Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В светлой горнице у хозяюшки Марьюшки»

Елена Ковалева
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В светлой горнице у хозяюшки Марьюшки»

МБДОУ «Детский сад № 104»

Конспект

интегрированного занятия в старшей группе

(ознакомление с окружающим миром +музыка)

«В светлой горнице

у хозяюшки Марьюшки»

Составила: воспитатель 1 квалификационной

категории Ковалева Е. А.

Рязань – 2014

Цель:

Приобщение дошкольников к народной культуре

Задачи:

• знакомство с особенностями русского старинного быта;

Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „В светлой горнице у хозяюшки Марьюшки“» размещена в разделах

закрепление знаний элементов русского национального костюма: женского и мужского (сарафан, косоворотка, рубаха, порты, душегрейка, картуз, лапти, кокошник, платок, рубаха, кушак, кичка)

развитие и обогащение речи: изба, горница, веретено, прялка, ухват, коромысло;

• развитие эстетического восприятия детей посредством народной музыки;

• воспитание интереса к русской культуре, истории своего народа.

Предварительная работа:

1) беседы и чтение о русском народе;

2) знакомство детей с русскими народными сказками, загадками, считалками, скороговорками;

3) слушание аудио записей русских народных сказок, песен;

4) экскурсия в музей детского сада «Русская изба».

Материал, оборудование: русская печь, стол, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть, самовар, деревянная и глиняная посуда, деревянные ложки; русские народные костюмы; прялка, веретена, ухват, коромысло.

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает стихотворение о Родине

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых,

Взявшись за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над Кремлем!

- Ребята, о чем это стихотворение? (о Родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу нашей России? (Москва)

- В каком городе мы живем? (в Рязани)

В: Да ребята, мы с вами живем в современном городе, в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере.

А вам интересно узнать, как жили раньше русские люди, во что одевались, чем занимались, как отдыхали? (ответы детей)

В: Тогда, я приглашаю вас в путешествие во времени, хотите? Но нам нужно переодеться в другую одежду, в какой раньше на Руси ходили.

(Дети переодеваются в русские рубахи)

В: У меня в руках волшебный клубочек. Куда он покатится, туда мы и отправимся.

В: Ты катись, катись, клубок.

С овражка на мосток.

Ты клубочек не спеши,

Нам дорогу покажи.

(Клубочек прикатился в музыкальный зал)

В:Ребята, посмотрите, сколько гостей здесь собралось. Давайте с ними поздороваемся, как здоровались раньше на Руси.

Низкий поклон Вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет.

Кто за веселье здесь нас осудит?

Нету веселья – и жизни нет.

Над головою чистого неба,

Нам бы хотелось Вам пожелать.

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

В: Ребята, влево, вправо повернитесь,

Вокруг себя вы покружитесь,

В избе русской очутитесь!

В: Ребята, где это мы с вами очутились? (в русской избе)

В: Смотрите, никого нет.

Вот в печи огонь горит,

На печи горшок стоит.

Каша тут в горшке варилась, (смотрит в горшок)

А хозяйка отлучилась.

Мы на лавочку пойдем,

И хозяйку подождем.

Дети садятся на 2 лавочки.

Слышится песня

Рано утром по воду,

Я на реченьку пойду.

Принесу ведро водицы,

И умыться, и напиться.

Входит хозяйка : (снимает ведра с коромысла)

Х: Здравствуйте, гости, дорогие, добрые молодцы и красные девицы! Меня зовут хозяюшка – Марьюшка.

Д: Здравствуй, хозяюшка!

Х: Гость на пороге – хозяину радость! С чем пожаловали?

В: В гости мы пришли сюда,

Для того, чтобы спросить,

Как же в прежние года,

Люди жили на Руси.

Х: Милости прошу в мою русскую избу!

Сядем рядком, поговорим ладком.

Х: Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Х: Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Раньше русские люди строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называется горница, здесь я принимаю гостей (показывает руками)

Х: А вы знаете, что главное в избе? (ответы детей) Да, печка, она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Ой, ты печка сударушка,

Помоги нам боярушка:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси.

В: Хозяюшка-Марьюшка, наши дети тоже умеют сдавить русскую печь.

Р: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет.

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Х: Молодцы, ребятушки, а теперь давайте пройдем вот сюда. Кто мне скажет что это?

Дети подходят к столу, на столе скатерть (ответы детей)

Х: А что стоит на столе? (посуда) А какая это посуда? (ответы детей) Из чего сделана эта посуда?

В: Посмотрите, какие красивые ложки есть у хозяюшки-Марьюшки.

Эти ложки непростые, золотые, расписные!

Этими ложками можно не только есть, на них еще можно играть, правда, Марьюшка!

Х: Правда, ребятушки. Давайте на ложках играть.

Динамическая пауза

(игра на ложках под русскую народную музыку)

В: Раньше в избе все делалось своими руками. Долгими зимними вечерами вырезали ложки, миски, плели лапти, вязали, вышивали. А еще пели песни и сочиняли загадки.

Х: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достает шкатулку с загадками)

1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают глотает. (печь)

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает (ухват)

3. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там в печке уголек,

Кашу сварит… (чугунок)

4. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник (самовар)

5. Воду я ношу с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит ведра (коромысло)

6. Сама не ест.

А людей кормит (ложка)

7. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею (веретено)

8. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали (прялка)

В: Ребята, давайте покажем хозяюшке-Марьюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили люди раньше. Поиграем в игру «Что было и что стало»

(Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают)

Дидактическая игра «Что было и что стало»

1. Раньше носили лапти, а сейчас… (сапоги)

2. Раньше в печи готовили, а теперь (на плите)

3. Раньше на лавках спали, а сейчас… (на кровати)

4. Раньше воду из колодца носили, а теперь (льется из водопровода)

5. Раньше в сарафанах ходили, а теперь (в платье)

6. Сейчас одежду в шкафу хранят, а раньше… (в сундуках)

В: Хозяюшка-Марьюшка, а у тебя есть сундук?

Х: Конечно, есть!

В: Ну-ка, Марьюшка, дружок,

Открывай свой сундучок.

Что под крышкою хранится,

Может нам это сгодится!

Х: Ну, что ж, отопру сейчас замок,

И открою сундучок (открывает сундук)

В: Ну, ребятки, подходите,

И внимательно смотрите.

Выбирайте, доставайте,

Одежду верно называйте.

(дети подходят, достают одежду, называют (сарафан, рубаха, косоворотка, кушак, кокошник, лапти, кичка, душегрейка, порты, платок, картуз)

Х: Вот, ребятки, в таких одеждах раньше русские люди работали, и на гулянья ходили, пели, плясали и хороводы водили.

В: А на вас, ребята, какая сейчас одежда? (ответы детей)

А вы умеете петь песни и водить хороводы? (да)

Давайте покажем хозяйке-Марьюшке и нашим гостям, как мы умеем водить хоровод.

Динамическая пауза (хоровод)

Х: Молодцы, ребятушки, очень мне понравился ваш хоровод.

Х: А еще, ребятки, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку, и увидим, как жили люди на Руси.

Садитесь на лавочки, будем смотреть.

Просмотр презентации

В: Хозяюшка-Марьюшка, нам пора домой, в детский сад.

Х: Ну, ребятушки, прощайте,

На дорожку угощайтесь (достает поднос с баранками)

Вот вам, ребятушки,

Баранки да сушки!

В и дети: Спасибо!

Мы и сами поедим,

Людей добрых угостим (ребенок несет на подносе угощение гостям).

В: До свидания, Марьюшка!

Спасибо тебе за хлеб-соль,

Отправляемся домой!

Дети и воспитатель уходят.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по образовательной области «Художественное творчество» и «Музыка», в средней группе. «Осень» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы педагогов 2 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 32 «Снегирек» Козачковой.

Визитная карточка ДОУ Визитная карточка муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В светлой горнице у хозяюшки Марьюшки»
Опубликовано: 13 января 2015 в 21:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД