребенок: Концерт окончен,

Музыка затихла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас

Вновь я услышу

Сказочные звуки,

И будут долго, долго,

Еще звучать они для каждого из нас!

2 ребенок: И каждый день с волненьем будем ждать,

Когда откроем дверь в страну мелодий,

Ключом скрипичным отомкнем опять!

Дети исполняют песню «Осень» П. И. Чайковского.

М. Р. : - Наша встреча, посвященная творчеству П. И. Чайковского, заканчивается. Спасибо за то, что вы полюбили музыку Чайковского.

Публикации по теме:

Знакомство с композиторами. Петр Ильич Чайковский. Занятие с детьми средней и старшей группыЗнакомство с композиторами. Петр Ильич Чайковский. Занятие с детьми средней и старшей группы Домашняя работа в пед. колледже по музыке. Конспект занятия Тема: Петр Ильич Чайковский Программное содержание: развитие музыкального восприятия,.

Сказка в музыке А. К. Лядова «Кикимора» Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе. Гуторова Людмила Алексеевна, Игнатова Елена Петровна Тема: Сказка в музыке А. К.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия, посвященного творчеству русского композитора П. И. Чайковского.
Опубликовано: 26 марта 2013 в 15:05
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье».
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье». Цели: формировать у детей представления о зависимости здоровья от...