Конспект итогового занятия с детьми одготовительной группы по ознакомлению с русским народным промыслом «гжель»

Валентина Приладных
Конспект итогового занятия с детьми одготовительной группы по ознакомлению с русским народным промыслом «гжель»

Конспект итогового занятия с детьми одготовительной группы по ознакомлению с русским народным промыслом «гжель»

Тема: "Гжельская роза».Цель: Учить рисовать гжельскую розу в технике «мазок с тенью».

- Учить детей видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи.

- Формировать интерес к изучению народной культуры, чувство единства с русским народом, его традициями.

- Подарить детям радость творчества, показать приёмы работы кистью.

Материалы для занятия:

- Изделия гжельских мастеров - разнообразные чайники или иллюстрации с их изображением.

- Кисти № 4, №2

- Палитры для смешивания красок

- Гуашь

- Тряпочки

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Звучит музыка, дети рассматривают выставленные поделки, предметы гжельской посуды, а также рисунки. Педагог читает стихи.

Сине- белая посуда, расскажи-ка, ты откуда

Видно издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми

В тихом Подмосковье речка Гжель бежит

Вдоль этой речки деревенька стоит

Заросли ивы вдоль речки бегут

Умельцы в той деревеньке живут.

Есть в Подмосковье

Белая рощица, синяя речка

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней

Расцветает Гжель васильковая

Незабудковая Гжель.

П. Синявский

Педагог спрашивает детей о том, чем отличается гжельская роспись от других видов росписи (орнамент растительный, выполнен в монохромной гамме синего кобальта, а затем рассказывает о процессе изготовления предметов посуды.

Белоснежные чайники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, называются «гжель» - по названию подмосковной деревушки Гжель. Даже в самом названии «Гжель» слышатся отзвуки слова «жечь». В этих местах с давних времён мастера добывали

особую глину, которая при обжиге становилась светлой. Да ещё расписывали её необычными сочными узорами сине – голубого цвета. Почему же Гжель так полюбилась людям? Что в ней такого особенного? Ну, конечно в первую очередь – это необыкновенный цвет! Он всегда бело – синий, яркий и звонкий, будто колокольчик на морозе звенит. Далеко слышно колокольчик и так же далеко видно бело – синий узор на посуде. Жители деревушки Гжель всегда с радостью говорят, что такого синего неба, как у них над крышами домов, больше нет нигде. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилось посуда «небесным светом» и напоминала о ласковом лете.

- Педагог помогает детям выделить на посуде и на образцах элементы узора: бутоны, травку, сеточку, листочки, птиц, рыбок.

2. Основная часть.

Наиболее часто среди цветов встречается роза, иногда только её лепестки. Воспитатель рассказывает детям технику выполнения гжельской розы.

Для украшения в гжельских узорах применяется элемент «мазок с тенью». Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Краска набирается краем кисти с палитры, при нанесении мазка кисть симметрично поворачивается сначала в одну, затем в другую сторону. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия. Особенность его в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон переходов цвета от глубоких, тёмных тонов до очень светлых и лёгких. В целом мазок состоит из различных оттенков синего цвета. Цвет постепенно ослабевает: от тёмно - синего, почти чёрного переходит к лёгкому, светлому, белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющегося в нём.

Воспитатель производит показ этой техники. Орнаменты (веточки, листочки, спиральки) рисовать концом кисти, придавая узору сказочную лёгкость и воздушность.

Во время занятия можно включить тихую музыку, например мелодии медленных русских хороводов. Создать обстановку свободного общения как в художественных мастерских.

3. Итог занятия.

- Общий анализ.

- почему Гжель называют сине – голубой?

- какой орнамент использовали гжельские мастера?

- какое настроение возникает, когда смотришь на гжельские изделия?

- к какому времени года относится синий цвет?

- гамма цветов: тёплые или холодные?

Организуются общие просмотры с активным обсуждением выполненных работ. Если ребёнок затрудняется дать оценку работы товарища, то задаются вспомогательные вопросы: Что нравится в рисунке? Что нарисовано более удачно?

- что сегодня рисовали?

- в чём особенность «гжельской розы

- какая роза понравилась Юле?

После занятия стихи:

К самым тонким оттенкам природы

К самым сочным краскам земли

Прикоснулись руки народа

И секрет волшебства обрели.

Все красоты родных просторов

Чудеса мастеров таят

В светлой музыке русских узоров

Расцветает русский талант.

У русской песни - крылья лебединые

До глубины открытая душа

По вечерам над зорькою рябиновой

Они летят куда- то не спеша.

Есть в Подмосковье

Белая рощица, синяя речка

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней

Расцветает Гжель васильковая

Незабудковая Гжель.

Звучит песня: Юрий Чичков «Незабудковая Гжель»

Сюрпризный момент.

Воспитатель выносит самовар с пряными изделиями и сладостями.

Публикации по теме:

Продолжение проекта «Гипс, музеи, зоосад». Роспись гипсовых изделийПродолжение проекта «Гипс, музеи, зоосад». Роспись гипсовых изделий Цели и задачи проекта смотрите в блоке "Гипс, музеи, зоопарк". занятие №3 Роспись гипсовых изделий Цель. Закреплять знания детей о гжельской.

Схема составления описательного рассказа о гжельской росписиСхема составления описательного рассказа о гжельской росписи 1. Гжель - это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия. 2. Изначально гжелью.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект итогового занятия с детьми одготовительной группы по ознакомлению с русским народным промыслом «гжель»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 00:51
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...