МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия «В гостях у Хозяюшки»

Марина Ряховская
Конспект интегрированного занятия «В гостях у Хозяюшки»

Задачи:

конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы, закреплять знание правил гостеприимства, продолжать знакомить с народным творчеством, пословицами, поговорками, с некоторыми видами народно-прикладного искусства; учить с помощью нетрадиционной техники пластинографии отражать характерные особенности в оформлении матрешки; обогащать речь детей пословицами и поговорками;

развивать речь детей, воображение, фантазию, активизировать в речи детей вежливые слова, приобщать к культуре наших предков;

воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров, приобщать к истокам русской народной культуры.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „В гостях у Хозяюшки“» размещена в разделах

Предварительная работа: разучивание русских народных хороводов, пословиц о труде, о доме, загадок.

Оборудование: макет русской печи, предметы обихода, помогающие воссоздать интерьер русской избы.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, в каком городе мы живем? (ответы детей). Молодцы, правильно, а какие дома в нашем городе? (ответы детей) Как назывался наш город в давние времена? (ответы детей) Аня расскажет нам, как был построен город. Ребенок читает стихотворение:

Посреди лесов дубовых

Был построен неспроста

Он по царскому указу

В стародавние года.

Воспитатель. Из чего строили раньше дома? (ответы детей). Правильно. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. И все-то в доме было сделано из дерева: и потолок, и стены, и мебель, и посуда, поэтому Русь стали называть деревянной. Лера нам сейчас об этом расскажет. Ребенок читает стихотворение. :

Русь деревянная - края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель. А кто скажет, как называли дом в давние времена? (ответы детей). Правильно, изба. Как вы думаете, почему люди сложили такую поговорку:

Дом построить, не шапку наголову одеть, (ответы детей). Да, красивый, прочный дом построить трудно, строили его не один день. Воспитатель. А вы хотите посмотреть, как жили люди в давние времена? Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Посмотрите, к нам пришла посылка. Здесь есть письмо. Нас приглашает в гости Хозяюшка. Как же мы туда доберемся? Здесь есть клубочек, он нас и доведет.

Исполняется хоровод «Уж я улком шла, переулком шла». Воспитатель. Посмотрите, клубочек привел нас прямо к избе. Посмотрите, нас встречает хозяюшка.

Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие, проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях - «Для дорогого гостя и ворота настежь».

Дети по очереди проходят в избу, кланяясь, как положено, и отвечают на приветствие хозяйки : «Хозяюшка, помогай Вам Бог. Хлеб да соль». Хозяюшка. Ах! В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу!

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, как обставлена изба. Дети осматривают предметы быта.

Хозяюшка. В старину темными зимними вечерами_собирались люди в большой избе, чтобы себя показать и на других посмотреть, посоревноваться в умении. Такие вечера назывались посиделками. На посиделки обязательно приходили с работой: пряли, вязали, вышивали.

Воспитатель. Ребята. Осмотрите «избу» и найдите предметы, которые могли бы быть сделаны на посиделках.

Дети находят вязанные, вышитые и плетеные предметы.

Воспитатель. Русский народ издавна славился своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы:

Дети: 1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2. Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

3. Рабочие руки не знают скуки.

Воспитатель. А сколько народных мастеров было на Руси! В нашем городе Козлове делали кувшины из глины. В другом городе из обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку.

Хозяюшка. А о каком предмете я вам загадаю загадку:

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком, (ответы детей).

Молодцы, вы правильно отгадали загадку - это расческа, а в старину этот предмет назывался гребнем. (показывает гребень).

Хозяюшка. В старину русский народ славился не только трудолюбием, но и воспитанностью. А вы знаете вежливые слова? Хорошо, давайте проверим. Проводиться игра. Дети называют вежливое слово и переворачивают часть картинки, таким образом, на фланелеграфе появляется матрешка.

Хозяюшка. Присаживайтесь гости дорогие на скамьи дубовые, мальчики садятся ближе к красному углу, а девочки ближе к печке. Вы устали с дороги, отдохните немного, а я для вас угощенье приготовлю.

Воспитатель. Ребята, пока Хозяюшка готовит нам угощение мы приготовим ей подарок. Отгадайте какой.

Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (ответы детей).

Правильно это матрешка. Вот она. (показывает матрешку) Конечно, это всем нам знакомая игрушка-матрешка. Матрешку делают из дерева. Таким деревом была и остается липа. Посмотрите, у меня в сундучке прячутся разные матрешки, (выставляет разные виды матрешек).

У каждого из мастеров, сделавших этих матрешек свой стиль, свой подбор цвета, но, не смотря на это все матрешки похожи. Посмотрите внимательно и ответьте, чем они похожи?

(ответы детей)

Воспитатель. Правильно. А еще матрешки куклы веселые, жизнерадостные. Посмотришь на их лица и настроение сразу поднимается. Давайте мы с вами сделаем матрешек и подарим их Хозяюшке.

Дети делают матрешек методом пластинографии. Воспитатель. Замечательные получились у вас матрешки. Матрешкам так понравилось, как вы увлеченно работали, что они ожили.

Дети исполняют танец матрешек. Воспитатель. Наши дети не только умеют работать, но и петь песни.

Дети исполняют песню «Во кузнице».

Хозяюшка. Спасибо вам гости дорогие за подарки и за веселье. А теперь прошу всех к столу. Мальчики садятся ближе красному углу, а девочки ближе к печи. А вы знаете, как вести себя за столом? (ответы детей).

Хозяюшка. Правильно, молодцы ребята. А еще если за столом роняли кусочек хлеба, то, поднимая его, просили прощение и целовали, потому, что хлеб достается людям очень трудно.

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Пятьдесят пирогов.

Хозяйку потешьте-

Пирогов моих поешьте!

Ребенок читает: Не красна изба углами, а красна пирогами.

Воспитатель. Спасибо Хозяюшка за гостеприимство. Нам очень понравилось убранство Вашей избы.

Ребенок читает стихотворение.

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа.

Воспитатель. Нам пора возвращаться, но вот беда дорогу назад мы не знаем. Хозяюшка. Возьмите волшебный клубочек он приведет вас в детский сад.

Дети вместе с воспитателем благодарят хозяйку :

Спасибо Вам, Хозяюшка!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Все кланяются и под музыку уходят.

Публикации по теме:

Хотмыжская осень.Хотмыжская осень. Каждый год в сентябре в селе Хотмыжск Борисовского района Белгородской области проходит международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская.

Игра весеннего — «обманного» периода, когда все в природе неустойчиво. Образ «Маромы» — образ Весны-Шутихи. "Марома" Цель: учить соединять интонирование голосом с выразительной жестикуляцией, умению вести диалог. Развивать умение обыгрывать персонажи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «В гостях у Хозяюшки»
Опубликовано: 24 января 2012 в 10:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД