Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет)

Ирина Екимова
Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет)

«Русская народная игрушка - Матрешка»

Цели:

- Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения знаний о русской народной игрушке Матрешке –

символе русского народного искусства.

Программные задачи:

Образовательные:

- Обобщить и закрепить знания детей об истории возникновения, видах и особенностях росписи русской деревянной куклы - Матрешки, народных игрушках.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Русская народная игрушка-Матрешка“ (разновозрастная группа от 5 до 7 лет)» размещена в разделах

- Расширить кругозор детей об игрушке, как образе материнства, семьи.

- Закрепить понятия: «ярмарка», «сувенир», «символ».

- Закрепить разные виды матрешек : Семеновская, Загорская, Полхов – Майданская, Вятская.

Развивающие:

- Развивать любовь к русской народной музыке и танцу, декоративно – прикладному искусству.

- Развивать связную речь, обогащать активный словарь детей по теме.

- Развивать интерес к историческому прошлому и культуре народов России.

- Развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного.

Воспитательные:

- Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

- Воспитывать любовь к народным игрушкам, народному искусству.

- Воспитывать гордость за русский народ, любовь к Родине.

Коррекционные:

- Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, полными ответами, выразительно читать стихи.

Предварительная работа: Создание в группе условий для осуществления совместной деятельности по теме «Русская матрешка», беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров, игры с народными игрушками, рассматривание народных игрушек, чтение произведений, стихов, загадок о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку, разучивание танца «Матрешки», рассматривание платков с разным узором, русских народных костюмов, разных видов матрешек : Семеновская, Загорская, Полхов – Майданская, Вятская, изготовление матрешек из соленого теста. Приобщение родителей в оформлении выставки «Эта русская матрешка».

Материал:

- ТСО для просмотра презентации «История возникновения матрешки».

- Аудиозапись русской народной песни «Русская матрешка», «Карусель».

- Русские народные игрушки (дымковские, матрешки, каргопольские, тряпичные куклы и др.).

- Иллюстрации с изображением разных видов матрешек.

- Платки с разным узором.

- Русские костюмы.

- Дидактическая игра «Собери матрешку».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Сегодня я приглашаю вас на ярмарку народных игрушек!

(Слайд презентации № 1)

- «Внимание, внимание, внимание!

Открывается весёлое гуляние!

Веселись, честной народ, в гости Ярмарка идёт!

Народ собирается – Ярмарка начинается!»

Воспитатель: Ребята, а что такое ярмарка?

(ответы детей)

Дети: - Ярмарка - это место, куда люди приносят товары на продажу, сделанные своими руками. Это посуда, игрушки, вещи, продукты. Еще на ярмарке устраивали представления с песнями, танцами, играми, развлечениями.

(Звучит русская народная мелодия, открывается занавес).

Воспитатель:- «Эй, девчушки-хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Подходите, подходите

На игрушки посмотрите

Все игрушки хороши

Полюбуйтесь от души!».

(дети рассматривают игрушки).

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам все знакомы. Назовите их.

(Слайд презентации № 2).

Дети: Матрешки, дымковские игрушки, тряпичные куклы и др.

Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?

Дети: Эти игрушки яркие, красивые, веселые.

Воспитатель: А как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?

Дети: Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала : что было под рукой, из того и мастерили- лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток и травы, делали из ткани.

Дидактическое упражнение «Что из чего сделано?»

(Составление предложений по образцу).

Воспитатель: Игрушки сделаны из разного материала.

Дымковская игрушка сделана из глины, значит она …

Эта кукла сделана из ткани, значит она.

Эта игрушка сделана из стекла, значит она.

Эта игрушка сделана из дерева, значит она.

Эта игрушка сделана из металла, значит она …

Эта игрушка сделана из соломы, значит она…

Воспитатель: А здесь, народная игрушка платком цветастым накрыта. Что это за игрушка угадайте, только загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Ребенок: «Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …

Дети: Матрешка (дети садятся на стульчики).

(Слайд презентации № 3).

Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Полюбуйтесь красавицами матрешками. Расскажите, что вы знаете о них.

(Ответы детей).

(Слайд презентации № 4, 5, 6, 7, 8, 9).

- Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разбирается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки. Вначале делается самая маленькая, затем больше, больше и доходят до самой большой. За тем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются гуашью. И в конце матрешку покрывают лаком 3 раза, чтобы краска крепче держалась, и чтобы матрёшка блестела.

Воспитатель: А из каких пород древесины изготавливают матрешку?

Дети: Из лиственных деревьев: береза, осина, липа. Их спиливают ранней весной, сушат 2 – 3 года и только потом распиливают на чурочки, из которых будут вытачивать заготовки матрешек.

(Слайд презентации № 10).

Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте немного отдохнем.

Русская подвижная игра «Гори, гори, ясно…»(дети садятся).

Воспитатель: Ребята, скажите, почему считают, что у матрешки два отца и ни одной матери? Кто эти отцы?

(ответы детей).

(Слайд презентации № 11).

Дети:- Первый отец – токарь – игрушечник Василий Звездочкин. Он выточил первую матрешку, а второй – художник Сергей Малютин, он ее расписал.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему деревянную игрушку назвали «матрешкой», а не каким – то другим именем?

(ответы детей).

(Слайд презентации № 12).

Дети: - Художник расписал куклу по образу милой крестьянской девочки, которую звали Матрена. Это имя было очень распространенно в то время. Вот и прозвали куклу Матрешкой.

Воспитатель:- Во что одета матрешка? И почему у нее не видно ног?

Дети: - Раньше русские женщины носили длинные рубахи, сарафаны, поэтому у матрешке не видно ног, платок на голове, передник, украшенный цветами и узорами.

(Слайд презентации № 13).

Воспитатель: - Правильно, матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. Расписной крестьянский сарафан, рубаха, передник. А каких матрешек вы знаете?

(ответы детей).

Дети: Семеновская, Загорская, Полхов - Майданская, Вятская.

Воспитатель: Скажите, а чем отличаются матрешки друг от друга?

(ответы детей).

Дети: Формой, цветом, росписью, в зависимости от той местности, где сделали матрешку.

Воспитатель: У меня есть матрешки, но они все перепутались. Помогите мне их собрать.

Дидактическая игра «Собери матрешку».

Воспитатель: Молодцы, быстро справились, а вот вам еще задание.

(Слайд презентации № 14).

Ритмическая игра «Матрешки».

Ребенок: «Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам идут Матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные!».

(Слайд презентации № 15).

Дети: 1-й ребенок: Сергиево-Посадская матрешка.

Я – Загорская матрешка

Всех на свете краше!

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

(Слайд презентации № 16).

2 – й ребенок: Семеновская матрешка.

Из города Семенова

Я в гости к вам пришла,

Букет цветов садовых

В подарок принесла.

(Слайд презентации № 17).

3-й ребенок: Полхов - Майданская матрешка.

Я – матрешка из Майдана.

Могу стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными :

Спелыми и красными.

(Слайд презентации № 18).

4-й ребенок: Вятская матрешка.

Наши губки бантиком,

Да щечки будто яблочки,

С нами издавна знаком,

Весь народ на ярмарке.

Я матрешка вятская

Всех на свете краше я.

Расписные, яркие сарафаны наши.

Ребенок: А ну, матрешки, выходите, танец нам свой покажите.

Танец «Матрешки».

(Слайд презентации № 19).

Воспитатель: Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране, она стала традиционным русским сувениром. Что такое сувенир?

Дети: Сувенир - это подарок на память.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что Денис выучил стихотворение про матрешку, хотите послушать?

(ребенок читает стихотворение)

«Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

Игрушка – кукла расписная,

А как назвать ее, не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрешкою назвал.

С тех пор живет Матрешка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радуется мир.»

Ребенок:- Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек, как память о нашей стране.

«Ой, ты, барышня-матрёшка,

Разноцветная одёжка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир!».

Воспитатель:Скажите, у кого из вас дома есть кукла матрешка (ответы детей).

Да, ребята, практически в каждом доме найдется наша русская красавица. Сегодня мы еще раз поговорили о русской народной игрушке – Матрешке, вспомнили историю возникновения игрушки, виды матрешек. Читали стихи, танцевали, играли, а вот про веселую карусель – то забыли.

Музыкальная игра «Веселая карусель».

Воспитатель:На ярмарке принято было гостям подарки дарить. Вот и наши дети, гости дорогие, приготовили для вас подарок, они сделали матрешку из соленого теста, расписали ее, сделали свою авторскую работу, которую и хотят подарить вам на память, как сувенир.

(дети раздают подарки).

- А какая ярмарка без сладостей? Вот и я хочу вас угостить леденцами на палочке.

Заключение: «Вот и солнце закатилось –

Наша Ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам,

Рады мы гостям!».

Звучит музыка, дети прощаются с гостями и уходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект занятия «Народная игрушка» Юлия Лебедева Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект- занятия на тему : «Народная игрушка».

Конспект занятия «Русская матрешка» Цель:Продолжать знакомить детей с самой известной русской матрешкой. Развивать в игровой форме простые действия с предметами. Обогащать.

Календарное планирование «Осень», по теме «Игрушки. Русская народная игрушка», подготовительная группа (ТНР) Игрушки. Русская народная игрушка. О цель: Уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Игрушки»: обогащение словарного.

Конспект занятия для детей средней группы по приобщению к народной культуре «Что хранится в сундуке. Народная игрушка матрешка» Что хранится в сундуке. Народная игрушка матрешка. Конспект занятия для детей средней группы. Разработала: воспитатель Токарева Т. Н. МАДОУ.

Конспект занятия НОД. Русская народная сказка «Маша и медведь»Конспект занятия НОД. Русская народная сказка «Маша и медведь» Конспект занятия НОД Ознакомление дошкольников с литературой и фольклором, вторая младшая группа. Русская народная сказка «Маша и медведь».

Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Русская народная игрушка»Конспект занятия по художественному творчеству для детей средней группы с ЗПР «Русская народная игрушка» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация». Цель: Познакомить детей с предметом народно.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет.Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Русская народная сказка «Колобок» (средняя группа) Автор: Жили-были старик со старухой. (Выходят садятся на лавочку) Дед: Бабка, испеки, ты нам, колобок. Бабка: Из чего я испеку, муки-то.

Сценарий утренника к 8 Марта «Русская ярмарка» (разновозрастная группа)Сценарий утренника к 8 Марта «Русская ярмарка» (разновозрастная группа) РУССКАЯ ЯРМАРКА (сценарий утренника 8 Марта) Дети под музыку заходят в зал. Вед. 1: Если снег повсюду тает, День становится длиннее Если.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет)
Опубликовано: 4 января 2017 в 18:11
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД