Конспект итогового занятия (подготовительная группа)

Оксана Николаевна Кагакова
Конспект итогового занятия (подготовительная группа)

Автор разработки: Кагакова Оксана Николаевна

г. Саратов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 246»

Русский народный фольклор

Цель занятия:

• Прививать любовь к русскому народному фольклору

• Продолжать учить отгадывать загадки

• Читать скороговорки, потешки, играть в народные игры, сочинять сказки с умными, мудрыми мыслями

• Воспитывать эстетическое отношение к народному искусству, знать характерные особенности разных промыслов, закреплять знания детей различать игрушки

• Прививать чувство любви к Родине

Материал:

• Выставка народных игрушек (матрешка, конь, птица, дымковские игрушки, филимоновские свистульки)

• Образцы росписей; кукла

Воспитатель:

Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это всё то, что нас окружает.

Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…

(С. Есенин)

Стихи (дети):

1 р. Россия… Как из песни слово,

Березок юная листва

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

2 р. Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

3р. Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом «Русь».

Воспитатель:

Россия богата не только красотой своей природы: лесами, озерами, реками и морями, животными и птицами, но и главным богатством – народом: с его богатой выдумкой, умением видеть красоту в окружающем мире. У нашего народа поистине «золотые руки». Дерево, а так же глина – один из наиболее распространенных материалов в производстве изделий народных художественных промыслов. Художественная обработка дерева была известна еще в 9 – 10 вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Они умели выявить его красоту, использовать пластические свойства (народные умельцы районов Севера, Верхнего Среднего Поволжья, Архангельские Вологодские, Вятские, Тверские, Нижегородские, Владимирские губернии) .

Рассмотреть поделки: птицы, конь, матрешки и др. – роспись (хохлома, дымка, гжель городецкая, филимоновская) – дети называют знакомые виды росписи.

Загорские «матрешки»: Словно репка она крутобока,

(девочка) И подалым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок – глаз.

Воспитатель дополняет ответы детей.

Хохломская роспись – Горьковская область – родина искусства золотой росписи.

Хохломская роспись – Горьковская область – родина искусства золотой росписи.

Городецкая роспись – игрушки с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, с изображением птиц и коней

Птицы (у древних славян – Сирин, на Руси – Жар-птица) – роль ритуальных оберегов – покровителей. Образ мифологический и поэтический. Пернатые почитались у славян – землевладельцев в самых красочных нарядах.

Ласточка – вестник смерти, Сова – олицетворение нечистой силы. Недаром говорили: «Увидел Совушку – быть вдовушке», «Галка сядет на крышу – быть в доме пожару», «Сколько кукушка накукует, столько и жить…»

Конь – олицетворение добрых покровителей живого мира, символ труда. Не удивительно, что культ лошади (коня) обобщается в славяно-русском фольклоре всевозможными оберегами.

Фольклор – устное народное творчество – сокровищница народной мудрости.

Сказки, загадки, пословицы, поговорки, былины, песни, частушки, сказы, легенды создавались народом с незапамятных времен и передавались из уст в уста от поколения к поколению.

Дети:

1. Кончил дело – гуляй смело

2. Кто хвалится, тот с горы свалится

3. Скучен день до вечера, коли делать нечего

4. Любишь кататься, люби и саночки возить

5. Дело мастера боится

Воспитатель:

Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума.

Дети:

1. Не гони коня кнутом, а гони коня овсом

2. Делу время, потехе час

3. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Воспитатель:

Существует много пословиц и поговорок, возникших из примет и суеверий

1. Кукушка кукует – горе вещает

2. Заяц дорогу перебежал – к несчастью

3. На пиру посуда бьется – к счастью хозяйке

4. Кто найдет в цветнике лишний лепесток – к счастью

Все это суеверные приметы, ставшие пословицами.

Но пословица была не только свидетельством прозорливого ума, но и украшением речи.

Испокон веков у каждого народа малышей укачивали под свои традиционные песни – колыбельные. Всю свою нежность к детям матери старались вложить в эти песни, которые бережно передавались из поколения в поколение.

Девочка укачивает куклу:

Баю, баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Схватит Таню за бочок.

Баю, баю, баю, бай,

Ты, собачка, не лай.

Белочка, не скули,

Мою дочку не буди.

Воспитатель:

А сейчас я вас познакомлю с русской народной песней «Пойду ль я, выйду ль я».

Дети встают в хоровод

1. Пойду ль я, выйду ль я, да пойду ль я, выйду ль я, да во доль, во долинушку, да

во доль, во широкую

2. Сорву ль я, вырву ль я, сорву ль я, вырву ль я, да с винограда ягодку, да с винограда винную

3. То ли мне не ягода, да то ли мне не винная, да я цветочек сорвала, да я веночек совела

Песня веселая, плясовая

1 р. Вышивала полотенце

Уточкой и петушком.

Утирайся, мой хороший,

Утречком и вечерком.

2 р. Пойдем на реку купаться,

Я вас плавать научу.

Если плавать не хотите,

То на лодке прокачу.

3 р. Раздайся, народ, -

Меня пляска берет!

Пойду попляшу,

На народ погляжу.

Дети садятся на свои места

Воспитатель:

На народных гуляниях устраивали конкурсы на скороговорки, пословицы, а то вдруг загадывали загадки.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда.

К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Загадки использовались в дипломатических, военных, торговых делах.

Загадка – это короткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса.

Дети загадывают загадки:

1. В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшой – темница.

(Матрешка)

2. Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка)

3. Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь, да вода.

(Самовар)

4. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.

(Петух)

5. Говорит дорожка – два вышитых конца:

Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица.

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.

(Полотенце)

6. Что на сковороду наливают,

Да в четверо сгибают.

(Блин)

7. Катиться бочка, нет на ней ни сучочка.

(Яйцо)

Воспитатель:

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Пословицы, поговорки, загадки обогащали народную речь.

Ну а какой праздник обходится без игр?

Подвижная русская народная игра (по желанию детей):

«Ручей», «Жмурки», «Горелки», «У медведя во бору»

Перед игрой – считалка (ребенок)

«Молчанка»

Первенчики, червенчики,

Летом голубенчики, по свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок

Молчок!

После игры предложить детям вспомнить скороговорку: «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха – ха – ха»

Дети садятся на свои места

Воспитатель:

Сказка – сказывать – рассказывать, это устный рассказ о чем-либо интересном. Сказка многие столетия передавались из уст в уста. В сказках отразились вера в победу добра над злом, вера в силу любви и дружбы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой. Она рассказывает нам о важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми.

Иногда начинается сказка с зачина: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Я там был, мед-пиво пил…» и так далее.

Присказка

За Ступенькою ступенька – станет лесенка,

Слово к слову ставь складенько –

Будет песенка,

А колечко – станет вязочка,

Сядь со мною на крылечко,

Слушай сказочку.

Предложить детям назвать русские народные сказки, которые они знают и любят.

Подвести итог занятия.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод,

И первый Кремль, и город Новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой…

Публикации по теме:

Я живу в РоссииЯ живу в России Тема: Я живу в России. Программное содержание: 1 Закреплять, углублять и расширять знания о природе России, о людях, которые живут в нашей.

Конспект итогового занятия (подготовительная группа) Автор разработки: Кагакова Оксана Николаевна г. Саратов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 246»Русский народный фольклор Цель занятия:.

Автор публикации:
Конспект итогового занятия (подготовительная группа)
Опубликовано: 28 октября 2012 в 06:08
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...