Конспект итогового занятия с детьми одготовительной группы по ознакомлению с русским народным промыслом «гжель»

Валентина Приладных
Конспект итогового занятия с детьми одготовительной группы по ознакомлению с русским народным промыслом «гжель»

Конспект итогового занятия с детьми одготовительной группы по ознакомлению с русским народным промыслом «гжель»

Тема: "Гжельская роза».Цель: Учить рисовать гжельскую розу в технике «мазок с тенью».

- Учить детей видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи.

- Формировать интерес к изучению народной культуры, чувство единства с русским народом, его традициями.

- Подарить детям радость творчества, показать приёмы работы кистью.

Материалы для занятия:

- Изделия гжельских мастеров - разнообразные чайники или иллюстрации с их изображением.

- Кисти № 4, №2

- Палитры для смешивания красок

- Гуашь

- Тряпочки

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Звучит музыка, дети рассматривают выставленные поделки, предметы гжельской посуды, а также рисунки. Педагог читает стихи.

Сине- белая посуда, расскажи-ка, ты откуда

Видно издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми

В тихом Подмосковье речка Гжель бежит

Вдоль этой речки деревенька стоит

Заросли ивы вдоль речки бегут

Умельцы в той деревеньке живут.

Есть в Подмосковье

Белая рощица, синяя речка

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней

Расцветает Гжель васильковая

Незабудковая Гжель.

П. Синявский

Педагог спрашивает детей о том, чем отличается гжельская роспись от других видов росписи (орнамент растительный, выполнен в монохромной гамме синего кобальта, а затем рассказывает о процессе изготовления предметов посуды.

Белоснежные чайники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, называются «гжель» - по названию подмосковной деревушки Гжель. Даже в самом названии «Гжель» слышатся отзвуки слова «жечь». В этих местах с давних времён мастера добывали

особую глину, которая при обжиге становилась светлой. Да ещё расписывали её необычными сочными узорами сине – голубого цвета. Почему же Гжель так полюбилась людям? Что в ней такого особенного? Ну, конечно в первую очередь – это необыкновенный цвет! Он всегда бело – синий, яркий и звонкий, будто колокольчик на морозе звенит. Далеко слышно колокольчик и так же далеко видно бело – синий узор на посуде. Жители деревушки Гжель всегда с радостью говорят, что такого синего неба, как у них над крышами домов, больше нет нигде. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилось посуда «небесным светом» и напоминала о ласковом лете.

- Педагог помогает детям выделить на посуде и на образцах элементы узора: бутоны, травку, сеточку, листочки, птиц, рыбок.

2. Основная часть.

Наиболее часто среди цветов встречается роза, иногда только её лепестки. Воспитатель рассказывает детям технику выполнения гжельской розы.

Для украшения в гжельских узорах применяется элемент «мазок с тенью». Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Краска набирается краем кисти с палитры, при нанесении мазка кисть симметрично поворачивается сначала в одну, затем в другую сторону. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия. Особенность его в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон переходов цвета от глубоких, тёмных тонов до очень светлых и лёгких. В целом мазок состоит из различных оттенков синего цвета. Цвет постепенно ослабевает: от тёмно - синего, почти чёрного переходит к лёгкому, светлому, белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющегося в нём.

Воспитатель производит показ этой техники. Орнаменты (веточки, листочки, спиральки) рисовать концом кисти, придавая узору сказочную лёгкость и воздушность.

Во время занятия можно включить тихую музыку, например мелодии медленных русских хороводов. Создать обстановку свободного общения как в художественных мастерских.

3. Итог занятия.

- Общий анализ.

- почему Гжель называют сине – голубой?

- какой орнамент использовали гжельские мастера?

- какое настроение возникает, когда смотришь на гжельские изделия?

- к какому времени года относится синий цвет?

- гамма цветов: тёплые или холодные?

Организуются общие просмотры с активным обсуждением выполненных работ. Если ребёнок затрудняется дать оценку работы товарища, то задаются вспомогательные вопросы: Что нравится в рисунке? Что нарисовано более удачно?

- что сегодня рисовали?

- в чём особенность «гжельской розы

- какая роза понравилась Юле?

После занятия стихи:

К самым тонким оттенкам природы

К самым сочным краскам земли

Прикоснулись руки народа

И секрет волшебства обрели.

Все красоты родных просторов

Чудеса мастеров таят

В светлой музыке русских узоров

Расцветает русский талант.

У русской песни - крылья лебединые

До глубины открытая душа

По вечерам над зорькою рябиновой

Они летят куда- то не спеша.

Есть в Подмосковье

Белая рощица, синяя речка

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней

Расцветает Гжель васильковая

Незабудковая Гжель.

Звучит песня: Юрий Чичков «Незабудковая Гжель»

Сюрпризный момент.

Воспитатель выносит самовар с пряными изделиями и сладостями.

Публикации по теме:

Продолжение проекта «Гипс, музеи, зоосад». Роспись гипсовых изделийПродолжение проекта «Гипс, музеи, зоосад». Роспись гипсовых изделий Цели и задачи проекта смотрите в блоке "Гипс, музеи, зоопарк". занятие №3 Роспись гипсовых изделий Цель. Закреплять знания детей о гжельской.

Схема составления описательного рассказа о гжельской росписиСхема составления описательного рассказа о гжельской росписи 1. Гжель - это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия. 2. Изначально гжелью.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект итогового занятия с детьми одготовительной группы по ознакомлению с русским народным промыслом «гжель»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 00:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Коммуникативный танец для выпускного утренника «Дважды два четыре»
Коммуникативный танец для выпускного утренника «Дважды два четыре» Вступление: Дети шагают парами по кругу, руки «стрелочкой» В конце останавливаются,...
Детский мастер-класс по аппликации «Солнышко нам светит — хорошо на свете!»
Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клеевой карандаш. Мастер – класс начал выполнять Егор....
Фотоотчёт «Спортивная площадка». Часть 2
Наконец - то ! Открылась новенькая спортивная площадка. Для наших деток это событие стало большой, радостной неожиданностью, так как установка и покраска...
Фотоотчет выпускного бала «До свидания, детский сад!»
Вот и пришло время выпускных праздников в нашем детском саду! Ах, сколько праздников встречали Мы в нашем детсаду, А этот ждали столько лет И вот настал...
Лэпбук «Перелетные птицы»
Последовала Вашему примеру и решила собрать первый лепбук, что из этого получилось увидите и надеюсь дадите рекомендации и оценки данному материалу. Тема...