Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Область: «Познание».

юлия усенко
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Область: «Познание».

Конспект НОД (старшая группа).

Область:"Познание".

Интеграция:"Социализация","Коммуникация","Музыка","Художественное

творчество".

Тема: Русская матрешка.

Программное содержание:

-побудить детей понимать назначение куклы, закрепить умение определять материал (дерево, из которого сделана матрешка;

-помочь детям осознать то, что люди заботятся о них,создавая игрушки;

научить ориентироваться в прошлом;

-развивать ретроспективный взгляд на предметы,развивать умение отгадывать загадки ;

-воспитывать интерес к народно-прикладному творчеству.

Материал: Книга "Русский сувенир", матрешки листы белой бумаги, шаблоны,кисточки, краски, стаканчики, простые карандаши,

русские народные музыкальные инструменты и костюмы, косынки на голову и платочки в руки для девочек, поющих частушки, Д/игра «Найди нужное дерево».

Ход занятия.

Дети заходят в кабинет русской избы и присаживаются на стульчики.

1. Организационный момент. Вступительная беседа.

-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в старину- далекое прошлое русского народа.

Как вы думаете, как жили люди в старину?Чем они занимались (Люди делали игрушки).

-А много ли на свете игрушек? Сколько игрушек у вас?У ваших друзей? Две? Сто?

Ну, конечно же, очень много!

-А можно ли найти такую комнату, где смогли бы поместиться все игрушки мира?

Правильно, невозможно, потому что очень много всяких игрушек придумали и сделали взрослые для детей.

-Ребята, а кто знает, когда появились игрушки? (Давным-давно).

-А из чего они были сделаны, из какого материала? Кто знает (из дерева, глины).

-Скажите, а зачем нужна игрушка (чтобы играть,для красоты, чтобы остаться в памяти).

-Ребята, отгадайте загадки:

1. Есть ноги, но не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может. (Кукла)

2. Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке.

А всего одна игрушка. (Матрешка).

2. Основная часть. Игровая мотивация.

-Ребята, отгадайте загадку и отгадка появится.

Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит не дыша. (Матрешка).

Появляется из сундука матрешка.

-Как ей приятно,что вы ее узнали! А знаете откуда она пришла? Нет! Тогда послушайте, я вам расскажу…

Недалеко от Москвы находится город Сергиев Пасад. Здесь родилась я - знаменитая матрешка,, здесь когда-то из простой

деревянной чурки сделал мастер фигурки глупой барышни, толстой поварихи, барышни-модницы. А вот другой мастер, который учился у первого, придумывал уже свои фигурки -вырезал птиц и зверей. А третий вырезал грибочки -вкладыши, шары да кубики.

имена людей, которые сделали первые деревянные игрушки, никому сейчас неизвестны, но способ вырезания и лепки фигурки

передавался от деда к сыну-

из поколения к поколению. Поэтому игрушки, изготовленные разными мастерами были похожи. О них так и говорили- «народные игрушки».

Когда не было ни пластмассы, ни стекла, ни искусственных волос, дети играли деревянными куклами.

Такими как эти матрешки.

(Воспитатель показывает разных матрешек.)

-На кого они похожи (На людей).

-Интересно играть такой куклой?Да, они не похожи на современных кукол, у них нет ни рук,ни ног.

Но дети с удовольствием играли с ними, любили и берегли их.

-Давайте вспомним, как же делают таких матрешек?

-Из чего выточена эта фигурка матрешки? (Из деревянного бруска).

-А какие деревья используются для изготовления матрешек? (липа и береза).

Д/игра "Найди нужное дерево".

(На столе у каждого ребенка лежат карточки с изображением деревьев. Нужно найти липу и березу).

-Когда спиливают эти деревья? (весной).

Воспитатель читает рассказ "Матрешка".

-Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части,а в ней оказывается еще фигурка, и так

до 10-12 куколок.

Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Дерево спиливается весной и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок.

Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка.

Затем фигурки обрабатываются шкуркой (показываю) и расписывают. Иногда росписи покрывают лаком.

Наиболее известны матрешки,сделанные в городах Семенове и Загорске. Семеновские - более стройные. Перед росписью их деревянная поверхность покрывается картофельным клейстером.

Потом раскрашиваются и лакируются. Загорские художники расписывают фигурки без подготовки поверхности, сразу гуашью по дереву. Их матрешки более приземистые, а верхняя часть фигурки плавно переходит в туловище. Есть матрешки с нарисованными руками, а есть и без рук. Есть матрешки –пастушки, матрешки-старики, матрешки-невесты и т. д. Однако дожив до наших дней матрешка воспринимается нами одетой в расписной крестьянский сарафан, платок и передник.

-Посмотрите как я одета: у меня тоже красивый сарафан и кокошник.

-люди раньше не только любили трудиться, они еще весело проводили свободное время,отдыхали. Как они отдыхали?

А вы знаете, что такое частушки (ответы детей).

-Частушка-это короткая, из двух или четырех строчек песенка. Обычно на одну мелодию поется несколько частушек, следующих друг за другом.

Недаром слово «частушка» произошла от слова «часто».Частушки бывают шутливые, веселые, озорные. Их исполнение, как правило,сопровождается ритмичными притопываниями, перестуки-

ваниями каблуков, звонкими выкриками.

Любовь к частушкам сохранилась в народе и сегодня. Какие вы знаете народные инструменты?.

(ответы детей)

-Давайте с вами споем частушки,повеселимся. Выберите себе музыкальные инструменты.

(Дети берут музыкальные инструменты и говорят их название)

Физкультминутка (пение и приплясывание)

Частушки.

1. Матрешки друг в дружке

Не поют частушки, а поставишь в ряд

Запоют все в лад!

2. Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

-Мы вчера коров доили

Молоком умылися.

3. Шли матрешки по дорожке

Было их немножко

Две матрешки, три матрешки

И одна матрешечка.

4. Я цветочек вышила,

«жу-жу-жу» услышала

Села пчелка на цветок-

Мастерица наутек.

5. Если б не было воды

Не было бы кружки.

Если б не было девчат

Кто бы пел частушки?

-Мы с вами узнали много интересного о деревянной игрушке.

А теперь давайте разрисуем ее (раздаю заготовки силуэтов матрешек, каждый свою,

красивую, а затем подарим своим родителям.

(Дети рассматривают схему рисования матрешки и самостоятельно расписывают их)

-Какими цветами расписана матрешка?

3. Выставка работ. Итог занятия.

-Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что вам

Больше всего понравилось?

Литература: 1. Программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».-Детство-Пресс,г. Санкт-Петербург. 1998г.

2. О. В. Дыбина «Что было до…»(игры-путешествия в прошлое предметов,

Изд-во творческий центр «Сфера» г. Москва 2004.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающее мероприятие с применением компьютерной технологии с детьми в старшей группе Цель: развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы детей. Задачи: 1. Образовательная область «Коммуникация» Воспитывать.

Проект по сказкам К. И. ЧуковскийПроект по сказкам К. И. Чуковский Планирование проектной деятельности сотавил старший воспитатель ГБДОУ № 102 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Группа: средняя «ТЕРЕМОК».

Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Область: «Познание».
Опубликовано: 22 сентября 2012 в 18:47
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные: - учить...
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" во второй младшей группе. Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях...
Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» —...
Программное содержание. Учить рисовать узор на форме розеты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по своему желанию....
Новогодний ангелочек.
Ангелочка решили мы делать в предверии Нового года, так как в это время начинаем украшать группу, лестницы и конечно же наши жилища. Нашим ангелочком...
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы в технике...
Программные задачи . Развивать навыки и умения детей в технике"пластилинография":растирание пластилина по поверхности картона, передавать образность...