Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» для старшей группы

Конспект интегрированного занятия "Зимующие птицы" для старшей группы детского сада.

Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.

Программное содержание: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним, расширять представления детей о зимующих птицах, учить различать зимующих птиц по внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, подкармливая их и вывешивая кормушки.

Материалы и оборудование: аудиозаписи со звуками зимы, ватные шарики, снежинка, презентация «Зимующие птицы», картинки зимующих птиц, перья птиц, ножницы, бумага для оригами.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Занятие начинается с прослушивания звуков зимы – вьюги, метели, ветра. После прослушивания записи воспитатель задает вопросы:

Воспитатель: - Скажите, ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (Зимы) .

Воспитатель: - Почему вы решили, что это звуки зимы? (Воет вьюга, метет метель, дует сильный ветер) .

Воспитатель: - Скажите, какая бывает зима? (Снежная, суровая, морозная, злая… .)

Воспитатель: - Ребята, зима ведь не только суровая, холодная, злая, но бывает и веселая. Какие зимние забавы вы знаете? (Катание на лыжах, на санках, на коньках, игра в снежки, катание с горки) (слайд 2)

Воспитатель: - Ответьте, ребята, такая зима вам нравится? (Да) А, давайте, ребята, мы с вами поиграем в снежки.

Музыкальная подвижная игра «Игра в снежки».

Правило игры: Во время первой части по команде педагога: - «Лепим снежки» дети лепят «снежки» перекладывая ватные шарики из руки в руку, а затем по команде педагога: - «Кидаем снежки», кидаются «снежками» друг в друга.

По окончании музыки игра заканчивается.

II. Основная часть.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, ко мне на ладонь упала снежинка! Давайте все вместе дунем на нее! (Ребята дуют, снежинка крутится. Вдруг звучит волшебная музыка.)

Воспитатель: - Что такое? Ребята, мы все попали в волшебный зимний лес! (слайд 3)

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют)

Воспитатель: - Почему они не поют? (Улетели в теплые края)

Воспитатель: - Да, ребята, большинство птиц улетает в теплые края. Давайте рассмотрим перья птиц – маховое и пуховое. (рассматривают, сравнивают) (слайд 4) Как человек использует перья в своей жизни? (слайд 5)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на этой ветке сидят птицы. Значит не все птицы улетели в теплые края. (слайд 6)

Воспитатель: -Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? (Зимующие)

Воспитатель: -Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать:

1. Птичка-невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей) (слайд7)

Эта птичка всем хорошо знакома. Воробей маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей. Толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заострённый. У него короткие, но сильные ноги. Хвостик держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Где же они зимуют? В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнёздах. Любит пшено, зернышки пшеницы. Во дворах, На свалках, в кормушках.

2. Окраской – серовата,

Повадкой – воровата,

Крикунья хриповатая –

Известная персона

Кто она? (Ворона) (слайд 8)

Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья. Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его. Ворона большая и серая. А чем она питается? Вороны собирают крошки, и кусочки другой пищи.

3. Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока) (слайд 9)

Это красивая птица Сорока имеет характерное оперение контрастного белого и черного цвета. У нее очень длинный хвост (прекрасный руль) и черные с синеватым отливом крылья. У брюха, низа грудки и полос на плечах окраска белая. Сороки — знаменитые разбойники. Сороки тащат к себе самые разные предметы. Одни (нитки, кусочки ткани) — для того, чтобы использовать при строительстве гнезда. Другие — ради развлечения.

4. Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь) (слайд 10)

Мы привыкли к голубям и почти не обращаем на них внимания. Между тем это довольно красивая птица — мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом. Дух захватывает от стремительных виражей голубиных стаек. Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи. Кроме почтовых, существуют также декоративные породы.

5. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел) (слайд 11)

Воспитатель: - Да, это дятел. Он является лесным доктором.

Почему его так называют? А вы как думаете? Он лечит деревья, стуча по дереву, добывает из-под коры вредных жучков. Еще он питается семенами шишек. Когда дятел выклёвывает семена из шишки, часть из них падает на землю. Некоторые семена прорастают.

Воспитатель: -Молодцы, ребята! Но есть и такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать. Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте кто это?

1. Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица) (слайд 12)

Это синица. На голове чёрная шапочка, на горле и брюшке чёрная полоса, галстучек, спина жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, крылья и хвост серые. Свои гнёзда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках. Представьте себе: синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами. В зимнее время очень любит сырое мясо и сало.

2. Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь) (слайд 13)

Воспитатель: - Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег) Опишите его. Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом чёрные. Спина голубовато - сера, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое, клюв короткий, толстый, чёрный.

3. Гнездо на ели птицы той,

Птенцы выводятся зимой,

Клюв искривлен почти крестом,

Зовется птица та (Клест) (слайд 14)

Клест - необычная птица. Окраска оперенья у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-чёрные, самка зеленовато-жёлтая. Посмотрите, какой у неё клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щёлкать орешки. Надо заметить, что клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Для птенчиков на деревьях строят тёплые гнёзда.

Физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках посмотри - хлопают руками по бокам

В красных майках снегири - наклоняют голову в стороны

Распушили перышки - частое потряхивание руками

Греются на солнышке - хлопки по бокам

Головой вертят, улететь хотят - повороты головы

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью! - дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? (Потому что они могут найти себе корм)

Воспитатель:- А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками)

Воспитатель:-А хватает ли птицам пищи зимой? (Нет, не хватает)

Воспитатель: - Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, птицам трудно достать пищу из-под снега)

Воспитатель: - А что нам нужно сделать, как помочь им, чтобы они выжили в холодное время года? (Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц)

Дидактическая игра «Накорми птиц». (слайд 16-20)

Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири – ягоды рябины.

Синицы – семечки.

Голубь – хлебные крошки.

Воробей – зерна.

Дятел – семена шишек.

Я дам снегирям ягоды рябины.

Я угощу синиц семечками.

Я накормлю голубя хлебными крошками.

Я дам воробью зёрен.

Я накормлю дятла семенами шишек.

Дидактическая игра «Четвертый лишний». (слайд 22-25)

Воспитатель показывает серии картинок, из которых дети должны убрать лишний вариант.

Проводится пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело? »

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и снегирей

Дятел в пёстрых пёрышках

Всем хватило зёрнышек.

III. Изготовление из бумаги голубя. (слайд 27)

Воспитатель предлагает сделать из бумаги голубей в технике оригами.

Вспомнить правила работы с ножницами.

IV. Итог занятия: (слайд 28)

Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили?

О чем мы сегодня говорили?

Что вам понравилось?

Чем занимались?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Алёнушка» с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна

Конспект

интегрированного занятия по экологии для старшей группы

Кужугет Алдынай Кезеровна –

воспитатель старшей группы

МБДОУ д/с «Аленушка» с. Кызыл-Мажалык

2013 2014 учебный год

Прикреплённые файлы:

prezentacija-zimuyuschie-pticy_0epjh.pptx | 11500,88 Кб | Скачан: 63
 


Версия для печати
Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» для старшей группы
Опубликовано: 31 января 2014 в 21:30
+5
Всего комментариев: 2. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.
Популярное из нового
Аттестационное портфолио педагога
Каждому педагогу рано или поздно предстоит пройти процедуру аттестации педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Для того, чтобы эта...
Мой блог на портале МAAM — лучший в городском округе!
Добрый день, уважаемые виртуальные друзья! Спешу поделиться моей Победой в муниципальном этапе областного конкурса «Кузбасское БлогоОбразование» в номинации...
«Летний вернисаж» Выставка детских работ
Что такое лето? На этот вопрос в голове сразу возникает ответ в виде замечательного советского мультфильма "Дед Мороз и лето", в котором звучит веселая, всем...
Мастер-класс по обрывной аппликации «Весенние первоцветы»
Цель: развитие детского творчества Задачи: • учить детей рваной техники аппликации, • закрепить навыки аппликационных навыков • развитие воображения и...
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Одуванчик»
Задачи: • Познакомить детей весенним растением одуванчик, с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование жатой бумагой». • Развивать творческую...