Конспект интегрированного занятия «Золотая хохлома»

Елена Куликова
Конспект интегрированного занятия «Золотая хохлома»

Тема: Золотая хохлома.

Программное содержание:

• закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях;

• способствовать развитию грамматического строя речи, совершенствовать навык образования относительных прилагательных: дерево – деревянный, липа – липовый;

• закреплять умение определять количество слогов в словах;

• учить составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла;

• совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья);

• развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

• воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Оборудование занятия:

демонстрационный материал: мольберт; изделия из Хохломы, Гжели, Дымки; иллюстраций с изображением изделий из Хохломы.

раздаточный материал: готовые силуэты сахарницы, краски, баночка с водой, салфетка, ватная палочка, кисточка на каждого ребенка.

Предшествующая работа воспитателя: написание конспекта, подбор оборудования и материала.

Предварительная работа с детьми: рассматривание изделий народного декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

Методические приемы:

1. Словесный- рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи.

Вопросы:

Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).

Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Что мы можем использовать для рисования ягод? (Ватные палочки).

2. Наглядный – раздаточный и демонстрационный материал.

3. Практический – работа детей за столами.

Структура занятия:

1. Вводная часть.

Игровая ситуация «Путешествие на ярмарку изделий народных мастеров».

Рассматривание изделий из Хохломы, Гжели, Дымки.

2. Основная часть.

Проведение игры, «Какой, какая?».

Рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи.

Проведение игры «Определи свое место».

Рассматривание иллюстраций с изображением хохломских изделий.

Проведение пальчиковой гимнастики.

Показ приема росписи хохломским узором.

Самостоятельная работа детей.

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

Конспект интегрированного занятия «Золотая хохлома»

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Воспитатель предлагает детям отправиться на «Ярмарку изделий народных мастеров». Звучит веселая музыка, дети проходят в зал, встают полукругом.

Воспитатель:

Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

Гости дорогие, подходите, поглядите,

Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,

Для красы и для души!

Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!

Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете, нет таких соцветий,

Всех чудесней наша Хохлома!

Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров Хохломы, Гжели и Дымки.

2. Основная часть.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Какая, Какой?»

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет ключевое словосочетание, а дети подбирают к нему прилагательное: ложка из дерева – деревянная, кувшин из глины – глиняный, ваза из фарфора- фарфоровая, чашка из стекла – стеклянная, шкатулка из керамики – керамическая, хлебницы из соломы – соломенные, ложки из серебра – серебряные, солонка из пластмассы - пластмассовая).

После проведения игры дети встают полукругом, и воспитатель рассказывает им о возникновении Хохломских изделий и росписи:

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво?", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Крестьяне приволжских деревень, ютившихся вокруг села Хохлома, издавна занимались ложкарно-посудным делом. Труд был раздельным. Одни селения вырабатывали из дерева сами предметы. Рубили поленья на чурки, что называлось – «бить баклуши». Из баклуш вырезали, вытачивали, выдалбливали ложки, совки, ковши и иную утварь. Готовые предметы сбывали в соседние деревни, где работали только мастера-красильщики, которые превращали белый товар в золотой, расписной. Чтобы изделие стало гладким, его покрывали жидким слоем глины, закрывающей все поры дерева. Для крепости изделие несколько раз покрывали олифой с порошком алюминия (раньше – серебра). И дерево как бы исчезало, изделие напоминало металлическое. Теперь оно готово для росписи. Потом чашу покрывали лаком и ставили в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Определи свое место».

Ход игры:

В разных частях группы висят схемы слогов. Дети берут по одному изделию, произносят название посуды, делят слово на слоги, определяют сколько слогов в слове и встают рядом со своей схемой. Пример: ва-за (2 слога, та-рел-ка (3 слога) и т. д.

Пальчиковая гимнастика.

- Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Воспитатель:

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).

Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Что мы можем использовать для рисования ягод? (Ватные палочки).

Дети последовательно выполняют работу, самостоятельно расписывая сахарницу.

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

Воспитатель: В каком стиле делали роспись на сахарнице?

Дети: В стиле Хохлома.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось расписывать сахарницу?

Дети: Да

Публикации по теме:

Игры по ознакомлению детей с Дымкой и Хохломой. 1. «Составь узор»(дымка). Цели: знакомить детей с основными элементами дымковской росписи, учить правильно располагать элементы на силуэте,.

Аппликация «Золотая хохлома». Конспект НОД со детьми старшими дошкольниками по реализации ОО «Художественное творчество» Аппликация по теме «Золотая хохлома» Цель: самостоятельное составление узора по мотивам хохломской росписи, на разных по форме предметах.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Осень
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Золотая хохлома»
Опубликовано: 11 мая 2013 в 22:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«К нам пришла Весна-красна». Сценарий развлечения в первой младшей группе
Сценарий развлечения в 1ой младшей группе "К нам Весна-Красна пришла" Звучит песня "Весна_Красна идёт" и дети входят в зал. ВЕСНА: Здравствуйте, дети,...
Оформление уголков и микроцентров в группе
Детский сад- это второй дом как для педагогов так и для наших маленьких воспитанников. Для создания уютной домашней атмосферы в группе, нам педагогам...
Фотоотчет о проведении праздника «1 апреля — День смеха»
Примерим улыбочки! Принято считать, что 1 апреля является своеобразной аномальной зоной в календарном исчислении, когда можно и пошутить, похулиганить, и...
Фотоотчет о выставке «Планета в твоих руках!»
Помните, взрослые, помните, дети! Помните - что красота на планете Будет зависеть только от нас. Не забывайте об этом сейчас, Планету живую сберечь для...
Мое первое участие в литературном конкурсе!
30 апреля 2017 года завершается литературный конкурс «Художественное слово», организованный на портале Пиши. про. Отбор творческих работ проходил с 20...