Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия: «Знакомьтесь, русская матрешка» (старший дошкольный возраст)

Ольга Сергеевна Сизяйкина
Конспект интегрированного занятия: «Знакомьтесь, русская матрешка» (старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Познакомить детей с русскими матрешками из разных областей России (Семеновская, Зогорские, Полхов – Майданские);

• Совершенствовать навыки детей в составлении узоров той или иной росписи.

• Совершенствовать навыки и приёмы работы различными нетрадиционными изобразительными техниками.

Развивающие задачи:

• Развивать фантазию, воображение, творческое мышление.

• Развивать умение детей выбирать самостоятельно различные нетрадиционные техники изодеятельсности и использовать их в своей работе.

Воспитательные задачи:

Публикация «Конспект интегрированного занятия: „Знакомьтесь, русская матрешка“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

• Воспитывать любовь и уважение к народным традициям и промыслам.

• Создавать радостную творческую атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей желание самостоятельно рисовать с помощью нетрадиционных изобразительных техник.

Предварительная работа:

Беседа о видах декоративных росписей: Хохлома; Городецкая; Гжель; Полхов – Майдан.

Рассматривание игрушек, альбомов, открыток, фотографий с различными видами декоративных росписей.

• Экскурсия в музейно – выставочный центр.

Предварительная работа воспитателя:

• Подготовить демонстрационный и раздаточный материал.

• Подобрать слайды.

• Найти в интернет ресурсах видео ролик о матрешках.

• Подготовить буклет для родителей «Какая она – русская матрешка».

• Разучить с одним из детей стихотворение о матрешке.

• Подготовить двух детей - ведущих.

Методические приё мы: наглядный, словесный, игровой, репродуктивный, практический.

Оборудование: Мультимедийный проектор, сундук с матрешками, фотографии с матрешками, образцы росписи, магнитофон.

Раздаточный материал: Силуэты матрешек на каждого ребенка, стаканчики с водой, простые карандаши, восковые мелки, акварель, печатки из ластика (геометрические фигуры, силуэты животных, салфетки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Звучит русская народная музыка «Ярмарка». Заходит воспитатель в русском народном сарафане.

Воспитатель:

Здравствуйте, дети!

Мы на ярмарке бывали

И подарки выбирали.

Принесли вам сундучок –

Позолоченный бочок.

Сундучок тот не простой,

И товар в нём расписной.

Вынимаем на показ

И ведём про них рассказ

- Ребята, вы, конечно, догадались, почему наше занятие началось с этой старинной русской песни. Обратите внимание на короб. Чем же может быть наполнен такой короб? (ответы детей)

- Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят не малых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров.

- Откроем короб?

Воспитатель приоткрывает короб и заглядывает в него.

- Я вижу замечательную игрушку. Угадаете какую, отгадав мою загадку:

Алый шёлковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки.

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская …

( Ответы детей: Матрешка)

* Воспитатель открывает короб и показывает матрешку детям.

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.

* Дети вместе с воспитателем просматривают видеоролик о матрешках.

- А знаете ли вы сколько лет матрешке? (Ответы детей)

- Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. Не правда ли? (Ответы детей)

- На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.

Кто матрешку создал, мы не знаем,

Но известно нам, что сотню лет,

Вместе с Ванькой–Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

- Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям. Давайте пройдем в фото-галерею Матрешки и посмотрим на них.

* Ребенок рассказывает стихотворение:

Абрамцево, Абрамцево –

Старинное местечко.

Там есть и лес, и рощица

Поле, мостик, речка…

Там мастера решили

Матрёшку сотворить,

Чтоб только людям радость

Она могла дарить!

Ведущий ребенок 1: Есть много версий, как и когда она родилась. Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В ее входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрёшки!

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные! (Слайд №1)

* Дети вместе с ребенком – ведущим выполняют физминутку.

Физминутка:

Мы веселые куклешки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Чудо – куклы, мы – матрешки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте).

Ведущий ребенок 2: А хотите узнать как изготовляют матрешек? Рождение матрешки начинается на токарном станке, в токарном цехе. (Слайд № 2) Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и из нутрии. Едва уловимо мелькают в его руках стамески. (Слайд №3) После этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное – белая деревяшка превращается в красавицу матрешку. (Слайд №4) Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах, как символ России. (Слайд №5)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на матрешку и скажите, из какого материала она сделана? (ответы детей)

- Все ли матрешки одинаковые? (ответы детей)

- Чем они отличаются друг от друга? (ответы детей)

- Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. Несмотря на то, что все матрешки разные по украшению, все равно их очень любят малыши и взрослые. Как вы думаете какие они – Матрешки? (Ответы детей – добрые, игривые, ласковые, народные, праздничные).

* Воспитатель приглашает пройти детей в мастерскую (к столам).

- Вот наша мастерская, где мы будем мастерами – художниками и нам предстоит наших матрёшек расписать.

Вот они! Удивительно бледны,

Мастера, скорей за дело

Украшай матрёшек смело.

Составляйте свой узор

Чтобы радовал он взор.

Нам понятно, что матрёшкам

Украшать будем одежки.

- А помогут вам их расписать наши таблицы с элементами росписи.

* Дети рассматривают таблицы с элементами росписи, выбирают любую нетрадиционную технику изображения (восковые мелки + акварель; пальчиковая живопись; печать ластиком и др.)

* Самостоятельная работа детей.

Физминутка: Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения стишка) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

* После выполнения работы воспитатель вместе с детьми организовывает мини-выставку детских работ. Дети рассматривают работы друг друга.

- С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня?

- Чем они похожи? Чем отличаются?

- Какие костюмы носили матрешки?

- Назови элементы украшения у каждой матрешки?

- Какое настроение у вас возникает при взгляде на матрешку? Чем она вам нравится?

- Вот и закончилось наше занятие. Молодцы, Мастера!

* Дети прощаются с матрешками. Отключаются слайды. Игрушка матрешка снова помещается в короб.

Матрёшки чаще приходите

С нами дружбу заводите!

Воспитатель: …Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Всё то, что может радовать друзей.

Путь творчества людей прекрасно бесконечен,

В нём место есть всегда для наших малышей.

Желаю вам удач и говорю:

«До встречи милые друзья!»

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Мы разные» по образовательным областям социализация, познание, музыкаКонспект интегрированного занятия «Мы разные» по образовательным областям социализация, познание, музыка .

Подарки с ярмаркиПодарки с ярмарки Цель: Воспитывать любовь и уважение к народным промыслам России. Задачи: 1. Закреплять знания детей о народных промыслах-дымковской, филимоновской,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия: «Знакомьтесь, русская матрешка» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 20 ноября 2012 в 19:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД