Конспект интегрированной НОД в средней группе «Горница»

ольга иващенко
Конспект интегрированной НОД в средней группе «Горница»

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: образовательные:

• Познакомить детей с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;

Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных, согласовывать их в роде и числе

• Познакомить с профессиями (плотник, гончар, сапожник, парикмахер)

воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к русской культуре, людям труда - народным умельцам, мастерам.

• Воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,

развивающие:

Развивать связную речь

Развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;

• Развивать память, логическое мышление, творческое воображение.

Оздоровительная:

Развивать силу выдоха.

• Укреплять дыхательную мускулатуру

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон, записи народных песен. куклы-закрутки, русский народный костюм, дидактический материал, предметы быта в горнице

Методы:

• репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, слайдов, рассказ, активизация внимания детей путем постановки вопросов;

• игровой: направлен на развитие у детей культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

Место проведения: «Горница» (мини музей детского сада)

Участники: Дети средней и подготовительной группы

Ход НОД

1. Приветствиие. Проводит воспитатель

Дети входят в Горницу под музыку русской народной песни «Ах вы сени», гостей встречает педагог, одетый в русский народный костюм.

- Здравствуйте, гости дорогие! Прошу вас в избу.

Красному гостю - красное место!

В тесноте да не в обиде.

Где потеснее - там и веселее!

Сегодня мы узнаем, как жили люди в старину. В горнице мы познакомимся со многими старинными предметами быта.

2. Изба. Рассматривание слайдов с изображением изб. Проводит воспитатель

- Раньше люди много трудились, все делали своими руками. Посмотрите, какие избы строили мастера.

Слайды 1-3

- Из чего строили дома в старину? (Из бревен)

- Дома были какие? (Бревенчатые)

Словообразование: бревна - бревенчатый

- Кто строил дома? (плотники)

3. Игра "Строим дом" Проводит воспитатель

Движение с речью (дети повторяют за педагогом движения и слова, имитируя действия)

- А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом! С чего начнем?

• Рубим деревья (тук-тук-тук).

• Обрабатываем их (вжик-вжик-вжик).

• Укладываем бревна в сруб (раз-два).

• Возводим крышу (раз-два).

• Моем в доме полы (шух-шух-шух).

• Пускаем в дом петуха (ку-ка-ре-ку).

Кричим "С новосельем!"

4. Колодец Проводит воспитатель

- И мы построили дом. Вот какой!

- Что это во дворе дома? (колодец) Слайд 4

Показ слайда с изображением дома, двора и колодца во дворе. Рассматривание макета колодца.

- Посмотрите, из чего сделали этот колодец? (тоже из бревен)

- Для чего хозяин делал колодец во дворе?

- А воду носили вот в таких ведрах. Их тоже делали из дерева. (Рассмотреть ведра на картинке на слайде)

- Ведра из дерева какие? (деревянные)

Словообразование: дерево - деревянный Слайд 5

5. Убранство избы. Проводит воспитатель.

Просмотр слайдов с изображением комнат в старинных избах. Дети находят и называют старинные предметы быта на картинке и в горнице.

Слайды 6,7,8

6. Люлька. Проводит воспитатель

- Есть еще один необычный предмет в нашей горнице. Это люлька.

- Для кого папы делали люльки своими руками?

Рассматривание слайдов с люльками в избе.

- А в такие куклы-закрутки в старину играли дети.

Звучит колыбельная песня. Дети берут кукол, качают их, кладут в люльку, подпевая колыбельную песню.

Слайд 9, 10,

7. Дидактическая игра «Постираем» Проводит воспитатель

а) показать стиральную доску.

- На такой доске в старину стирали.

- Как это делали? (показывает ребенок средней группы)

Все дети выполняют движения, имитирующие стирку на доске:

Трут белье правой рукой,

трут левой рукой,

и двумя руками

б) рубель

- Выстиранное белье сушили и гладили с помощью рубеля

- Где он? (дети находят в горнице)

Воспитатель показывает, как им пользовались

- Затем появились утюги (Ребенок рассказывает как им пользовались)

- Как нагревался утюг?

Словообразование: из чугуна- чугунный

8. Русский костюм. Проводит логопед

Входят дети подготовительной группы в русских национальных костюмах.

Рассматривание одежды детей, воспитателя, одежды куклы.

9. Прялка. Проводит логопед.

Рассказ ребенка подготовительной группы:

Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Делали мастера прялки из дерева. Прялка работает как велосипед. Когда ногами нажимают на педали, вращается колесо и волокно (кудель) скучивается в нить, а нить наматывается на веретено. Пряли женщины и девочки всю осень и зиму.

Много поговорок существует о прялке:

• У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

• Не ленись прясть, хорошо оденешься

• Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

Слайд 11

10. Печь. Проводит логопед.

- Что занимало главное место в доме? Ребенок подготовительной группы загадывает загадку про печку:

В избе - изба, на избе - труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

- Главное место в доме занимала печь. Она была главным украшением в избе и называли ее Царицей, кормилицей.

- Почему? (в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети).

- Эта печь называется русской.

- Почему? (Такую делали только в России.)

- В русской печи готовили. Еду варили в железных горшках - чугунках. А горшки горячие.

- Как же их могли достать из печи? (Ухватом.) Ребенок показывает ухват.

- Попробуй, подержи. Легко это было делать? (Нет, тяжело.)

Показать кочергу на слайде. Дети находят в горнице.

Слайды 12, 13, 14,

11. Упражнение «Колем дрова». Проводит логопед.

Укрепление дыхательной мускулатуры.

Руки в «замке» вверх- вдох через нос.

При наклоне руки вниз- на выдохе произносят: «У-у-ух!»

.

12. Печь в сказках. Проводит логопед.

- Печь является еще и сказочным персонажем. В каких-то сказках она играет чуть ли не главную роль!

- Какие сказки вы узнали? («По щучьему веленью», «Гуси-лебеди «и др.)

Слайд 15

13. Деревянная посуда. Проводит логопед.

Рассматривают посуду, представленную в музее.

Словообразование: из дерева - деревянная

14. Посуда из глины. Проводит логопед.

- Из чего еще делали посуду?

Словообразование: из глины - глиняная

- Мастер, который делает посуду из глины называется …

Новые слова: гончар, гончарный круг.

Показ макета гончарного круга.

. Слайд 16

15. Отгадывание загадок: Проводит логопед.

Загадывают дети подготовительной группы

Сама не ем, а людей кормлю

(Ложка)

Стоит толстячок,

подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

всем чай пить велит. (Самовар)

Купили новенькое,

Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно все в дырах

(Сито)

16. Рефлексия. Проводит воспитатель

-Сейчас тоже делают посуду из глины. Посмотрите, какие красивые разные чашки у нас на столе рядом с самоваром. Сделали их на фабрике. Кто сегодня много запомнил, хорошо работал - сядет за стол и возьмет одну чашку, а кто собой не очень доволен - сядет отдохнуть на лавку.

17. Итог. Чаепитие. Проводит воспитатель

Что-то мне подсказывает, что и наша печка не простая, а волшебная.

- По щучьему веленью, по моему хотенью – угости печка ребят пряничками (Дети находят пряники в глиняной миске накрытые рушником на макете печи) Хозяйка избы угощает чаем и пряниками

- Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра.

Прикреплённые файлы:

gornica_9936i.ppt | 1874,5 Кб | Скачан: 99
 
Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры Содержание работы: 1. Сбор и изучение методической.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД в средней группе «Горница»
Опубликовано: 30 октября 2013 в 20:49
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...