Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Знакомство с русской матрёшкой»

Галина Григоренко
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Знакомство с русской матрёшкой»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»

Задачи: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Закрепить представления о матрешке.

Учить сравнивать между собой изделия народных мастеров (Семеновские, Загорские, Полхов – Майданские матрешки, находить сходство и различия, самостоятельно применять изобразительные навыки и умения на объемном изображении матрешки.

Воспитывать эстетическое отношение к предметам народного творчества, уважение к труду народных умельцев.

Предварительная работа: знакомство детей с народной куклой изготовленной из разных материалов (глины, соломы, ниток и т. д). Рассказ воспитателя о матрёшке.

Оборудование: Иллюстрации или деревянные матрёшки народных мастеров - Семёновской. Загорской, Похлов – Майданской. Заготовки матрёшек из папье-маше или контурные шаблоны из бумаги для росписи, краски, карандаши.

Кукла в люльке. Взрослые персонажи -домовёнок Кузя и Матрёшка.

Занятие проводится в комнате русского быта. В роли хозяйки- воспитатель.

Ход занятия.

(Под народную мелодию дети приходят в гости к хозяйке избы).

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Очень рада Вас видеть у себя в гостях. Проходите, рассаживайтесь. «Гостю почет – хозяину честь». Удобно ли вам? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? Сегодня я вам расскажу (из люльки раздается плачь ребенка). Ой, ребята, моя Машенька проснулась. Как же нам ее успокоить?

Ответы детей. Хозяйка предлагает спеть колыбельную для Машеньки, покачать ее. После пения колыбельной снова раздается плачь ребенка.

Хозяйка: Снова плачет, не хочет Машенька спать. Может быть, Машенька играть хочет? Давайте, ребята, позабавим ее игрушкой. Если вы заметили, у меня в избе появились новые игрушки (обращает внимание детей на куклы, изготовленные из различного бросового материала, они не совсем обычные. Вам, ребята, эти игрушки уже знакомы. Такими игрушками давным-давно играли ваши бабушки. Я вам уже рассказывала, о том, что в старину не было фабрик по выпуску игрушек и чтобы позабавить ребятишек, взрослые мастерили игрушки своими руками. Для этого использовали самый различный материал. Ребята, давайте, расскажем Машеньке из чего сделана кукла. (Дети рассказывают о куклах, из чего они сделаны. В конце рассказа воспитатель обобщает ответы детей). Оказывается, ребята, куклу можно изготовить из глины, соломы, из ниток и даже из бумаги.

Давайте, спросим у Машеньки, понравились ли ей куклы? Раздается плачь ребенка.

Хозяйка: Какая Машенька капризная, ни чем ее успокоить.

Из – за печки появляется домовенок Кузя.

Кузя: Что за плач сегодня целый день? Поспать не дают. Ой, сколько гостей у хозяйки. А я то думаю, кто Машеньку обижает.

Хозяйка: Во-первых, Кузя нужно поздороваться с гостями. Какой ты не воспитанный.

Кузя: Совсем забыл. Здравствуйте! Да я собственно пришел Машеньку успокоить, принес ей свою любимую игрушку. (Достает матрешку).

Хозяйка: Ребята, вам знакома эта игрушка? Как хорошо, Кузя, что ты нам ее принес.

Кузя: Это не вам, а Машеньке. Матрешка – моя самая любимая игрушка. Выточена она из дерева. На ней яркий сарафан, на голове платок. Открываешь матрешку, а там другая, маленьких размеров. И эта тоже открывается, и мы видим еще одну. И так еще и еще. (рассказ сопровождает показом). А знаете ли вы, ребята как появилась матрешка и кто ее придумал? Давным-давно привезли в Москву из Японии фигурку добродушного, лысого старичка. Изображала она мудреца, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фигурка открывалась, внутри находилась еще одна. Эта фигурка и послужила прообразом нашей матрешки. К сожалению настоящей японской игрушки у меня нет, а картинку я вам покажу. Вот как она выглядит. (показывает).

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Знакомство с русской матрёшкой»

Хозяйка: Молодец, Кузя, и все-то ты у нас знаешь.

Кузя: А еще я знаю, что такая японская игрушка состояла всего из двух вкладышей.

Хозяйка: А я, Кузя, знаю, что первая русская матрешка состояла из восьми фигур. Самая большая первая изображала – девочку в сарафане и платком с черным петушком в руках. (Показывает иллюстрацию).

На этой иллюстрации тоже изображена первая русская матрёшка, в руках у нее вы видите серп и колоски пшеницы. Эта матрешка отображала крестьянский труд.

Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой? Никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар. А может, такое имя ей дал покупатель. Имя Матрена было очень распространено на Руси. Вот и стали называть игрушку Матреной, Матрешкой. Так и закрепилось имя Матрешка.

Кузя: Ребята, а как вы думаете, с какой матрешки мастер начинал работу? С маленькой или большой? (Ответы детей). Начинали работу с самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку – матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх и так далее, до самой большой куклы.

Хозяйка: Правильно, Кузя. Сначала матрешку вытачивают, а затем ее «одевают», то есть расписывают, а уж потом покрывают лаком. Много появилось матрешек после той первой. В настоящее время насчитывают более 20 видов. Все они разные. Сегодня я познакомлю вас с несколькими видами матрешек. Вот эту матрешку (показывает картинку)

изготавливают мастера из небольшого городка Семеново, который также знаменит…Чем, ребята он знаменит? (золотой Хохломой). Оказывается там, наряду с яркой посудой, делают игрушки и расписывают их в традиционном стиле. Семеновская матрешка вытачивается на токарном станке. Выточенное изделие называется «белье» (показывает, то есть чистое белое, без рисунка. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, для того, чтобы краски не растекались. Затем, по высохшей поверхности, делают наводку чурной тушью, то есть прорисовывают глаза, нос, кайму на платке. Это очень важно. Ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком Семеновской матрешки. Когда наводка готова, матрешку расписывают красками. Используют красный, малиновый, зеленый, фиолетовый цвета. И, наконец, матрешку лакируют.

А эта матрешка Загорская.

Она добротна, крутобока, устойчива по форме. Платок и сарафан оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской. Остается след-лепесток или листок, а круглую середину цветка или «горох» можно получить использовав прием «тычка». Простота оформления Загорской матрешки создали ясный и радостный образ деревенской куклы. Сравнивая сарафаны матрешек, какие мы видим отличия? Ответы детй. Правильно, ребята у Семеновской матрешки цветы крупнее, яркие, а у Загорской, узор мелкий, неброский, простой.

И, наконец, третья матрешка – Похлов – Майданская.

Это соседка Семеновской матрешки, а вытачивают ее в селе Похловский – майдан Нижегородской области. Эта матрешка самая стройная из своих подруг. Форма вытянута, голова небольшая, овал лица с кудряшками волос. Платок ниспадает с головы. На голове трилистник розана. Овал, заменяющий передник заполнен цветочной росписью.

В конце рассказа хозяйка закрепляет отличительные особенности матрешек. Хозяйка обращается к Машеньке:

Машенька, понравились тебе матрешки? Кукла смеется. Спасибо тебе, Кузя. Помог ты нам Машеньку успокоить и даже развеселить.

Кузя: У меня матрешка есть, а у Машеньки нет. Поэтому я принес ей в подарок много матрешек, но они не такие нарядные и красивые как моя. Я их сделал сам, только не из дерева, а из чего, отгадаете?

Дети рассматривают и определяют, что Матрешки сделаны из папье-маше.

Хозяйка: Спасибо тебе, Кузя, за то, что ты потрудился, чтобы порадовать нашу Машеньку, но ты не расстраивайся из-за того, что сарафаны у матрешек не нарядные. Мы с ребятами украсим сарафаны узором.

Хозяйка предлагает детям краски, карандаши для украшения сарафанов. В конце дети рассматривают матрешек. Раздается стук в дверь, входит Матрешка и приносит угощение.

Публикации по теме:

Проект по приобщению детей средней группы к декоративно-прикладному искусству «Полхов-Майдан»Проект по приобщению детей средней группы к декоративно-прикладному искусству «Полхов-Майдан» .

Занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему «Матрешка» Конспект игры-занятия для детей средней группы на тему: «Матрешка». Цель: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой в образе девочки–.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Знакомство с русской матрёшкой»
Опубликовано: 24 июля 2013 в 16:09
+22
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...