Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия по изготовлению русской народной куклы своими руками

Наталья Касаткина
Конспект интегрированного занятия по изготовлению русской народной куклы своими руками

Задачами занятия являются :

- приобщить детей к народной культуре и традициям;

- заинтересовать детей в изготовлении кукол;

- обучить детей практическим навыкам работе с материалами;

- научить детей последовательному изготовлению куклы-кувадки;

- ознакомить и расширить представление детей об истории русской народной куклы.

- развивать словарь детей за счет слов Берестушка, Зернушка,Кувадка, оберег.

- воспитывать любовь к родной старине.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по изготовлению русской народной куклы своими руками» размещена в разделах

Формы проведения занятия :

часть занятия - теоретическая - объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов.

часть занятия - практическая работа детей

Оборудование и материалы:

-Образец куклы-кувадки (изготовленной педагогом ранее);

-Комплект тканей;

-Нитки;

-Шерстяная или хлопчатобумажная пряжа;

-Материалы для украшения (бусы, тесьма, лента и пр.) (по желанию);

-Ножницы.

Ход занятия

I. Организационный момент: приветствие.

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас!

Здравствуйте ребята.

II. Сообщение темы.

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой. (игрушки)

Молодцы, нам ребята прислала Василиса - мастерица, приглашение в гости, она приглашает нас к себе, чтоб рассказать в какие игрушки играли наши бабушки. Отправится туда, можно произнеся волшебные слова: покрутитесь, повертитесь

у Василисушки очутитес.

III. Теоретическая работа. Обсуждение истории куклы, её особенностей и предназначения по народным традициям.

Давным-давно, когда не было больших городов, дома строили из дерева, не летали самолеты, не было автомобилей, а вокруг росли большие и дремучие леса, жили – были мальчики и девочки, которые очень любили играть. И так как не было заводов и фабрик, которые делали игрушки для детей, взрослые, мальчики и девочки стали делать игрушки своими руками из различных материалов. (слайд 3)

Из дерева, из мочала, березовой бересты и особенно много игрушек – кукол из ткани. И в зависимости от того для чего предназначалась такая кукла, для игры, для праздника или для защиты от злой силы, им давали различные названия: (слайд 4)

Кубышка – Травница, Зернушка, Бокситогорская красавица, Веснянка, Колокольчик и многие другие. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Тряпичных кукол было много, но сегодня я хочу особенно рассказать об одной кукле, (слайд 5)

которая называется «Кувадка». Эта кукла – оберег. Считалось, что эта кукла оберегает, охраняет маленького ребенка от недобрых взглядов и злых духов и берет на себя все плохое. Куклу – оберег делали обязательно безликой, т. е. без лица, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. (слайд 6)

Делала такую куклу молодая мама или бабушка, и вывешивались они над колыбелью младенца. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх. Вырастая, ребенок играл с куклой : нянчил, кормил, укачивал. Подрастая, дети тоже начинали сами вертеть таких кукол. Куклы были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение. (слайд 7)

IV. Физкультминутка.

- Выходи честной народ, заводите хоровод.

Старинная русская народная игра «Горшки»

Цель:- познакомить детей с русско-народной игрой

- прививать интерес к русско-народным играм

-формировать умение детей действовать согласно правилам, соблюдать их.

Ход игры:

«горшки» садятся на корточки, хозяева встают за «горошками в кругу.

Выбранный считалкой водящий-«покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума, не продашь ли горшок?». «Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.

«Покупатель» : «Кум, (кума, не продашь ли горшок?»

«Хозяин» : «Купи, что дашь?»

«Покупатель» : «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»

«Хозяин» : «По рукам

После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.

V. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы-столбушки.

- А теперь давайте пройдем к столам и сделаем Кувадку своими руками.

- Давайте ребята еще раз рассмотрим куклу.

- Из какого материала выполняется кукла?

- Из каких деталей она состоит?

- С помощью чего детали соединены между собой?

- Кувадка – кукла, сделанная без шитья иголкой, она ни в каком случае не могла повредить ребенку, когда тот с ней играл.

-Для изготовления Кувадки необходимы два прямоугольных (разных размеров) лоскута ткани и нитки.

- Возьмем сначала лоскут ткани меньшего размера и скатаем трубочку. Нитью стягиваем с обеих сторон трубочки, отступив небольшое расстояние от краев. Так мы выделили ладони.

- Теперь из лоскута ткани большего размера и будем скручивать к середине по длинным сторонам с двух сторон.

- Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими плотными витками нитью. Так мы выделяем линию головы.

- Дальше трубочку – руки укладываем между концами нашей скрутки до упора и завязываем под руками нитью. Для закрепления сделаем несколько витков.

- Теперь нижнюю часть первой скрутки слегка расправим в пышное платье. Вот и готова наша кукла – Кувадка.

- Такую куклу, сделанную своими руками, можно кому – нибудь подарить или играть самому. Ребята, вам понравилось делать куклы?

VI. Анализ и оценка занятия.

Можно провести мини-выставку готовых кукол. Обучающиеся анализируют и оценивают все работы. Учитывая творчество, аккуратность, эстетичность, правильность подбора тканей.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_ipjs1.pptx | 3529,87 Кб
 
Публикации по теме:

Проект «Куклы»Проект «Куклы» Хочется поделиться тем, как проходил проект " Куклы" в нашей группе. Цель проекта: приобщить детей к русской культуре, развивать ретроспективный.

Проектная деятельность в подготовительной группе. «Русская народная кукла»Проектная деятельность в подготовительной группе. «Русская народная кукла» Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь нашим деткам на примере народной игрушки расширить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по изготовлению русской народной куклы своими руками
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 20:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД