Получи документы

Конспект интегрированного занятия «Зима»

Ирина Маринкина
Конспект интегрированного занятия «Зима»

Конспект интегрированного занятия

Задачи.

Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими терминами.

Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях, имеющих близкие названия. Передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, в танце. Создавать собственные танцевальные импровизации.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Зима“» размещена в разделах

Воспитывать целостную, гармоническую личность с высоким духов-ным потенциалом; приобщать к национальной и мировой культуре через любовь к родной природе.

Материал и оборудование.

Камин-ширма. Репродукции картин: И. Вельц «Иней»; Б. Кустодиев «Масленица». Аудиозаписи музыкальных произведений: «Зима» А. Вивальди; «На тройке», «У камелька», «Масленица» П. Чайковского; «Вальс» Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Мишура, ленты, султанчики для танцевальной импровизации.

Предварительная работа.

Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на темы зимы, беседа об увиденном и услышанном. Чтение и заучивание стихов о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых

слов. Заучивание наизусть стихов, песен, разучивание игр.

Ход занятия.

Под музыку П. И. Чайковского «У камелька» (Январь) из альбома «Времена года» в зал заходят дети. В зале оформлена гостиная с ка-мином.

Муз. рук. : На улице холодно, морозно, а здесь тепло и уютно. Давайте пройдём в гостиную и погреемся у камина (Дети подходят к «камину», «греют» руки). Располагайтесь поудобнее (Дети рассаживаются на стулья) Как приятно в мороз сидеть дома в тепле у камина и мечтать.

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет уголёк,

И свечка догорела.

(А. С. Пушкин)

П. И. Чайковский назвал музыкальную картинку января «У камелька». Послушаем. (Звучит грамзапись)

Музыкальный руководитель предлагает детям определить своё настроение от встречи с музыкой.

Давайте поговорим о ЗИМЕ.

Вам нравится зима? Почему? (Ответы детей)

Назовите зимние месяцы. (Называют)

Все зимние дни похожи один на другой? (Ответы)

Даже в течение одной недели часто погода меняется. Какая погода бывает зи-мой? (Ответы)

Поэты, художники, композиторы передают настроение зимы в красках, в музыке, в стихах.

Давайте рассмотрим картину «Иней», которую написал художник Иван Вельц.

Дети подходят к картине.

Что изображено на картине? (Зимний лес)

Какая картина по настроению? (Тихая, спокойная)

Какого цвета снег? Холодные или тёплые тона и оттенки? ( Холодные: голубой и зелёный)

Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укрытый снегом зимний лес, хотя нет в нём ничего яркого, броского. Послушайте стихотворение, которое передаёт настроение этой картины.

Тишина! – шепнула белая поляна.

Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель…

(Саша Чёрный)

А вы можете сейчас вспомнить стихи, которые соответствуют настроению этой картины?

Дети читают отрывки стихотворений:

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит…

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

(Ф. Тютчев)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

(С. Есенин)

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

(И. Суриков)

А какие вам знакомы музыкальные произведения, изображающие спокойную картину зимы? (Произведения А. Вивальди, С. Прокофьева, П. Чайковского, Г Свиридова)

Послушайте фрагмент музыкального произведения и назовите композитора (Звучит 2-я часть концерта «Зима» А. Вивальди. Дети называют композитора)

Какую вы зиму представляете, слушая эту музыку? (Красивую, бле-стящую, сверкающую. Падает мягкий снег, сверкают, кружатся снежинки.)

А какая музыка по характеру? (Нежная, светлая, мягкая)

Да. Музыка звучит отрывисто, легко. Кажется, что падают лёгкие снежинки, которые сверкают, переливаются, блестят.

Давайте прочитаем стихотворение Константина Бальмонта «Снежин-ка».

Ребё нок читает стихотворение:

Светло – пушистая

Снежинка белая!

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную –

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула…

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда хрустальная.

Летит пушистая

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Мы с вами знаем очень красивую песню о зиме, которая называется «Зимняя сказка», муз. А. Пинегина, сл. А. Усачёва. Давайте споём её для наших гостей.

Дети исполняют песню.

Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется? (Вьюга, метель, буря). Послушайте музыку, в которой изображается картина суровой, ненастной, вьюжной зимы. (Звучит 1-я часть концерта «Зима» А. Вивальди)

Кто автор этого произведения? (Ответы детей)

Какой характер музыки? (Тревожная, грозная, вьюжная, холодная, колючая)

Какое стихотворение перекликается с музыкой А. Вивальди?

Дети читают отрывки стихотворений:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

(А. Пушкин)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как дети сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

(С. Есенин)

У А. С. Пушкина есть ещё одно произведение, в котором он описывает зиму. Называется оно «Метель». Послушайте отрывок из него: «Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся такой ветер, и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу, небо слилось с землёю…»

К этому произведению А. С. Пушкина композитор Г. В. Свиридов написал музыку. Давайте послушаем «Вальс». Возьмите султанчики, ленточки, мишуру и постарайтесь передать характер музыки движениями.

Исполняется «Вальс» Свиридова. Дети свободно импровизируют.

Раньше зимой катались на тройке. Как хорошо было прокатиться на санях, запряжённых тройкой лошадей! Летишь, а вокруг просторы полей, мелькают деревья, припорошенные снегом, а на солнце сверкают снежинки. Вдыхаешь снежный морозный воздух, от которого чувствуешь себя крепким, здоровым.

Послушайте, как красиво Александр Сергеевич Пушкин рассказал о зимней дороге.

Звучит музыка П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».

Ребёнок читает отрывок из стихотворения «Зимняя дорога» :

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печальный свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То раздолье удалое,

То сердечная тоска…

Педагог: Мелодия такая привольная, раскидистая, бесконечная, как русские просторы. Какая музыка по характеру? (Светлая, нежная, лёгкая, торжественная, изящная, радостная) Похожее настроение передали поэт и композитор?

Педагог: Как вы думаете, характер какой картины передаёт эта музыка?

Дети слушают «Масленицу» П. И. Чайковского.

Педагог: Какая эта музыка по характеру? (Яркая, радостная) Правильно. Это музыка веселья, удали, праздника.

Масленица – один из самых любимых праздников, о ней даже сочинили сказки. Вот одна из них. Послушайте, как с юмором, по-доброму в ней описаны масленичные события. (Читает сказку «Соломенная Масленица», стр. 40)

Масленица семь дней гуляет. В это время пекут блины, отмечают её шутками, плясками, играми. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Гори ясно»

Дети играют 2-3 раза

Я предлагаю закончить встречу в нашей гостиной стихотворением З. Петровой. Давайте прочитаем его все вместе:

Повела зима над нами

Снеговыми рукавами.

И посыпались снежинки

На деревья, на дома…

Мы с горы кататься любим,

Мы в снежки сражаться будем,

И поэтому нам очень,

Очень нравится зима!

Дети читают стихотворение, сопровождая его соответствующими движениями рук.

Педагог: Мы сегодня с вами прослушали стихотворения, музыку о зиме, разные по характеру. А какой вы сами видите зиму? Попробуйте дома нарисовать зимнюю природу, а мы на следующих занятиях посмотрим, какое настроение получилось передать вам своими картинами.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для старшей группы по теме «Зима» Конспект интегрированного занятия для старшей группы по теме «Зима». Цель: Формирование логического мышления. Задачи: 1. Развивать способность.

Конспект интегрированного занятия «Зимушка-зима» Шарипова Елена Анатольевна Воспитатель 1 категории Возрастная групп: старшая «Ясли -сад №72», Казахстан, г. Павлодар Разделы: основы обучения.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Русская зима» Цель. Формировать целостный образ русской зимы, созданный в произведениях живописи и музыки. Задачи. Закреплять знания детей о признаках.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Зима» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Зима». Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. 2. Закреплять.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима»Цель:1. Обобщить, уточнить и расширить знаний детей о зиме и её характер-ных.

Конспект интегрированного занятия «Зимушка-зима» Конспект интегрированной НОД «Зимушка-Зима!» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое.

Конспект интегрированного занятия «Зимушка-зима» старшая группа Цель: Закрепить знания детей о зиме, формировать целостный образ русской зимы, продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские.

Конспект интегрированного занятия «Зимушка-зима» в подготовительной группе Цель занятия: уточнить, закрепить и обогатить словарный запас по теме: «Зима»; закрепить у детей знание характерных признаков зимних явлений.

Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Зима» Конспект открытого интегрированного занятия. Познание. Формирование целостной картины мира. Тема: «Зима» Провела: Воспитатель.

Конспект интегрированного занятия «Зима» «Зима» Интегрированное занятие для детей дошкольных групп. Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Зима»
Опубликовано: 2 сентября 2015 в 13:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД