Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. «Береза — символ России»

Светлана Илюхина
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. «Береза — символ России»

Программное содержание:

• Закрепить знания детей о нетрадиционном символе России – березе.

• Продолжать знакомить с ценными свойствами березы и их использованием в народных промыслах, медицине и косметике.

• Формировать любовь к Родине через познание родной природы, чувство причастности к великому русскому народу; поддерживать интерес к истории России, национальной гордости.

• Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, радоваться результатам коллективного труда. Закладывать основы созидательного отношения к природе.

Восп - ль: Здравствуйте, гости!

Здравствуйте, друзья!

В день весенний рада

Вас увидеть я!

- Сегодня необычный день – мы идем в музей. Многие из вас уже умеют читать, может кто-нибудь сумеет прочесть название музея (Музей «Чудо-дерево»).

- Отгадайте загадку и вы узнаете какому именно дереву посвящена экспозиция музея.

«Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей» (БЕРЕЗА).

- Вы правы – это береза. Оказывается ещё в давние времена русский народ любил и почитал это дерево и даже специальный праздник придумали: день Рождения Берёзы – 11 апреля. Ни в одной стране мира нет столько берёз, как в России. Любит наш народ зелёную красавицу за красоту и нежность. В старину берёзку часто рядили в девичий наряд: надевали кофту, юбку или сарафан, на голову – платок, и называли такое дерево «Девичья краса».

- Посмотрите, какая русская красавица в красивом сарафане встречает нас у входа в музей. Настоящая Алёнушка из сказки.

- Я приглашаю вас пройти в первый зал.

Обратите внимание какие замечательные картины здесь размещены. И если внимательно их рассмотреть, то вы заметите, что на всех картинах есть что-то общее. Что же это? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

- Да, мы на всех картинах видим белоствольную красавицу, только в разные времена года.

- Какая картина тебе больше нравится?

- Какое на ней время года?

- Почему?

- А тебе?

- Ты что думаешь?

- А я даже растерялась. Мне берёзка в любое время года нравится.

Любуешься на тонкие ветки березки весной и будто слышишь звонкую капель – всё кажется вокруг знакомым и родным.

Смотришь на березовую рощу в летний день, на тихие и молчаливые берёзки и ощущаешь красоту своей Родины.

А белоствольные берёзки в ярком осеннем убранстве не могут оставить равнодушным никого.

А как красива березка зимой – хрустальная красавица из сказочной страны.

- Помните и мы с вами спорили в какое время года она краше всего, когда делали веточки из бисера. Диане нравилось лето, Кристине – зима, Никите – весна, Даше – осень. Вот и получилось у нас настоящее чудо-дерево, где переплелись все 4 времени года.

- Пожалуй, нет больше ни одного дерева в России, которому бы так повезло и в живописи, и в музыке, и в поэзии. Кто из вас хочет сейчас рассказать стихотворение о зеленой красавице?

(ЧТЕНИЕ 3-4 СТИХОТВОРЕНИЙ).

- Давайте немножко поиграем (физкультминутка):

«Весенняя березка».

Березка в белом сарафане (Дети ритмично ходят дробным шагом).

Весною водит хоровод.

Звенит сережками так нежно (Покачивают головой).

И птичек в гости всех зовет. (Взмахивают руками).

Раскроет свои руки-ветки, (Разводят руки в стороны).

Опустит ветки-пальцы вниз, (Сводят руки к центру вниз).

Подставит солнышку листочки, (Покачивают руками вверху).

Чтоб лучик на ветвях повис.

- Давайте заглянем в следующий зал. А ведь берёза любима не только за красоту. Это дерево называют деревом 4-х угодий или 4-х дел. Что это за угодья?

согревать

больных исцелять

людям колодец

от тьмы свет

В этом зале находятся все 4 угодья. Приглядитесь: вот березовые поленья – для чего они?

А вот лучина. Зачем она нужна была людям?

А здесь что? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

- Верно, это всё, что помогает быть человеку здоровым. С веником попариться в бане; сбор для чая, укрепляющего здоровье. Мы с вами тоже пробовали такой чай. А это дёготь – и от раны спасёт, и колесо у телеги скрипеть перестанет. А какая есть пословица про деготь : «Ложка дёгтя в бочке мёда». И мыло здесь, и бальзам для зубов. Не дерево, а целая аптека.

Исцеляют сок и почки,

И лист, и дёготь бересты.

От любой болезни точно

Отыщешь в ней лекарство ты.

- А вы знаете, что берёзку называют деревом, у которого две коры. Почему?

Для чего дереву чечевички? А как ещё называют кору берёзы? (Береста). Береста – материал прочный: не промокает, не гниёт. Поэтому изготавливали из неё различные изделия. Что можно сделать из бересты?

Береста пригодна в деле:

Плели корзинки и ковры,

Туеса и туфли смело

(Кто в чем нуждался) – всё могли.

Из берёзы – поварешки,

Телеги, сани, портсигар,

Топорища, оси, ложки.

Береза – людям божий дар.

А какими узорами украшали изделия! Тончайшие, красивые, которые можно сравнить разве что с кружевом.

И до сих пор люди пользуются изделиями из бересты и древесины березы. делают мебель, игрушки, украшения, массажёры и многое другое.

А почему говорят, что берёза – людям колодец? Разве может быть дерево колодцем? (ответы детей).

А кто из вас пробовал хоть раз березовый сок? Хотите попробовать? … Вкусный, но собирать его надо с умом, чтобы не погубить дерево, обязательно заделывать после себя надрез.

Восп. : Давайте пройдем в следующий зал.

- Что вы здесь видите?

- Флаг какой страны? Сколько цветов у флага? Что они означают?

- Кто изображен на гербе России? Что необычного у этого орла? Зачем ему две головы?

- Мне непонятно, музей посвящен берёзе, а при чем здесь флаг и герб России? (ответы)

Воспитатель. Верно: есть официальные символы страны – флаг, гимн, герб. А есть и неофициальные. Если спросить у человека, который живет в другой стране, что он представляет при слове «Россия», многие ответят – снег, медведи, ромашки и березы. Вот поэтому-то березка и является неофициальным символом России.

Благодатная береза –

России символ, красоты,

Неподвластная невзгодам

Ты кладезь сил и доброты.

Работники музея попросили, чтобы мы на память нарисовали им березу. Но ни бумаги, ни карандашей нам не оставили. Что же делать, где мы можем нарисовать? А чем?

Попробуйте нарисовать, выложить из веточек или камушков. Можно творить вместе с кем-то или одному. Кому как удобно. (Работа детей).

- Как красиво у вас получилось, настоящая березовая роща. А я хочу пригласить вас всех в наш уголок леса, там нас ждёт сюрприз.

- Мы приготовили для вас саженцы берёзы. Как говорят: в жизни каждый человек должен построить дом, вырастить ребенка, посадить дерево. Многие ваши родители уже имеют дом, растят вас, но не все ещё успели посадить дерево. Сегодня такой замечательный день, когда вы можете помочь своим родителям и посадить дерево.

- Скажите, что есть у саженца (корни, ствол, ветки). Какие условия нужны растению для роста?

- Родители нам помогли, уже приготовили ямки для посадки. Аккуратно опускаем деревце – саженец, чтобы не повредить корни. (Один держит ствол прямо, а 2-3 ребенка засыпают корни землей). Землю нужно утрамбовать. Наши березки ещё маленькие, чтобы их не сломал ветер, мы привяжем их к специальным колышкам. Осталось что сделать? (Полить).

Восп-ль. Посаженные вами деревца станут отличным подарком не только вашим родителям и детскому саду, но и нашей Родине.

Послушайте, пожалуйста, что хочет сказать вам Арсений:

«Как пришла в сады цветущая весна,

Посадили мы березку у окна.

Стали, стали мы березку поливать.

Стали песенку такую напевать.

Стали землю мы родную восхвалять».

Становись-ка народ в наш веселый хоровод.

Дети исполняют русскую народную хороводную песню «Земелюшка-чернозём».

Восп-ль. Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Нам осталось лишь проститься с гостями.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Мы разные» по образовательным областям социализация, познание, музыкаКонспект интегрированного занятия «Мы разные» по образовательным областям социализация, познание, музыка .

Русская березка. Литературно-игровой вечер в детском садуРусская березка. Литературно-игровой вечер в детском саду Русская березка Литературно - игровой вечер для подготовительной группы детского сада. Это развлечение можно провести летом на участке.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. «Береза — символ России»
Опубликовано: 7 ноября 2012 в 21:05
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...