«Осень». Конспект итогового занятия с детьми средней и старшей групп

Оксана Бондаренко
«Осень». Конспект итогового занятия с детьми средней и старшей групп

Материал к занятию: мнемотаблица «Осень», картина Левитана «Золотая осень», Волкова «Октябрь», Бертгольца «Осень», аудиозапись Чайковского «Времена года».

Предварительная работа: Наблюдения в природе, чтение стихов

Программное содержание: закреплять и расширять словарь детей по теме «Осень»; совершенствовать грамматический строй речи; упражнять детей в умении рассказывать об осени с использованием наглядного пособия, связно, в логической последовательности; формировать умение интонационно-выразительно рассказывать стихотворение; прививать любовь к живописи, рассказов об осени, рассматривание иллюстраций по теме «Осень», разучивание стихотворений, пословиц, поговорок.

Словарная работа: подбор прилагательных к существительным, употребление антонимов.

Ход занятия

1. Организационный момент, составление рассказа про осень.

- Ребята, я получила звуковое письмо, и чтобы ответить на него мне нужна ваша помощь. А для начала, мне бы хотелось, чтобы вы тоже послушали это послание.

Звучит аудиозапись: «Здравствуйте, жители планеты Земля! Мы живем на далеком Марсе. Однажды, пролетая над вашей планетой, мы увидели, как прекрасна ваша Земля, какая на ней природа. Мы слышали, что у вас сейчас осень, а что это такое мы не знаем. Нам это очень интересно, ведь у нас на планете такого не бывает. Пожалуйста, опишите подробно это время года».

- Оказывается, на других планетах нет такой природы и такого времени года, как осень, поэтому сейчас вы расскажете про осень очень подробно, старайтесь употреблять длинные предложения, называть все признаки, чтобы рассказ получился красивым и понятным для тех, кто не знает, что такое осень.

Выставляется мнемотаблица «Приметы осени» и дети цепочкой составляют рассказ об осени.

2. Дидактические упражнения.

Упражнение "Ответь на вопросы" в образовании прилагательных от существительных.

День, когда идет дождь, какой? -. (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? -.

Дождик, который идет осенью, какой? -.

Погода, когда часто идут дожди, какая? -.

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? -.

Погода, которая бывает осенью, какая? -.

. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.

Определи, чего не бывает осенью.

- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

- Набухают почки, распускаются листья.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов.

- Дикие животные не делают запасы корма.

. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью.

Летом небо светлое, а осенью.

Летом день длинный, а осенью.

Летом тучи ходят высоко, а осенью.

Летом люди растят урожай, а осенью.

Летом деревья стоят одетые, а осенью.

Упражнение "Правильно - неправильно" на развитие понимания причинно-следственных связей.

Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

3. Чтение стихотворений

- Ребята, вам нравится осень? Почему? (Ответы детей).

- Действительно, осень очень переменчива. Она бывает веселой и грустной, солнечной и пасмурной, с дождиком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но мы все равно любим осень за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денечки. Именно осени многие люди посвящали свои произведения: художники- картины, композиторы – музыку, поэты – стихи. У многих поэтов осень вызывала вдохновение. Творческий человек в момент вдохновения способен создавать истинные щедевры, которые нас восхищают, удивляют, радуют, тревожат. Я объявляю «Поэтическую минутку», где услышим, как поэты описывают осень в своих стихотворениях.

Дети выразительно читают стихотворения Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Осень», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

4. Динамическая пауза.

- Великий композитор Чайковский наблюдал за падающими пожелтевшими листочками, подхваченными ветром, и музыка сама собой пришла на ум. Сейчас мы представим, что вы осенние листочки, которые кружат в своем последнем танце.

Динамическая пауза под музыку Чайковского – свободный танец с листочками.

5. Рассматривание пейзажей.

- А сейчас мы рассмотрим несколько пейзажей, где художники каждый по-своему изобразил осень. Перед нами три пейзажа. Посмотрите внимательно и скажите, что общего в них и в чем различие? (На всех картинах изображена осень, но разные осенние периоды: ранняя осень, поздняя осень и средний период).

- Какой показал осень художник Левитан? (У Левитана осень яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная, веселая, золотая).

- Да, действительно, художник запечатлел прекрасное мгновенье сказочной красоты. Именно о такой осени писал Бунин. Какие цвета использовал художник? (Желтый, оранжевый, красный).

- Какую осень нам показал художник Волков? (Ответы детей)

- На картине Волкова обнаженные деревья, листья пестрым ковром укрыли землю, только кое-где на ветках ветер колышет оставшийся листочек. Трава пожухла. Небо затянуто тяжелыми тучами. Какие цвета использовал художник? (Оранжевый, коричневый, медный, серый).

- Какую нам показал осень художник Бертгольц? (Ответы детей)

-На картине Бертгольца это уже не золотая, праздничная осень, это – предзимье, последний осенний месяц – ноябрь. Деревья окончательно сбросили свой наряд. Они такие беззащитные в своей обнаженности на фоне хмурого, серого неба. На земле уже почти не видно листвы, она ждет, когда покроет мягкое покрывало снега.

- Ребята, какие пословицы, поговорки или народные приметы об осени вы знаете?

(Дети называют пословицы, поговорки)

6 Подведение итогов занятия

Публикации по теме:

«Золотая Осень»«Золотая Осень» Поделка из природного материала "Золотая Осень" Я изготовила поделку «Золотая Осень». Использовала материал соленное тесто, с использованием.

Разучивание стихотворения в средней группеРазучивание стихотворения в средней группе П/с: обогащать и систематизировать знания детей об осени; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, формировать простейшие.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Осень». Конспект итогового занятия с детьми средней и старшей групп
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 20:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...
Проект «Птицы» во второй младшей группе
Проект «Птицы» во второй младшей группе Воспитатель: Каримова Лариса Ивановна МАДОУ «Детский сад №21» Свердловская область, город Ирбит Одной из наиболее...