Конспект интегрированной НОД «Хотите знать, как жили в старину? Добро пожаловать в избу!»

Нина Штарева
Конспект интегрированной НОД «Хотите знать, как жили в старину? Добро пожаловать в избу!»

Конспект интегрированной НОД

«Хотите знать, как жили в старину?

Добро пожаловать в избу

Цель: расширение кругозора и эрудиции детей через ознакомление с бытом и предметами старины

Задачи:

воспитание любви к родному краю и Родине

развитие интереса к прошлому своего края, творческого воображения

расширение представлений о русской избе

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций в книгах по теме «Русская изба», беседы о предметах русского быта, разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, экскурсия в музей «Русская горница», чтение русских народных сказок

Материалы: макет печи, ухват, чугунок, деревянные ложки, стол, самовар, коромысло, корыто маленькое, балалайка, готовые детали для аппликации

Взаимодействие с родителями: беседа «Расскажите детям о жизни прабабушек и прадедушек», почитайте детям пословицы и поговорки о русском быте

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, безопасность, физическая культура, художественное творчество

Ход:

Стоит макет печки, в печке горшок, рядом с печкой стоит стол, накрытый по-старинному: самовар, крынки, деревянные ложки (которые после одноименной загадки незаметно убираются). На других столах лежит все необходимое для аппликации. Детей встречает воспитатель, одетая в русский народный сарафан, у нее на руках поднос с караваем:

-Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки!

Есть на Руси такой обычай

С детских лет он всем привычен:

Низко в пояс поклониться,

Чем богаты поделиться,

Всех гостей встречай,

Хлебом-солью привечай!

Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем беседовать?

(О русской избе, о том, как жили в старину)

Правильно. Мне попались описания разных старинных предметов быта, но что это за предметы не написано, помогите, пожалуйста, отгадать загадки, а еще лучше увидеть отгадки.

1) Книзу узок, верх широк, не кастрюля, …. (чугунок)

2) Из русской печи кашу тащи. Чугунок очень рад,

Что схватил его …. (ухват)

3) В избу идут- плачут, из избы идут- скачут. (ведра на коромысле)

4) Под крышей четыре ножки,

На крыше суп да ложки. (стол)

5) Встану — так выше коня,

А лягу — так ниже кота. (коромысло)

6) Деревянная подружка, без нее мы, как без рук.

На досуге - веселушка, потом накормит все вокруг.

Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает. (деревянная ложка)

7) Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает.

Сам себе плита и чайник -

Сам заварит, сам нальет. (самовар)

8) Лежит длинная толстуха, деревянное брюхо. (корыто)

9) В лесу тяп-тяп, дома ляп-ляп, на колени возьмешь — заиграет. (балалайка)

10) Был на базаре, очутился в пожаре. (горшок в печи)

11) Стоит она из кирпича, то холодна, то горяча,

То она печет блины, то показывает сны. (печка)

Какие вы молодцы, как много всего знаете! Скажите мне, пожалуйста, а для чего в избе нужна была печь? (Она приносила тепло и уют, с ее помощью варили еду, грели воду, топили избу, на ней спали)

Если печь такая горячая всегда, можно ли чугунок руками из печи вытащить? Почему? (Это опасно, можно обжечь руки)

Так чем же мне чугунок-то вытащить из печки? (Ухватом)

Интересно, а как ухват может чугунок вытащить, ведь чугунок-то широкий? (Внизу чугунок узкий, поэтому ухват надо снизу завести и поднять).

Если вы так хорошо все знаете, давайте чугунок из печи вынимать. Все, кто захочет, попробуют.

Как умело вы с ухватом обращаетесь, молодцы! А вы знаете, как разговаривали с печкой в старину? (Нет) Тогда вставайте и повторяйте за мной:

Ой, ты печка-сударыня

(Поклон в одну сторону)

Помоги нам, боярыня

(Поклон в другую сторону)

Ты свари, испеки

(Изображаем, как мешаем ложкой в кастрюле, затем делаем пироги)

Обогрей, освети

(Потираем плечи)

Кости грей и спаси

(Потягиваемся, как при просыпании)

В дом богатство неси!

(Разводим руки в стороны кверху ладонями)

Вот и пришло время пообедать. Раньше вся семья собиралась за одним большим столом по строго установленному правилу: самый старший в семье мужчина садился во главу стола, затем младшие и только последними к столу подходили женщины. Все ели из одной большой миски деревянными ложками, тарелок тогда не было. Кто вспомнит пословицу или поговорку про дом или дела домашние, милости прошу за стол, но чтоб не нарушать обычай, сначала послушаем мальчиков.

Молодцы ребята, все знаете и пословицы, и поговорки. Посмотрите, какой необычный стол накрыт, а всего ли хватает?

Конечно, нет ложек. Какие раньше были ложки?

Правильно, деревянные. Кто же их делал?

Ложки раньше делали сами, а потом их украшали и расписывали, да так, чтоб ни у кого больше такой не было. Но у нас на столе нет ложек, что же делать? А из чего же ее можно сделать, чем украсить? Правильно, молодцы (все украшают ложки- делают аппликацию из готовых деталей)

Ребята, что вы сегодня узнали? Отличается ли современный дом от того, какой был в старину? Нужна ли печь в домах и квартирах сейчас? Как раньше люди относились друг к другу? Конечно, с уважением. Давайте и мы будем любить и уважать друг друга.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по развитию речи «Знакомство с русской избой» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: "Знакомство с русской избой" Задачи: 1. Дать представление о русской избе – жилище.

Творческо-информационный среднесрочный проект «Осенняя ярмарка» для детей подготовительной группыТворческо-информационный среднесрочный проект «Осенняя ярмарка» для детей подготовительной группы Паспорт проекта Вид: творческо-информационный Продолжительность: среднесрочный Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели,.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД «Хотите знать, как жили в старину? Добро пожаловать в избу!»
Опубликовано: 31 марта 2013 в 11:23
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора!»
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора! » ( младшая группа) Подготовили и провели :воспитатели: Голубева Е. М,...
Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес»
Путешествие в сказочный лес. Цель: актуализация знаний детей по теме « Дикие животные», развитие фонематического восприятия, закрепление...
Фотоотчет. Украшение группы картинами к Новому году (пластилинография)
"Пластилинография"-интересная, нетрадиционная техника изобразительного искусства, которую я использую в своей работе с детьми. Детям нравится раскрашивать...