Папки-передвижки

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну пушкинских сказок»

Савия Галимуллина
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну пушкинских сказок»

Программное содержание:

1. Закрепить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина;

2. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;

3. Замечать и выделять изобразительно выразительные средства, понимать их значение;

4. Ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказок;

5. Прививать вкус к творческой работе;

Нравственные уроки:

«Только ума на деньги не купить».

«Дай с ноготок запросит с локоток».

«Трудно найти, легко потерять».

Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в страну пушкинских сказок“» размещена в разделах

Материал: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к произведениям, выставка книг, прочитанных за год, различные предметы (сети - невод, цепи, орех, корыто, веретено, зеркальце) .

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций А. С. Пушкина, чтение сказок («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди, прослушивание аудиозаписей в исполнении артистов, просмотр мультфильмов.

Словарная работа: ветхая, невод, старче, затейница, темя, сварливая, на посылках, спица, звездочет, мудрец, скопец, жезл, пряла.

Методические приемы:

1. Вопросы.

2. Наглядность.

3. Театрализация.

4. Прослушивание магнитофонной записи.

Ход занятия:

Сказочница : Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами отправимся в мир Пушкинских сказок.

-Вы спросите, а как мы это сделаем?

-У меня есть волшебная палочка (показываю). Вы их закроите. Как только я попрошу вас закрыть глаза, вы услышите шум, грохот, не пугайтесь, а открывайте глаза (удар палочки по барабану).

- Вот мы и очутились в сказке, послушайте (звучит запись шума моря).

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу

Старуха пряла свою пряжу….»

- Дети, как называется эта сказка?

Дети: Эта сказка называется «Сказка о рыбаке и рыбке».

Сказочница : Правильно, эта сказка называется «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Покажите, чем старик ловил рыбу?

Дети: (показывают и объясняют) Невод – это сети для ловли рыб.

Сказочница : Посмотрите, а вот и герои сказки (дети инсценируют отрывок из сказки). Сцена - как старуха бранит старика.

- Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо :

Старик: Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По- нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с неё выкуп;

Так отпустил её в синее море.

Сказочница : Старика старуха забранила:

Старуха: Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше – то совсем раскололось.

Сказочница : Сколько раз посылала старуха старика к золотой рыбке, вспомните, как об этом говорится в сказке.

Дети: -1 просила корыто

-2 избу

-3 столбовою дворянкой

-4 вольною царицей

-5 владычицей морскою.

Сказочница : Почему в последний раз ничего не сказала рыбка?

Дети: Потому, что рыбка не хотела служить старухе.

Сказочница : Вспомните, как море передает настроение рыбки?

Дети: -Море слегка разыгралось;

- Помутилось синее море;

- Не спокойно синее море;

- Почернело синее море;

-На море черная буря.

Сказочница : Кого вам больше всего жалко в этой сказке (или какие старик, старуха, рыбка?

Дети: Старик и рыбка добрые, ничего для себя не просили, а только выполняли приказания старухи.

Сказочница : А как бы вы поступили на месте старика?

Дети: Я бы попросил у рыбки, чтобы она сделала старуху доброй.

Сказочница : Кто в этой сказке отрицательный герой?

Дети: Старуха.

Сказочница : Скажите, какие пословицы подходят к этой сказке?

Дети:- Дай с ноготок, запросит с локоток.

- Только ума на деньги не купить.

Сказочница : Правильно назвали.

- Вот другая сказка («Сказка о царе Салтане»). Дети инсценируют отрывок из сказки, сидят на стульях, в руках прялки.

- Три девицы под окном

Пряли дружно вечерком.

Дети: Кабы я была царица,-

Сказочница : Говорит одна девица,-

Дети: То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир.

Кабы я была царица,-

Сказочница : Говорит ее сестрица,-

Дети: То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

Кабы я была царица,-

Сказочница : Третья молвила сестрица

Дети: Я б для батюшки – царя

Родила богатыря.

Сказочница : В какую сказку мы сейчас попали?

Дети: Сказка называется «Сказка о царе Салтане».

Сказочница : На какой из сестер женился царь Салтан? Почему?

Дети: На младшей, которая хотела родить ему богатыря.

Сказочница : А как его назвали?

Дети:- Князь Гвидон.

Сказочница : Вот еще отрывок.

Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет…

- А какую песенку пела белка?

Дети: Во саду ли, в огороде

Девица гуляла….

Сказочница : В каких насекомых превращался князь Гвидон? Покажите мне (на стол различные насекомые).

Дети:- Первый раз превратился в комара.

- Второй раз превратился в муху.

- В третий раз превратился в шмеля.

Сказочница :- Кто в этой сказке положительный герой?

Дети: - Положительные герои: Лебедь, князь Гвидон, царица, царь Салтан.

Сказочница : Кто отрицательные герои?

Дети: - Отрицательные герои: ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, коршун.

Сказочница : Кто мне назовет пословицу, которая могла бы подойти к этой сказке?

Дети:- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказочница : А сейчас мы с вами проведем игру «Забрось орех» (физ. минутка). Белочка протягивает лапки с корзиной, а у вас в руках орешки. Вы по очереди должны бросить орешек белочке в корзину.

- Вот мы и поиграли в игру. Садитесь.

Сказочница : Послушайте другой отрывок:

- Жил- был славный царь Дадон

С молоду был грозен он.

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

Сказочница : : А это в какую сказку мы попали?

Дети:- Это «Сказка о золотом петушке».

Сказочница : Скажите кому за помощью обратился царь Дадон?

Дети:- К звездочету, мудрецу.

Сказочница : Вот мудрец перед Дадоном

Стал вынул из мешка…

- Что же он вынул из мешка?

Дети:- Золотого петушка.

Сказочница : Кто-же такой мудрец - звездочет? Есть ли сейчас такие люди?

Дети:- Такие люди сейчас есть, только по другому их зовут-астролог- ученый.

Сказочница : Как же петушок предупреждал опасность и какими словами?

Дети: - И кричит: «Кири-ку-ку

Царствуй лежа на боку!»

Сказочница :-Что за войско было, которое угрожало царю?

Дети:-Это было войско Шамаханской царицы.

Сказочница : Скажите, что попросил в награду мудрец-звездочет? Выполнил ли свое обещание царь перед мудрецом?

И как был за это наказан?

Дети:- Мудрец попросил в награду Шамаханскую царицу.

Петушок спорхнул со спицы

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился…и в тоже время

С колесницы пал Дадон-

Охнул раз, - и умер он.

Сказочница : Как вы думаете, почему петушок так поступил?

Дети:- Потому, что царь Дадон ударил мудреца в темя жезлом.

Сказочница : Какая пословица подходит к этой сказке?

Дети:- Трудно найти, легко потерять.

Сказочница : Чему учит эта сказка?

Дети:- Дал слово, держи его.

Сказочница : А вот перед нами другая сказка. Посмотрите, что за вещица появилась у меня?

Дети:- Это зеркальце.

Сказочница : А оно-то не простое, а волшебное. Это зеркальце умеет говорить. Из какой оно сказки?

Дети:- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Сказочница :- Кому оно принадлежало

Дети:- Оно принадлежало царице. Она всегда с ним разговаривала и спрашивала:

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Сказочница : Правильно. А почему царица хотела погубить молодую царевну?

Дети:- Потому, что зеркальце сказало, что молодая царевна краше и милее её.

Сказочница : Кто приютил молодую царевну?

Дети: - Семь братьев - богатырей.

Сказочница : А что это? (показывает хрустальный гроб).

Дети:- Это хрустальный гроб, где лежит мёртвая царевна.

Сказочница : Когда пропала молодая царевна, к кому обращался за помощью королевич Елисей?

Дети: (показывают на солнце, месяц, ветер) Королевич Елисей обратился к солнцу: Свет наш, солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной.

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

- Во второй раз обратился к месяцу:

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий.

И облет твой любя

Звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли, где на свете

Ты царевны молодой?

- В третий раз обратился к ветру?

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на простоте.

Не боишься никого,

Кроме ветра одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Сказочница : Как освободил королевич Елисей невесту?

Дети:- Королевич Елисей разбил гроб, и молодая царевна ожила.

Сказочница : Что победило в этой сказке : зло или добро?

Дети:- Победило добро, любовь.

Сказочница : А сейчас нам Даша прочитает стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила».

Сейчас вы послушаете отрывок из сказки в исполнении профессиональных артистов, записанной на аудиозаписи, и должны догадаться из какой это сказки (звучит отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане» с шумом моря).

Дети: Это отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане».

Итог занятия :

Сказочница : Вот так незаметно и завершилось наше сегодняшнее путешествие.

Я совсем забыла вас предупредить, что волшебная полочка, с помощью которой мы оказались в сказках А. С. Пушкина, имеет силу только один раз в сутки. Завтра мы с вами с её помощью сможем вернуться обратно в мир сказок.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование работы кружка «В мире сказки» в старшей группе № Тема и цель занятия Сентябрь 1 Чтение сказки «Король-лягушонок, или Железный Генрих» Бр. Грим Цель: Уточнить представления детей о жанровых.

Перспективное планирование тематической недели «Сказки А. С. Пушкина» (средняя группа) ПОНЕДЕЛЬНИК Содержание работы ФКЦМ Рассказ воспитателя о творчестве А. С. Пушкина. Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина Беседа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну пушкинских сказок»
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 20:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД