Конспект интегрированной НОД по музыкальному воспитанию «Тропинка к дому» для детей старшего дошкольного возраста

Галина Демина
Конспект интегрированной НОД по музыкальному воспитанию «Тропинка к дому» для детей старшего дошкольного возраста

Разработала: Демина Галина Дмитриевна,

музыкальный руководитель МАДОУ «ЦРР – детский сад №33 «Радуга» г. Губкин, Белгородская область.

Цели:

1. Формировать знания о предметах народного быта в русской избе (печь, самовар, сундук, пряха, утюг и так далее).

2. Обогащать впечатлениями и развивать музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора.

3. Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

4. Формировать художественно – эстетический вкус в процессе художественно – творческой деятельности.

5. Развивать коммуникативные качества дошкольников, развивать умение предолевать застенчивость, закомплексованность.

Оформление:

Занятие проводится в горнице-комнате, оборудованной в стиле русской избы.

На стене самотканый ковер, часы с кукушкой, фотографии жителей дома,

украшенные вышитыми полотенцами. Самотканые половики, печь с кашей,

ухватом, пряха, чугунок, лоскутное одеяло, сундук, лапти.

Атрибуты:

Для аппликации – кисточки, клей, бумага, салфетки, вырезанные самовары,

детали для аппликации самовара. Народные костюмы у детей.

Репертуар:

1. Русская народная песня «Русская изба», музыка И. Федотова

2. Русская народная игра «Футы-нуты».

3. Русская народная песня «Дуня-тонкопряха»

4. Чайные частушки.

5. Наигрыш русских народных инструментов.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Ребята, вы хотите узнать о доме, о старинных

вещах, которые живут в доме? А хотите отправиться в гости к деду Игнату и

бабушке Маше? А на чем поедем? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: А я предлагаю вот что! Посмотрите, что у

меня в руке? Правильно, уголек! Как вы думаете, для чего он нужен? Верно,

углем топят печку, чтобы было тепло. Вот наш уголек будет у нас

путеводителем, и поможет нам перенестись в деревню Осколец (вертит в

чугунке уголек, говорит волшебные слова: «Уголек наш покрутись, да в

в деревне окажись» – попадают в деревню Осколец).

Музыкальный руководитель: Вот мы и в деревне, а посмотрите, кто нас

встречает? (выходит бабушка Маша и дед Игнатий). Здравствуйте, дорогие

бабушка Маша и дедушка Игнатий. Мы снова у вас в гостях, приехали

посмотреть, как вы живете – поживаете, а помог к вам добраться ваш уголек,

который вы нам подарили.

Бабушка Маша: Милости просим гости дорогие. Рады гостям, как добрым вестям.

Дед Игнатий: Здравствуйте, внучата – милые ребятки!

Бабушка Маша: Проходите, не стесняйтесь, да не так быстро, не торопитесь (рассаживает на лавки)

Музыкальный руководитель: А расскажите нам хозяева, какую тайну хранит в себе дом?

Дед Игнатий: Наши прадеды любовно, топором тесали бревна

Гвозди крепко забивали, песни громко распевали

Ставенки узорные, тонкая резьба

До чего просторная русская изба.

Бабушка Маша: Что в избе капризы моды? Что ей годы, непогоды?

В ней хозяевам не тесно, и для гостя хватит места.

Дорожим мы стариною, стала нам она родною

Вечно прадедов работа, будет радовать кого-то.

Дед Игнатий: Ребята, все, что у нас вы видите в нашей избе сделано мной, моим отцом Петром и моим прадедом Иваном.

Бабушка Маша: Они были людьми с открытой душой и добрым сердцем.

Ведь издавна русский народ славился рукоделием, вышивкой, предметами

русского быта. Во многих семьях сохранились предметы народного быта, а

почему, как вы думаете? – Да потому, что люди помнят о своих предках. Эти

предметы излучают тепло их рук. Их вещи передавались по наследству. Вот

и нам достались.

Музыкальный руководитель: А что такое «по наследству» бабушка Маша?

А это когда от бабушек к маме, от мамы к вам, от прабабушки к вашей бабушке.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте споем бабушке и дедушке

песню.

Исполняется песня «Русская изба» музыка И. Федотова

(Баба Маша и дед Игнат хвалят исполнение и детей).

Музыкальный руководитель: Бабушка, а расскажите, кто живет у вас в горнице?

Бабушка Маша: Как уютно в нашей горнице

Спозаранку печка топится

Котик лапкой умывается

Полюбуйтесь, как старается.

Дед Игнат, чего молчишь? Печь-то твой прадед клал, рассказал бы нам о

печи-то?

Дед Игнатий: Да печь сложил мой дед Иван. С печью связан весь быт, вся

жизнь крестьянина. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали

глиной, затем белили побелкой. Такая русская изба дожила и до наших дней.

Человек, который умел класть печь – назывался печник. Слава о печнике

шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была

как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

«Когда в печи жарко – тогда «варко» - гласит русская пословица.

Бабушка Маша: Вот и наша печь Арина, стоит в углу украшая нашу согревая всех своим теплом. В печи печется хлеб, готовится еда, да еще и чугунок с кашей. Чтобы не было горячо его нужно взять ухватом, кто хочет попробовать?

На печи сушится одежда, обувь. Да здесь и спать можно, да и укрываться вот

таким красивым лоскутным одеялом.

(Дети пробуют взять чугунок ухватом)

Проводится игра «Футы нуты» с ухватом.

Бабушка Маша: А вот правый от печи угол назвался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пищи. А что это за свалка? Да нет, это же наша прялка. Это удивительный станок, который называется пряхой. Она служила и служит для получения нитей, из которых потом вязали бабушки и дедушки вяжут красивые свитера, носки, да варежки. Нашу пряху зовут Настасьюшка. Кто хочет попробовать пропрясть (пробуем прясть). Наша Настасьюшка очень трудолюбивая – рукодельница большая.

Русская народная песня «Дуня – тонкопряха».

(Дед и баба загадывают детям загадки о предметах русского быта).

1. Зелененький, маленький по полу елозит

Себя не занозит, обежал весь теремок

И опять стал в уголок

(веник Сеня)

2. Две толстушки

Деревянные брюшки

Что это за подружки?

(Близняшки ведерки Дуняшки)

3. Кто в доме рогат? (Ухват Игнат)

4. Наш дружок Павлуха, не жалеет своего брюха,

Все-то гладит, да разглаживает,

Да животик свой поглаживает.

(Утюг Павлуха)

5. А это сундук – надулся как индюк. А что же в нем? (Бабушка показывает русские народные костюмы).

Бабушка Маша: Про костюмы мы поговорим при следующей нашей встрече.

6. На плечах дуга держит ведра, к них – вода. (Коромысло)

Бабушка Маша: Левый угол от печи назывался красным, то есть красивым.

Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для почетных гостей. Русский народ всегда славился гостеприимством:

«Что есть в печи – все на стол мечи».

«Не красна изба углями, а красна пирогами».

«Умей в гости звать, умей и угощать»

На столе в избе всегда стоит горячий самовар. Послушайте загадку:

«У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки

Тона воду кипятит и как зеркало блестит».

Бабушка Маша: Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличии от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которые держали за донышко.

Дед Игнатий: А хотите ребята смастерить самовар?

(Дети выполняют аппликацию самовара, под наигрыш русских народных инструментов. Рассматривают работы)

Дети поют «Чайные частушки».

Бабушка Маша: «Делу время – потехе час». Поработали, а теперь приглашаем вас попить чайку из самовара с русским угощением: сушками, сухарями, да вареньем.

(Музыкальный руководитель благодарит хозяев за радушный прием и вкусное угощение.)

Бабушка Маша: Да, дорожим мы стариной

Стала нам она родной

Наших прадедов работа

Любоваться ей охота.

Слава русской стороне,

Слава русской старине

И про эту старину

Я рассказ свой поведу

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

(Бабушка Маша и дед Игнатий приглашают детей снова в гости).

Дети с помощью уголька возвращаются в детский сад.

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей младшей группы «Мир вашему дому»Конспект занятия для детей младшей группы «Мир вашему дому» Тема : «Мир вашему дому» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с предметами русского быта, песнями, прибаутками. Закреплять.

Знакомство с русской утварью.Знакомство с русской утварью. Во всех детских садах давно введены занятия по ознакомлению с русским народным бытом, с русской утварью, с народным фольклором. Для ознакомления.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Архитектура, дома
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД по музыкальному воспитанию «Тропинка к дому» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 июня 2013 в 23:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Благоустройство территории детского сада
Детский сад недаром называют вторым домом для дошколят. Здесь малыши проводят большую часть своего дня, здесь они развиваются, общаются, учатся, гуляют...
План-конспект НОД в группе раннего развития «Дети в детском саду»
План-конспект НОД в группе раннего развития Тема: «Дети в детском саду» Цель: Развитие слухового внимания, воображения, координации движений детей....
Консультация для родителей «Поведение детей в период адаптации».
Ваш ребёнок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по - разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идёт в группу, но...
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Развлекательный досуг «Поиски клада» для старшей группы.
Участники: воспитатель ( пират, дети. Цель: 1. Создание бодрого, радостного, веселого настроения. 2. Пропагандировать здоровый образ жизни. Задачи:...