Конспект интегрированного занятия, посвященного творчеству русского композитора П. И. Чайковского.

Ольга Шишкина
Конспект интегрированного занятия, посвященного творчеству русского композитора П. И. Чайковского.

Цель: Знакомить детей с творчеством русского композитора

П. И. Чайковского. Приобщать детей к русской народно – традиционной

и мировой музыкальной культуре.

1. Задачи по музыкальному воспитанию:

Слушание

Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные

произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления.

Продолжать учить детей различать и узнавать знакомые произведения,

называть любимые. Различать и называть танец /вальс/, марш, песню, учить

детей определять характер произведения.

Музыкально - ритмические движения

Закреплять умение детей выразительно и ритмично двигаться в соответ-

ствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами.

Пение

Учить детей петь выразительно, правильно передавая мелодию, закреп-

лять умение самостоятельно начинать и заканчивать песню.

Игра на музыкальных инструментах

Учить детей играть на различных музыкальных инструментах, точно пере-

давая ритмический рисунок, учить различать звуки по длительности / длин-

ные и короткие/. Развивать у детей слуховой контроль: умение вслушиваться

в свою игру и прислушиваться к игре товарища.

2. Задачи по развитию речи:

Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их.

Воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить детей составлять небольшие рассказы из опыта.

Словарная работа: Обогащение словаря: балет, симфонический оркестр.

Активизация словаря: композитор, вальс, марш.

Предварительная работа:

Музыкальное воспитание:

Прослушивание в сd и dvd дисках:

1. Музыкально-литературная композиции «Спящая красавица».

2. Композиции «Лебединое озеро». / просмотр слайдов. /

3. Произведений из детского альбома.

4. Знакомились с музыкой цикла «Времена года».

5. Посетили музыкальную школу с целью знакомства с музыкальными ин-

струментами, ансамблями.

6. Знакомились с пьесой «Камаринская» и подыгрывали на муз. инстр-тах.

7. Танцевали и импровизировали движения вальса.

8. Познакомились и разучили песню П. И. Чайковского.

Развитие речи:

1. Знакомились с биографией композитора.

2. Чтение рассказов: «Детство Чайковского» И. Кунин.

«Детский альбом» Г. Абромян.

3. Составление альбома о творчестве П. И. Чайковского.

4. Отображение детских впечатлений в рисунках.

5. Составление рассказов по произведениям П. И. Чайковского.

6. Рассматривание иллюстраций к произведениям.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: - Вы, наверное, помните, как начинается стихотворение А. Мая-

ковского «Что ни страница, то слон, то львица» «Открывай страницу дверь».

За этой дверью прячется что-то, пока еще вам неизвестное. Сейчас вы откроете ее – и попадете или в сказочное королевство, или на борт корабля, на котором поплывете в дальние моря и океаны, а может быть, вы попадете в сказочный мир музыки.

Полной тишины в том мире, куда вы сейчас попадете, никогда не бывает,

потому что там живут звуки, но только не простые, а музыкальные. А музы-

кальным звукам всякий посторонний шум очень и очень мешает. Если вы

подружитесь с ними, они придут к вам на праздник. Словом, они сделают вашу жизнь интереснее и веселее. Но иногда, в этом звучащем мире вам

нельзя будет ни петь, ни танцевать, вы будете только слушать. Слушать

музыку!

Итак: открываем дверь. Впрочем, постойте, а как же ее открыть, если

нельзя ни звонить, ни стучать? Очень просто: вот вам ключ. Вы, конечно, зна-

ете, что это ключ музыкальный, а многие знают, что он называется- скрипич-

ным. Сейчас он поможет открыть нам эту дверь. И пусть зазвучит музыка!

/звучит музыка/

Теперь смело открывайте дверь. Добро пожаловать в страну музыки!

/дети с воспитателем входят в музыкальный зал/.

Приглушенно звучит пьеса «Апрель» из «Времен года» П. И. Чайковского.

Муз. руководитель: - Дети, чей портрет вы видите здесь? /ответ детей/

- Почему мы украсили этот портрет? /ответ детей/

М. Р. : - Да, сегодня мы с вами празднуем день рождения великого русского

композитора, который родился очень давно /173 года назад/. Это - Петр

Ильич Чайковский.

Тихо, тихо мы присядем

Входит музыка в наш дом.

/дети тихо садятся/

М. Р. : - Сегодня мы будем говорить о творчестве П. И. Чайковского, слушать

его музыку, петь его песни и танцевать.

М. Р. : - Ребята, а какое сейчас время года? /весна/

- А месяц? /апрель/

- И П. И. Чайковский посвятил этому месяцу пьесу, которую так и назвал «Апрель». И сейчас вы ее слышали. Музыка апреля похожа на вальс.

Мелодия как-бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко, легко и хочется, то ли покружиться

в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

- Сегодня я принесла сюда ваш альбом, который вы делали, собирали, составляли к этому дню, чтобы вместе с вами вспомнить о русском компози-

торе Л. И. Чайковском. Пролистаем несколько страниц альбома.

/показывает 1 страницу: портрет/

Музыке он учился в Петербурге. Позже переехал в Москву, где учил будущих пианистов и композиторов, сочинял музыку.

- Ребята, а что вы знаете о детстве Л. И. Чайковского?

2 страница:

- А что вы видите здесь? /концертный зал/

Да, это концертный зал. В Москве, в центре города, есть зал и улица, которые

носят имя великого композитора, есть и город Чайковский.

3. Открываем следующую страницу альбома. Что здесь? /оркестр//

Дня не проходит, чтобы по радио или по телевидению не звучали произве-

дения П. И. Чайковского. Он сочинял и маленькие пьески и большие произ-

ведения, которые исполняли столько иного музыкантов. Вы видите симфо-

нический оркестр.

- Какие произведения П. И. Чайковского вы знаете, которые исполняет сим-

фонический оркестр?

4. Памятник композитору- 4 страница.

Давно нет П. И. Чайковского. Но память о нем жива. На его Родине в г. Воткинске, а теперь г. Чайковском есть памятник великому русскому компо-

зитору П. И. Чайковскому.

Воспитатаель: - Его музыка радует и волнует людей всего мира, она всегда искренна, всегда правдива. Дети слушайте музыку П. И. Чайковского, любите ее. Она сделает вас духовно богаче и чище.

М. Р. : - Сегодня мы будем слушать произведения из «Детского альбома»

Чайковского.

I. - Послушайте пьесу, которая вам уже знакома.

/звучит «Болезнь куклы»/

- Как она называется?

- Что изображает музыка?

- Какой у нее характер?

- А теперь другое произведение. - /звучит «Новая кукла»/

- Что изменилось в музыке?

- О чем рассказывает она?

- Правильно, нет жалобных интонаций, музыка светлая, радостная.

II. Чайковский проявлял глубокий интерес к жизни детей. Он подарил детям множество прекрасных мелодий. Петр Ильич не раз бывал в с. Камен-

ка, где жили его родные. Одному из племянников Володе, он посвятил дет-

ский альбом, но подарил его всем ребятам на свете. /показ альбома/.

Когда Петр Ильич приезжал в Каменку, что начнется веселье, игры, тан-

цы, даже спектакли. Именно здесь, в Каменке, была впервые поставлена сказка «Лебединое озеро» с музыкой и танцами.

- О чем рассказано в сказке?

- В балете у лебедей есть своя мелодия. Вот эта мелодия. /проигрывает/.

- А теперь прозвучит вальс из «Лебединого озера» /смотрим по dvd/.

- Дети, а какой характер у вальса?

М. Р. напоминает, что при исполнении танца-вальса движения должны быть

мягкими, плавными, кружения - неторопливыми, руки – нежными, ласковы-

ми.

/дети слушают «Наталия – вальс»/

При повторении музыки танцуют, берут ленты и импровизируют движения

вальса.

III. А сейчас мы проведем музыкальную викторину «Узнай музыку».

М. Р. берет три иллюстрации /воспитатель ставит/.

Сейчас вы услышите произведение. Послушайте внимательно и найдите

иллюстрацию, которая подходит к данной музыке.

1.»Марш деревянных солдатиков».

2. «Песня жаворонка».

- А теперь послушайте и назовите название произведения.

1. Определяют иллюстрацию.

2. Называют его.

IV. Петр Ильич много путешествовал, он бывал во Франции и Италии, в Америке и Германии, слушал там народные песни, запоминал их и записы -

вал.

- Послушайте «Немецкую песенку» .

Это песенка – танец. Она напоминает вальс. Его танцевали парами, кружась.

На сильную долю танцору сильно ударяли ногой об землю.

/исполняется «Немецкая песенка»/

1. Сколько в этой пьесе частей? (две).

2. А какие они? (громкая и тихая).

3. Повторяются ли части? (да, 1часть).

4. Этот танец – вальс. А как же он считается? (на 1,2,3).

Давайте прохлопаем в ладоши ритм танца: 1ч. – тихо, 2ч. – громко.

И еще раз, но теперь с музыкальными инструментами.

М. Р. : - А сейчас, давайте возьмем инструменты и подыграем целым оркестром, импровизируя.

Звучит «Камаринская» П. И. Чайковского.

1 ребенок: Концерт окончен,

Музыка затихла.

Но так ли это?

Кажется, сейчас

Вновь я услышу

Сказочные звуки,

И будут долго, долго,

Еще звучать они для каждого из нас!

2 ребенок: И каждый день с волненьем будем ждать,

Когда откроем дверь в страну мелодий,

Ключом скрипичным отомкнем опять!

Дети исполняют песню «Осень» П. И. Чайковского.

М. Р. : - Наша встреча, посвященная творчеству П. И. Чайковского, заканчивается. Спасибо за то, что вы полюбили музыку Чайковского.

Публикации по теме:

Знакомство с композиторами. Петр Ильич Чайковский. Занятие с детьми средней и старшей группыЗнакомство с композиторами. Петр Ильич Чайковский. Занятие с детьми средней и старшей группы Домашняя работа в пед. колледже по музыке. Конспект занятия Тема: Петр Ильич Чайковский Программное содержание: развитие музыкального восприятия,.

Сказка в музыке А. К. Лядова «Кикимора» Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе. Гуторова Людмила Алексеевна, Игнатова Елена Петровна Тема: Сказка в музыке А. К.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия, посвященного творчеству русского композитора П. И. Чайковского.
Опубликовано: 26 марта 2013 в 15:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за пауком»
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за пауком" Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Задачи: Образовательные: расширять и...
Проектная деятельность в средней группе «Как нам техника помогает»
Тема: «Как нам техника помогает» Продолжительность проекта: 20. 11. – 24. 11. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: Воспитанники средней...
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...