Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Всё о снеге»

Валентина Ткачева
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Всё о снеге»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей группе

Цель:

формировать экологические знания дошкольников, закреплять и расширять представления детей о свойстве снега; воспитывать желание узнавать, что-то новое; продолжать знакомить детей с данным явлением, помочь установить связь между природными явлениями и временем года; воспитывать интерес к явлениям неживой природы; развивать тактильные ощущения.

Методы и приёмы:

игровой (внесение игрового персонажа).

наглядный (фланелеграф «Зимний пейзаж»).

практический (опыты)

словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа:

Изготовление объектов для фланелеграфа вместе с детьми «Зимний пейзаж»

Чтение энциклопедии, рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).

Беседы на тему: «Где на Земном шаре вечные льды?», «Зимушка Зима».

Демонстрационный материал:

Ёмкости со снегом, прозрачные стаканы на каждого ребёнка, гуашь, формочки для снега, голубая бумага для рисования, белая бумага для поделок - снежки, цветные карандаши, кисточки, игрушка Тигрёнок.

Ход занятия.

Ребята стоят полукругом.

Воспитатель загадывает загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Воспитатель: как вы думаете, ребята, про какое время года загадка, и объясните свой ответ.

Ответы детей:

Олег. Эта загадка про зиму, только зимой может занести, запорошить дорожки.

Настя. Зимой можно кататься на санках.

Воспитатель: Правильно, ребята. Расскажите, что вы знаете о зиме?

Ответы детей:

Кирилл: зимой холодно, дует холодный ветер (северный)

Алина: много снега из него можно лепить снеговиков, крепости.

Надя: снег тает на ладони и не тает на варежке, хрустит под ногами.

Андрей: на снегу можно оставить следы, снег имеет цвет он белый.

Дима: зимой мы тепло одеваемся, деревья без листьев

Воспитатель:

Молодцы, как много вы знаете о зиме.

Слышится стук в дверь.

Воспитатель: ребята к нам кто-то стучится. Посмотрим, (воспитатель вносит в группу игрушку - Тигрёнка).

Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришел - Тигренок.

Тигрёнок: Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Попробуйте отгадать мою загадку:

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, скажу я прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без.

Ответы детей

Надя: Воды.

Тигренок: Правильно, вода. Мне мама рассказывала, что вода может превращаться в снег.

Ребята, вы знаете, я живу в Африке и ни разу не видел снега и не знаю, что с ним делать.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Всё о снеге»

Воспитатель: Как хорошо, что ты к нам пришёл, Тигрёнок. Мы как раз о зиме говорили.

Тигрёнок: очень хорошо, ребята вы мне расскажите, что вы знаете о зиме мне так интересно. А что это у вас в ведёрке? (Ведёрко накрыто салфеткой)

(Тигрёнок запускает лапу в ведёрко, дотрагивается до снега) Какой холодный.

(воспитатель проходи т с ведёрком наполненным снегом, накрытым салфеткой, мимо детей. Дети трогают снег и определяют на ощупь, что же в ведре).

Воспитатель: Ребята, что это? Кто догадался? (дети щупают снег под салфеткой).

Ответы детей

Дима: Это снег. (Все дети, трогают, снег не глядя в ведёрко.)

Воспитатель: ребята, почему вы решили, что это снег, объясните?

Ответы детей

Алина: снег – холодный, из него можно слепить комочек.

Воспитатель: снимает салфетку и уже показывает без салфетки ведёрко со снегом.

Воспитатель: Да, ребята, это снег. А теперь скажите, какой же у нас снег?

Ответы детей

Арсений: у снега есть цвет - белый, он холодный, пушистый, мягкий, мокрый.

Воспитатель: ребята, я взяла снег в руки. Что с ним стало, что это течёт у меня из руки.

(снег растаял, получился ручеёк).

Я вам загадаю загадку, а вы попробуете отгадать:

Мягкий он, а не подушка.

Липнет он, а не пушок.

Он холодный, как лягушка,

А согреешь, ручеёк.

Ответы детей

Дети хором: Это снег.

Воспитатель: Молодцы, ребята, всё правильно про снег сказали.

Физкультминутка «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу)

Он превратится в снежный ком

И станет ком снеговиком. (кругообразные движения руками)

Его улыбка так светла

Два глаза, шляпа, нос, метла. (дети показывают улыбку, глаза)

Но солнце припечет слегка

- Увы,. и нет снеговика. (дети присаживаются на корточки)

Дидактическая игра: «Назови двумя словами»:

-шуба, шапка, варежки… .(зимняя одежда)

-санки. Коньки, лыжи… .(спортивный инвентарь)

-унты, валенки, кожаные меховые сапожки (зимняя обувь)

-воробей, снегирь, синица (зимующие птицы)

-лед, снеговой сугроб, снежинка (зимнее состояние воды)

Как по - вашему, какое слово чаще всего встречалось вам в общем названии предметов (зимняя). А какое сейчас время года?

Ответы детей

Дима: сейчас зима.

Тигрёнок: А в какие игры можно играть зимой, расскажите мне так интересно.

Ответы детей

Полина: лепить снеговика, играть в снежки.

Катя: скатываться на ватрушке с горки, кататься на санках, коньках, лыжах.

Тигрёнок: А, давайте, мы тоже поиграем в снежки, у нас и снег здесь есть.

Воспитатель: Поиграть - то конечно можно. Ребята, а со снегом можно в группе играть?

Ответы детей

Лера: в группе и в здании со снегом не играют.

Воспитатель: А мы снежки из бумаги сделаем, (у каждого ребёнка под стульчиком лежит лист белой бумаги). Ребята, чем похоже бумага на снег? (цветом- белый и снег, и лист бумаги). Правильно. Мы сомнём бумагу в комочек, и получится снежок.

Тигрёнок: ребята, я тоже в снежки поиграть хочу! Примите меня в игру.

Воспитатель: ну конечно, Тигрёнок, мы примем тебя в игру, делай вместе с нами снежки.

(игра в снежки с сопровождением песни «Мы в снежки играем смело, ах какое это дело…»)

Воспитатель: а давайте проведём опыты со снегом

ОПЫТЫ

1. Ребята, давайте сравним снег со льдом по их свойствам и качествам, назовём сходство и отличия. У вам на столах ёмкость со льдом, это нужно для опытов, посмотрите, руками ничего не трогайте, а почему нельзя - вы, наверное, уже догадались

Ответы детей (снег от тепла тает… .)

2. Посмотрите на снег, потрогайте его ладошками. Какой он?

– холодный, мягкий.

Какого снег цвета?

– белого.

Есть в снегу крупинки? Что ещё белого цвета на ваших подносах?

-соль. Потрогайте рукой соль.

Какая она?

– рыхлая, рассыпчатая, мягкая, теплая…. по цвету белая…

3. Потрогайте льдинку. Какая она?

Ответы детей. Дима: твердая

Что напоминает вам льдинку?

Ответы детей Алина: стекло

Почему льдинку нельзя вставить в окно?

Ответы детей Лера: лёд в тепле тает.

Скажите, с чем связано появление снега в природе и льда?

Ответы детей : Андрей: снег и лед появляется после похолодания, в результате замерзания воды.

Воспитатель: Сначала я вам почитаю потешку, а потом мы поиграем:

Тихо падает снежок,

То зима пришла, дружок!

Мы играем, веселимся,

И мороза не боимся!

А теперь поиграем в снежки, будем бросать друг в друга, потом соберём снежки в корзину.

Воспитатель: Ничего не пойму. Ребята, мы сегодня с прогулки вместе с вами снег принесли. Куда же он делся? Как вы думаете?

Ответы детей

Полина - снег растаял.

Воспитатель: А почему же он растаял?

Алина: потому что в группе тепло, а снег в тепле тает.

Воспитатель: Правильно, ребята, снег в тепле растаял. И вместо него осталась вода. Значит, снег - это вода. Ребята, а если опять эту воду вынести на улицу, на мороз, получится опять снег?

Ответы детей- некоторые говорят да, некоторые - нет.

Воспитатель: а, если вынести воду на мороз, то она замёрзнет и получится что?- лёд. Если на улице тает снег, а потом опять мороз -то получится гололёд, скользко, плохо идти; читает загадку про лёд:

1) Прозрачен как стекло,

Да не вставишь в окно, (лёд)

2) Зимнее стекло-весною потекло. (лёд)

3) Рыбам зиму жить тепло. Крыша толстое стекло. (лёд)

4) Зимнее стекло весною потекло (лёд)

Тигрёнок: ну вот не успел поиграть, а так хотелось.

Воспитатель: не печалься Тигрёнок, мы тебе с ребятами зиму нарисуем снежинки, снежные сугробы.

Дети рисуют сугробы, снежинки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, Тигрёнок так рад. Говорит, что про снег он теперь много знал, и делать снежки научился и играть в них. Пора ему уже возвращаться, а то его мама будет искать. Ребята, давайте Тигрёнку на память подарим рисунки о зиме. (Дети отдают рисунки)

(Тигрёнок уходит).

Воспитатель: Поиграем, ребята, в русскую народную игру "Снежная баба"

Ход игры: Снежная баба сидит, спит на сугробе. Дети идут притопывая к снежной бабе.

Дети поют:

Баба снежная стоит

Ночью дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждёт,

Ночью всех пугать идёт.

На эти слова снежная баба просыпается и догоняет детей: кого обняла, тот становится снежной бабой.

Воспитатель (после игры подводит итог занятия - рефлексия): спрашивает о зиме, о снеге, что они сегодня узнали нового. Какие выводы для себя сделали.

Публикации по теме:

Перспективный план кружка «Юный эколог»Перспективный план кружка «Юный эколог» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план работы кружка "Юный эколог". (первый год обучения, младшая группа). ОктябрьДиагностика.

Презентация к занятию «Украсим город родной»  (приложение к опубликованному ранее занятию) Конспект Цель: - углублять и уточнять представления о родном городе, вызвать желание заботиться о его красоте, воспитывать патриотические.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Всё о снеге»
Опубликовано: 24 января 2014 в 23:26
+52
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...