Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Русская матрешка»

Юлия Шпунтова
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Русская матрешка»

Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы «Русская Матрешка»

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Форма: интегрированное занятие.

Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет) .

Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками.

Задачи:

Публикация «Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы „Русская матрешка“» размещена в разделах

1. Образовательные:

- познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов-Майданской матрёшек

2. Развивающие:

- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память;

3. Воспитательные:

- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

- Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.

- Воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество

Словарь и формируемые понятия: использовать в речи определение «Семеновская, Вятская, Полхов-Майдановская Матрешка». Обогащать словарь детей словами: сувенир, роспись, орнамент.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение художественной литературы о народных промыслах России.

Ход занятия.

- Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

- Дети: Здравствуйте

- Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам поговорить о символе добра и благополучия каждой семьи. Но для начала давайте отгадаем загадку:

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью - во второй найдёшь.

Их друг за дружкой, разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех - малютка, крошка.

Всё вместе - сувенир …

- Дети: Матрёшка.

- Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о матрёшке. Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка?

- Воспитатель: Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Русские умельцы заготавливали древесину для изготовления сувениров в начале весны. После вытачивается туловище и голова самой большой фигурки, которые обрабатывается изнутри и снаружи. Потом изготавливается самая маленькая, неделимая, фигурка. По ней вытачиваются остальные, по увеличению.

Затем заготовку шлифуют для того, чтобы она была гладкой, и на неё можно было нанести краску.

После этого мастер готовит краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрёшку.

Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру.

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд)

Топают матрёшки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрёшки расписные.

В сарафанах ваших пёстрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки.

- Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, матрёшки все одинаковы?

- Дети: ответы детей.

- Воспитатель: Матрёшки бывают разные. Самыми популярными считаются Полхов-Майдановские и Семёновские матрёшки.

Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Голова у Полхов - Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «шиповник», «большая роза» и другие.

- Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Какие узоры есть на этой матрёшке?

- Дети: шиповник, яблоко.

- Воспитатель: Верно. Семёновскую матрёшку украшает большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном жёлтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще жёлтым цветом.

Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек. Этот вид матрёшечного мастерства можно смело назвать самым сложным по части производства, ведь кроме самой росписи используется украшение ржаной соломкой. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Её милое приветливое личико завораживает и притягивает.

Кроме того матрешки бывают авторскими, не похожими на какую-то роспись.

- Воспитатель: Ребята, к нам пришла матрёшка, а мастер успел нарисовать только контуры и лицо. Что мы можем сделать для неё?

- Дети: Мы можем её украсить.

- Воспитатель: Верно. Я предлагаю вам, сделать свою Полхов-Майдановскую матрёшку. - Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

- Воспитатель: Очень яркие, весёлые матрёшки получились у нас! Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке.

- Дети: Ответы.

Список используемой литературы:

Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Князева О. Л., Миханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Косарева В. Н. «Народная культура и традиции»

Бударина Т. А. «знакомство детей с русским народным творчеством»

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии «Русская матрешка» с детьми 2–3 летФотоотчет о занятии «Русская матрешка» с детьми 2–3 лет Уважаемые коллеги, представляю вам фотоотчет с малышами младшей группы в "Русской избе" по теме "Русская матрешка". Не смотрите на дату.

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Вот какая русская матрешка!» Цель: Знакомство дошкольников с игрушкой – Матрёшкой, ознакомление с историей возникновения, появления её на Руси. Включение детей в художественную.

Конспект интегрированного занятия на тему «Русская матрешка» в подготовительной группе Цель:- приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного.

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы «Русская матрёшка»Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы «Русская матрёшка» Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема: «Русская матрёшка». Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы «Русская матрешка» «Русская матрёшка» Вид деятельности: познавательная деятельность. Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой матрёшкой. Задачи:.

Конспект занятия «Русская матрешка» Конспект занятия «Русская матрешка» для детей первой младшей группы Цель: Формирование представления о народной игре, игрушек, забав.

Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Русская матрешка» Образовательные области. Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие.

План-конспект комплексного занятия «Русская матрешка» План – конспект комплексного занятия во второй младшей группе. Тема: «Русская матрешка». Образовательная область: познавательное развитие.

План — Конспект комплексного занятия на тему: «Русская матрешка». Муниципальное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 209 ПЛАН - КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ на тему: «Русская.

План-конспект занятия по изодеятельности в подготовительной к школе группе «Русская матрешка» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Русская матрешка»
Опубликовано: 21 января 2016 в 20:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД