Конспект интегрированной НОД по музыкальному воспитанию «Тропинка к дому» для детей старшего дошкольного возраста

Галина Демина
Конспект интегрированной НОД по музыкальному воспитанию «Тропинка к дому» для детей старшего дошкольного возраста

Разработала: Демина Галина Дмитриевна,

музыкальный руководитель МАДОУ «ЦРР – детский сад №33 «Радуга» г. Губкин, Белгородская область.

Цели:

1. Формировать знания о предметах народного быта в русской избе (печь, самовар, сундук, пряха, утюг и так далее).

2. Обогащать впечатлениями и развивать музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора.

3. Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

4. Формировать художественно – эстетический вкус в процессе художественно – творческой деятельности.

5. Развивать коммуникативные качества дошкольников, развивать умение предолевать застенчивость, закомплексованность.

Оформление:

Занятие проводится в горнице-комнате, оборудованной в стиле русской избы.

На стене самотканый ковер, часы с кукушкой, фотографии жителей дома,

украшенные вышитыми полотенцами. Самотканые половики, печь с кашей,

ухватом, пряха, чугунок, лоскутное одеяло, сундук, лапти.

Атрибуты:

Для аппликации – кисточки, клей, бумага, салфетки, вырезанные самовары,

детали для аппликации самовара. Народные костюмы у детей.

Репертуар:

1. Русская народная песня «Русская изба», музыка И. Федотова

2. Русская народная игра «Футы-нуты».

3. Русская народная песня «Дуня-тонкопряха»

4. Чайные частушки.

5. Наигрыш русских народных инструментов.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Ребята, вы хотите узнать о доме, о старинных

вещах, которые живут в доме? А хотите отправиться в гости к деду Игнату и

бабушке Маше? А на чем поедем? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: А я предлагаю вот что! Посмотрите, что у

меня в руке? Правильно, уголек! Как вы думаете, для чего он нужен? Верно,

углем топят печку, чтобы было тепло. Вот наш уголек будет у нас

путеводителем, и поможет нам перенестись в деревню Осколец (вертит в

чугунке уголек, говорит волшебные слова: «Уголек наш покрутись, да в

в деревне окажись» – попадают в деревню Осколец).

Музыкальный руководитель: Вот мы и в деревне, а посмотрите, кто нас

встречает? (выходит бабушка Маша и дед Игнатий). Здравствуйте, дорогие

бабушка Маша и дедушка Игнатий. Мы снова у вас в гостях, приехали

посмотреть, как вы живете – поживаете, а помог к вам добраться ваш уголек,

который вы нам подарили.

Бабушка Маша: Милости просим гости дорогие. Рады гостям, как добрым вестям.

Дед Игнатий: Здравствуйте, внучата – милые ребятки!

Бабушка Маша: Проходите, не стесняйтесь, да не так быстро, не торопитесь (рассаживает на лавки)

Музыкальный руководитель: А расскажите нам хозяева, какую тайну хранит в себе дом?

Дед Игнатий: Наши прадеды любовно, топором тесали бревна

Гвозди крепко забивали, песни громко распевали

Ставенки узорные, тонкая резьба

До чего просторная русская изба.

Бабушка Маша: Что в избе капризы моды? Что ей годы, непогоды?

В ней хозяевам не тесно, и для гостя хватит места.

Дорожим мы стариною, стала нам она родною

Вечно прадедов работа, будет радовать кого-то.

Дед Игнатий: Ребята, все, что у нас вы видите в нашей избе сделано мной, моим отцом Петром и моим прадедом Иваном.

Бабушка Маша: Они были людьми с открытой душой и добрым сердцем.

Ведь издавна русский народ славился рукоделием, вышивкой, предметами

русского быта. Во многих семьях сохранились предметы народного быта, а

почему, как вы думаете? – Да потому, что люди помнят о своих предках. Эти

предметы излучают тепло их рук. Их вещи передавались по наследству. Вот

и нам достались.

Музыкальный руководитель: А что такое «по наследству» бабушка Маша?

А это когда от бабушек к маме, от мамы к вам, от прабабушки к вашей бабушке.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте споем бабушке и дедушке

песню.

Исполняется песня «Русская изба» музыка И. Федотова

(Баба Маша и дед Игнат хвалят исполнение и детей).

Музыкальный руководитель: Бабушка, а расскажите, кто живет у вас в горнице?

Бабушка Маша: Как уютно в нашей горнице

Спозаранку печка топится

Котик лапкой умывается

Полюбуйтесь, как старается.

Дед Игнат, чего молчишь? Печь-то твой прадед клал, рассказал бы нам о

печи-то?

Дед Игнатий: Да печь сложил мой дед Иван. С печью связан весь быт, вся

жизнь крестьянина. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали

глиной, затем белили побелкой. Такая русская изба дожила и до наших дней.

Человек, который умел класть печь – назывался печник. Слава о печнике

шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была

как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

«Когда в печи жарко – тогда «варко» - гласит русская пословица.

Бабушка Маша: Вот и наша печь Арина, стоит в углу украшая нашу согревая всех своим теплом. В печи печется хлеб, готовится еда, да еще и чугунок с кашей. Чтобы не было горячо его нужно взять ухватом, кто хочет попробовать?

На печи сушится одежда, обувь. Да здесь и спать можно, да и укрываться вот

таким красивым лоскутным одеялом.

(Дети пробуют взять чугунок ухватом)

Проводится игра «Футы нуты» с ухватом.

Бабушка Маша: А вот правый от печи угол назвался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи. А что это за свалка? Да нет, это же наша прялка. Это удивительный станок, который называется пряхой. Она служила и служит для получения нитей, из которых потом вязали бабушки и дедушки вяжут красивые свитера, носки, да варежки. Нашу пряху зовут Настасьюшка. Кто хочет попробовать пропрясть (пробуем прясть). Наша Настасьюшка очень трудолюбивая – рукодельница большая.

Русская народная песня «Дуня – тонкопряха».

(Дед и баба загадывают детям загадки о предметах русского быта).

1. Зелененький, маленький по полу елозит

Себя не занозит, обежал весь теремок

И опять стал в уголок

(веник Сеня)

2. Две толстушки

Деревянные брюшки

Что это за подружки?

(Близняшки ведерки Дуняшки)

3. Кто в доме рогат? (Ухват Игнат)

4. Наш дружок Павлуха, не жалеет своего брюха,

Все-то гладит, да разглаживает,

Да животик свой поглаживает.

(Утюг Павлуха)

5. А это сундук – надулся как индюк. А что же в нем? (Бабушка показывает русские народные костюмы).

Бабушка Маша: Про костюмы мы поговорим при следующей нашей встрече.

6. На плечах дуга держит ведра, к них – вода. (Коромысло)

Бабушка Маша: Левый угол от печи назывался красным, то есть красивым.

Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для почетных гостей. Русский народ всегда славился гостеприимством:

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углями, а красна пирогами».

«Умей в гости звать, умей и угощать»

На столе в избе всегда стоит горячий самовар. Послушайте загадку:

«У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки

Тона воду кипятит и как зеркало блестит».

Бабушка Маша: Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличии от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которые держали за донышко.

Дед Игнатий: А хотите ребята смастерить самовар?

(Дети выполняют аппликацию самовара, под наигрыш русских народных инструментов. Рассматривают работы)

Дети поют «Чайные частушки».

Бабушка Маша: «Делу время – потехе час». Поработали, а теперь приглашаем вас попить чайку из самовара с русским угощением: сушками, сухарями, да вареньем.

(Музыкальный руководитель благодарит хозяев за радушный прием и вкусное угощение.)

Бабушка Маша: Да, дорожим мы стариной

Стала нам она родной

Наших прадедов работа

Любоваться ей охота.

Слава русской стороне,

Слава русской старине

И про эту старину

Я рассказ свой поведу

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

(Бабушка Маша и дед Игнатий приглашают детей снова в гости).

Дети с помощью уголька возвращаются в детский сад.

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей младшей группы «Мир вашему дому»Конспект занятия для детей младшей группы «Мир вашему дому» Тема : «Мир вашему дому» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с предметами русского быта, песнями, прибаутками. Закреплять.

Знакомство с русской утварью.Знакомство с русской утварью. Во всех детских садах давно введены занятия по ознакомлению с русским народным бытом, с русской утварью, с народным фольклором. Для ознакомления.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Архитектура, дома
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД по музыкальному воспитанию «Тропинка к дому» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 июня 2013 в 23:19
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....